Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:49, реферат
Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Вступление. PAGEREF _Toc534307518 h 2
1.Знакомство с полифонией на начальном этапе обучения.. PAGEREF _Toc534307519 h 2
2.Развитие полифонических навыков на материале полифонии И.С.Баха Изучение основ стиля музыки барокко.. PAGEREF _Toc534307520 h 6
2.1.«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».. PAGEREF _Toc534307521 h 7
2.2.Педагогический анализ Менуэта d-moll PAGEREF _Toc534307522 h 7
2.3.Особенности баховской динамики, ритмики, мелизматики.. PAGEREF _Toc534307523 h 12
2.4.Работа над интонированием темы, межмотивная и внутримотивная артикуляция, скрытое двухголосие на материале «Маленьких прелюдий» и «Инвенций».. PAGEREF _Toc534307524 h 15
2.5.Соотношение темы и имитации, темы и противосложения. PAGEREF _Toc534307525 h 20
3.Работа над интонированием тематического материала в стреттных и многотемных фугах.. PAGEREF _Toc534307526 h 24
3.1.Общие положения. PAGEREF _Toc534307527 h 24
3.2.Педагогический анализ стретты из фуги cis-moll (ХТК I). PAGEREF _Toc534307528 h 26
Заключение. PAGEREF _Toc534307529 h 27
Список использованной литературы... PAGEREF _Toc534307530 h 28
В Менуэте d-moll
певучее, выразительное звучание верхнего
голоса напоминает пение скрипки.
А тембр и регистр басового
голоса приближается к звучанию виолончели.
Затем необходимо разобрать вместе
с ребенком, задавая ему наводящие
вопросы, форму пьесы (двухчастная)
и ее тональный план: первая часть
начинается в d-moll’е, а заканчивается
в параллельном F-dur’е; вторая часть
начинается в F-dur’е и заканчивается
в d-moll’е. Необходимо также разобрать
фразировку и связанную с ней
артикуляцию для каждого голоса
в отдельности. В первой части
нижний голос состоит из двух, четко
отделенных кадансом предложений, а
первое предложение верхнего голоса
распадается на две двутактные фразы:
первая фраза звучит более значительно
и настойчиво, вторая носит более
спокойный, как бы ответный характер.
Для уяснения вопросо-ответных соотношений
Браудо предлагает следующий педагогический
прием: педагог и ученик располагаются
за двумя роялями, первый двутакт (вопрос)
исполняется учителем, ученик же отвечает
на этот двутакт-вопрос исполнением
второго двутакта (ответа). Роли,
естественно, можно переменить: ученик
будет «задавать» вопросы, учитель
– «отвечать» на них. При этом
исполнителю, задающему вопросы, можно
играть свою мелодию чуть ярче, а
отвечающему – чуть тише, затем
попробовать сыграть наоборот, вслушаться
и выбрать лучший, естественный вариант.
Важно, что при этом мы учим ученика
не столько играть немного громче
и немного тише, - мы учим его «спрашивать»
и «отвечать» на фортепиано.
Вторая часть менуэта
d-moll представляет для ученика большую
трудность, связанную с изменением
характера мелодического
Над Менуэтом G - dur (№
4) можно также поработать методом
«вопросов» и «ответов»:
«Вопросы» и
«ответы» состоят в нем из
четырехтактовых фраз. Здесь
весь верхний голос Менуэта
играет ученик, выразительно интонируя
«вопросы» и «ответы», углубляется
работа над выразительностью
штрихов (такты 2, 4) - здесь ученику
могут помочь образные
Из многих задач,
встающих на пути изучения полифонии,
основной задачей остается работа над
певучестью, интонационной выразительностью
и самостоятельностью каждого голоса
отдельно. Самостоятельность голосов
– непременная черта любого полифонического
произведения. Поэтому так важно
показать ученику на примере d-moll’ного
Менуэта, в чем именно проявляется
эта самостоятельность.
1. в
различном характере звучания
голосов (инструментовка);
2. в
разной, почти нигде не совпадающей
фразировке (например, в тактах 1-4 верхний
голос содержит две фразы, а
нижний состоит из одного
3. в
несовпадении штрихов (legato и non
legato);
4. в
несовпадении кульминаций (
5. в
разной ритмике (движение
6. в
несовпадении динамического
2.3.Особенности баховской
динамики, ритмики, мелизматики
Полифонии Баха свойственна
полидинамика, и для ясного ее воспроизведения
следует прежде всего избегать динамических
преувеличений, не следует отходить
от намеченной инструментовки до конца
пьесы. Чувство меры по отношению
ко всем динамическим изменениям в
любом произведении Баха – качество,
без которого нельзя стилистически
верно передать его музыку. Лишь
посредством глубокого аналитического
изучения основных закономерностей баховского
стиля можно постичь исполнительские
намерения композитора. К этому и должны
быть направлены все усилия педагога,
начиная с работы над пьесами из «Нотной
тетради Анны Магдалены Бах».
