Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:49, реферат
Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Вступление. PAGEREF _Toc534307518 h 2
1.Знакомство с полифонией на начальном этапе обучения.. PAGEREF _Toc534307519 h 2
2.Развитие полифонических навыков на материале полифонии И.С.Баха Изучение основ стиля музыки барокко.. PAGEREF _Toc534307520 h 6
2.1.«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».. PAGEREF _Toc534307521 h 7
2.2.Педагогический анализ Менуэта d-moll PAGEREF _Toc534307522 h 7
2.3.Особенности баховской динамики, ритмики, мелизматики.. PAGEREF _Toc534307523 h 12
2.4.Работа над интонированием темы, межмотивная и внутримотивная артикуляция, скрытое двухголосие на материале «Маленьких прелюдий» и «Инвенций».. PAGEREF _Toc534307524 h 15
2.5.Соотношение темы и имитации, темы и противосложения. PAGEREF _Toc534307525 h 20
3.Работа над интонированием тематического материала в стреттных и многотемных фугах.. PAGEREF _Toc534307526 h 24
3.1.Общие положения. PAGEREF _Toc534307527 h 24
3.2.Педагогический анализ стретты из фуги cis-moll (ХТК I). PAGEREF _Toc534307528 h 26
Заключение. PAGEREF _Toc534307529 h 27
Список использованной литературы... PAGEREF _Toc534307530 h 28
Учитывая эти требования,
предъявляемые полифонической музыкой,
становится понятным, что наиболее
трудными для овладения являются
произведения, значительные разделы
которых посвящены совместному
развитию нескольких тематических материалов
или стреттному проведению темы (нескольких
тем). Ученик музыкальной школы
может столкнуться с
Чтобы сделать стретту
слышимой, доступной для исполнения
и восприятия, необходимо ее тщательно
проанализировать - с целью выяснить,
какого рода интонирование избрать
для темы. Ориентиром будут служить
два момента. Во-первых, тема должна
звучать органично и
Для большей наглядности выведем модели интонирования для тем, участвующих в стретте перед заключительной частью фуги cis-moll (ХТК том I).
3.2.Педагогический
анализ стретты из фуги cis-moll (ХТК
I)
Тему «креста» мы
уже определили как довлеющую, подчиняющую
себе все остальные темы. Главный,
самый выразительный звук в ней,
несомненно, третий, берущийся ходом
на уменьшенную кварту, к тому же
самый высокий.
Но вместе с взятием
этого звука в стретте (см. пример,
где она, для ясности архитектурного
замысла, выписана по шести голосам)
должна вступить, не оставшись незамеченной,
та же тема в другом голосе. Следовательно,
ее вступление будет громче вступления
первой, вступление третьей громче,
чем второй и т. д.. Причем то, что
эта тема раз за разом вступает
все ниже и ниже, вовсе не означает
спада в ней напряженности, наоборот,
она с каждым новым проведением
звучит все объемней, глубже, серьезней.
Вторая тема – тема «молоточка» - по
ходу фуги уже давно (с такта 49) являлась
спутницей темы «креста», вступая
всегда через четверть после второго
ее звука, так, что второй звук темы
«молоточка» совпадает по времени
с кульминационным звуком темы «креста».
Поэтому, во избежание
заглушения этого значимого звука
первой темы и тем самым лишения
ее всяческого смысла и выразительности,
активную квартовую интонацию темы
«молоточка» следует делать таковой
только за счет первой ноты (вторая берется
на снятии) и уже дальше «вырастать»
на повторяющихся нотах к
Заключение
Конечно же, приведенные
мной модели интонирования для тем,
участвующих в стретте и
Изучение баховских
сочинений – это прежде всего
большая аналитическая работа.
Для понимания полифонических пьес
Баха нужны специальные знания, нужна
рациональная система их усвоения.
Достижение определенного уровня полифонической
зрелости возможно лишь при условии
постепенного, плавного и непрерывного
наращивания знаний и полифонических
навыков. Перед педагогом музыкальной
школы, закладывающим фундамент
в области овладения полифонией
и полифонической техникой, всегда
стоит серьезная задача: научить
ребенка любить полифоническую музыку
(а также полифонию в любой
другой музыке), понимать ее и с удовольствием
работать над ней.
Список использованной
литературы
1. И.Браудо
«Об изучении клавирных
2. Г.Нейгауз
«Об искусстве фортепианной
3. Н.Калинина
«Клавирная музыка Баха в
4. Б.Кременштейн
«Воспитание самостоятельности
ученика в классе специального
фортепиано».
5. А.Артоболевская
«Первая встреча с музыкой».
6. Е.Макуренкова
«О педагогике В.В.Листовой».
7. Н.Любомудрова
«Методика обучения игре на
фортепиано».
8. А.Алексеев
«Методика обучения игре на
фортепиано».
[1] И.А.Браудо: «Об
изучении клавирных сочинений
Баха в музыкальной школе», стр.16.
[2] И.А.Браудо: «Об
изучении клавирных сочинений
Баха в музыкальной школе», стр.17
[3] Мне кажется,
что не стоит пытаться
[4] Часто встречающаяся
ошибка – взятый в этом месте
слету, т.е. не вовремя и не
с той силой звук (a2), который
продолжает мелодию в верхнем
голосе и, следовательно, не
может быть громче первого
ее звука.
[5] Строго говоря,
эта проблема, как и проблема
«вопросов-ответов» не связана
специально с исполнением
[6] И.А.Браудо: «Об
изучении клавирных сочинений
Баха в музыкальной школе», стр.34
[7] А.Швейцер: «И.С.Бах»