Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 16:49, реферат
Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Вступление. PAGEREF _Toc534307518 h 2
1.Знакомство с полифонией на начальном этапе обучения.. PAGEREF _Toc534307519 h 2
2.Развитие полифонических навыков на материале полифонии И.С.Баха Изучение основ стиля музыки барокко.. PAGEREF _Toc534307520 h 6
2.1.«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».. PAGEREF _Toc534307521 h 7
2.2.Педагогический анализ Менуэта d-moll PAGEREF _Toc534307522 h 7
2.3.Особенности баховской динамики, ритмики, мелизматики.. PAGEREF _Toc534307523 h 12
2.4.Работа над интонированием темы, межмотивная и внутримотивная артикуляция, скрытое двухголосие на материале «Маленьких прелюдий» и «Инвенций».. PAGEREF _Toc534307524 h 15
2.5.Соотношение темы и имитации, темы и противосложения. PAGEREF _Toc534307525 h 20
3.Работа над интонированием тематического материала в стреттных и многотемных фугах.. PAGEREF _Toc534307526 h 24
3.1.Общие положения. PAGEREF _Toc534307527 h 24
3.2.Педагогический анализ стретты из фуги cis-moll (ХТК I). PAGEREF _Toc534307528 h 26
Заключение. PAGEREF _Toc534307529 h 27
Список использованной литературы... PAGEREF _Toc534307530 h 28
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o "1-3" h z СОДЕРЖАНИЕ.
PAGEREF _Toc534307517 h 1
Вступление. PAGEREF _Toc534307518
h 2
1.Знакомство с
полифонией на начальном этапе
обучения.. PAGEREF _Toc534307519 h 2
2.Развитие полифонических
навыков на материале полифонии
И.С.Баха Изучение основ стиля
музыки барокко.. PAGEREF _Toc534307520 h 6
2.1.«Нотная тетрадь
Анны Магдалены Бах».. PAGEREF _Toc534307521
h 7
2.2.Педагогический
анализ Менуэта d-moll PAGEREF _Toc534307522 h
7
2.3.Особенности баховской
динамики, ритмики, мелизматики.. PAGEREF
_Toc534307523 h 12
2.4.Работа над интонированием
темы, межмотивная и внутримотивная
артикуляция, скрытое
2.5.Соотношение темы
и имитации, темы и противосложения.
PAGEREF _Toc534307525 h 20
3.Работа над интонированием
тематического материала в
3.1.Общие положения.
PAGEREF _Toc534307527 h 24
3.2.Педагогический
анализ стретты из фуги cis-moll (ХТК
I). PAGEREF _Toc534307528 h 26
Заключение. PAGEREF _Toc534307529
h 27
Список использованной
литературы... PAGEREF _Toc534307530 h 28
Вступление
Работа над полифоническим
произведением является неотъемлемой
частью обучения фортепианному исполнительскому
искусству. Ведь фортепианная музыка вся
полифонична в широком смысле
слова. Воспитание полифонического
мышления, полифонического слуха, то
есть способности расчлененно, дифференцированно
воспринимать (слышать) и воспроизводить
на инструменте несколько
Современная фортепианная педагогика с большим доверием относится к музыкальному интеллекту детей. Опираясь на опыт Б. Бартока, К. Орфа, педагог открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки уже с первого года обучения в музыкальной школе.
1.Знакомство с
полифонией на начальном этапе
обучения
Полифонический репертуар
для начинающих составляют легкие полифонические
обработки народных песен подголосочного
склада, близкие и понятные детям
по своему содержанию. Педагог рассказывает
о том, как исполнялись эти
песни в народе: начинал песню
запевала, затем ее подхватывал хор
(«подголоски»), варьируя ту же мелодию.
Взяв, например, русскую
народную песню «Родина» из сборника
«Юным пианистам» под редакцией
В. Шульгиной, педагог предлагает учащемуся
исполнить ее хоровым способом, разделив
роли: ученик на уроке играет выученную
партию запевалы, а педагог, лучше -
на другом инструменте, так как это
придаст каждой мелодической линии
большую рельефность, «изображает»
хор, который подхватывает мелодию
запева. Через два-три урока
«подголоски» исполняет уже ученик
и наглядно убеждается в том, что
они не менее самостоятельны, чем
мелодия запевалы. Работая над
отдельными голосами, необходимо добиваться
выразительного и певучего исполнения
их учеником. На это хочется тем
более обратить внимание, так как
значение работы над голосами учениками
нередко недооценивается; она проводится
формально и не доводится до той
степени совершенства, когда ученик
действительно может исполнить
отдельно каждый голос как мелодическую
линию. Очень полезно при этом
выучить каждый голос наизусть.