На материале других
пьес из «Нотной тетради» ученик усваивает
новые для него черты музыки Баха,
с которыми будет встречаться
в произведениях разной степени
сложности. Например, с особенностями
баховской ритмики, для которой
характерно в большинстве случаев
использование соседних длительностей:
восьмые и четверти (все марши
и менуэты), шестнадцатые и восьмые
(«Волынка»). Еще одной отличительной
особенностью баховского стиля, которую
выявил И.Браудо и назвал «приемом восьмушки»,
является контраст в артикулировании
соседних длительностей: мелкие длительности
играются legato, а более крупные
– non legato или staccato. Однако пользоваться
этим приемом следует, исходя из характера
пьес: певучие Менуэт d-moll, Менуэт
№ 15 c-moll, торжественный Полонез
№ 19 g-moll – исключения из «правила
восьмушки».
При исполнении вокальных
сочинений И.С.Баха (Ария № 33 f-moll,
Ария № 40 F-dur), так же, как и
его хоральных прелюдий (на дальнейшем
этапе обучения) надо не упускать из
вида, что знак ферматы не означает
в этих пьесах временной остановки,
как в современной нотной практике;
этот знак указывал лишь на конец стиха.
При работе над полифонией
Баха учащиеся часто встречаются
с мелизмами – важнейшим
1. исполнять
мелизмы Бах предписывает за
счет длительности основного
звука (за отдельными
2. все
мелизмы начинаются с верхнего
вспомогательного звука (кроме
перечеркнутого мордента и
3. вспомогательные
звуки в мелизмах исполняются
на ступенях диатонической
Чтобы ученики не относились к мелизмам как к досадной помехе в пьесе, нужно умело преподнести им этот материал, пробудить интерес, любознательность. Например, разучивая Менуэт № 4 G-dur, ученик знакомится с мелодией, не обращая внимания на выписанные в нотах морденты. Затем он слушает пьесу в исполнении педагога: сначала без украшений, потом с украшениями и сравнивает. Ребятам, конечно же, больше нравится исполнение с мордентами. Пусть самостоятельно поищет, где и как они обозначены в нотах. Найдя новые для него значки (морденты), ученик обычно с интересом ждет объяснений педагога, и педагог рассказывает, что эти значки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, чрезвычайно распространенный в XVII-XVIII веках. Украшения как бы соединяют, украшают мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя его до нужного
2.4.Работа над интонированием
темы, межмотивная и внутримотивная
артикуляция, скрытое
Новой ступенькой в
овладении полифонией является знакомство
со сборником «Маленькие прелюдии и
фуги», а от него протягиваются многие
нити к «Инвенциям», Симфониям», и
«ХТК». Хочу подчеркнуть, что при
изучении баховских произведений очень
важна постепенность и
С имитацией ученик
познакомился еще в первом классе
музыкальной школы. В средних
классах его представление об
имитации расширяется. Он должен понять
ее как повторение темы – главной
музыкальной мысли, - в другом голосе.
Имитация – основной полифонический
способ развития темы. Поэтому тщательное
и всестороннее изучение темы, будь
это Маленькая прелюдия, Инвенция,
Симфония или Фуга, является первоочередной
задачей в работе над любым
полифоническим произведением имитационного
склада.
Приступая к анализу
темы, ученик самостоятельно или с
помощью педагога определяет ее границы.
Затем он должен уяснить образно-интонационный
характер темы. Избранная выразительная
трактовка темы определяет интерпретацию
всего произведения. Вот почему
так необходимо уловить все звуковые
тонкости исполнения темы, начиная
с первого ее проведения. Еще
изучая пьесы из «Нотной тетради
Анны Магдалены Бах», ученик осознал
мотивное строение баховских мелодий.
Работая, например, над темой в
Маленькой прелюдии № 2 C-dur (часть 1),
ученик должен ясно представлять, что
она состоит из трех восходящих (опорные
звуки этого восхождения
Для ясного выявления
ее структуры полезно сначала
поучить каждый мотив отдельно, играя
его от разных звуков, добиваясь
интонационной выразительности.
На примере Инвенции
C-dur следует познакомить учащегося
с межмотивной артикуляцией, которая
применяется для того, чтобы отделить
один мотив от другого при помощи
цезуры. Самым явным видом
цезуры является обозначенная в тексте
пауза
В большинстве же
случаев требуется умение самостоятельно
устанавливать смысловые