Играя с педагогом
в ансамбле попеременно обе партии,
ученик не только отчетливо ощущает
самостоятельную жизнь каждой из
них, но и слышит всю пьесу целиком
в одновременном сочетании
Для того чтобы сделать
ребенку более доступным
В сборниках Шульгиной
«Юным пианистам», Баренбойма «Путь
к музицированию», Тургеневой «Пианист-фантазер»
к пьесам подголосочного склада даются
творческие задания, например: подбери
до конца нижний голос и определи
тональность; сыграй один голос, а другой
спой; присочини к мелодии второй
голос и запиши подголосок; сочини
продолжение верхнего голоса и так
далее. Сочинение, как один из видов
творческого музицирования
Активное и заинтересованное
отношение школьника к
Очень важно с
первых шагов овладения полифонией
приучить ребенка к ясности поочередного
вступления голосов, четкости их проведения
и окончания, точности нюансировки.
Необходимо на каждом уроке добиваться
контрастного динамического воплощения
и различного тембра для каждого
голоса.
Исполняя пьесы
Б. Бартока и других современных
авторов, дети постигают своеобразие
музыкального языка современных
композиторов. На примере пьесы
Б. Бартока «Противоположное движение»
видно, насколько важна игра полифонии
для воспитания и развития слуха
учащегося, особенно если это касается
восприятия и исполнения произведений
современной музыки. Здесь мелодия
каждого голоса в отдельности звучит естественно.
Но при первоначальном проигрывании пьесы
сразу двумя руками ученика могут неприятно
поразить возникающие при противоположном
движении диссонансы и переченья f1
– f#, c2 – c# . Если же он предварительно
как следует усвоит каждый голос отдельно,
то и их одновременное звучание будет
им восприниматься как логическое и естественное.
Конечно, такое
усложнение должно иметь какое-
Вслед за освоением
простой имитации (повторение мотива
в другом голосе) начинается работа
над пьесами канонического
Следует отметить, что
сам по себе процесс переписывания
полифонических произведений очень
полезен. На это указывали такие
выдающиеся педагоги нашего времени, как
В.В.Листова, Н.П.Калинина, Я.И.Мильштейн.
ученик быстрее привыкает к
Эффективность таких упражнений усиливается, если их играть затем по слуху, от разных звуков, в разных регистрах (вместе с педагогом). В результате такой работы ученик отчетливо осознает каноническое строение пьесы, вступление имитации, ее соотношение с имитируемой фразой и соединение окончания имитации с новой фразой.
2.Развитие полифонических
навыков на материале полифонии
И.С.Баха Изучение основ стиля
музыки барокко
Так как стреттная
имитация в полифонии И.С.Баха является
очень важным средством развития,
то педагог, заботящийся о перспективе
дальнейшего полифонического
2.1.«Нотная тетрадь
Анны Магдалены Бах»
Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха, а первой ступенькой на пути к «полифоническому Парнасу» - широкоизвестный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. На мой взгляд, знакомить ученика лучше всего непосредственно с самим сборником, то есть «Нотной тетрадью», а не с отдельными пьесами, разбросанными по разным сборникам. Очень полезно рассказать ребенку о том, что две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах» - это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И.С.Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы, как собственные, так и чужие, написаны в тетради рукой самого И.С.Баха, иногда – рукой его жены Анны Магдалены Бах, встречаются также страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха. Вокальные сочинения – арии и хоралы, вошедшие в сборник, - предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи.
2.2.Педагогический
анализ Менуэта d-moll
Многие педагоги
начинают знакомство учащихся с «Нотной
тетрадью» Менуэтом d-moll. Ученику
интересно будет узнать, что в
сборник включены девять Менуэтов.
Во время И.С.Баха Менуэт был распространенным,
живым, всем известным танцем. Его
танцевали и в домашней обстановке,
и на веселых празднествах, и во
время торжественно-пышных дворцовых
церемоний. В дальнейшем менуэт
стал модным аристократическим танцем,
которым увлекались чопорные придворные
в белых напудренных париках
с буклями. Следует показать,
особенно девочкам, иллюстрации балов
того времени, обратить внимание детей
на костюмы мужчин и женщин, в
большой степени
Своей мелодичностью
и напевностью он больше напоминает
песню, чем танец, поэтому и характер
исполнения должен быть мягким, плавным,
певучим, в спокойном и ровном
движении. Затем педагог обращает
внимание ученика на отличие мелодии
верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность
и независимость друг от друга, словно
их поют два разных певца: определяем,
что первый – высокий (женский) голос
– это сопрано, а второй – низкий
(мужской) – бас; или два голоса
исполняют два разных инструмента,
вопрос – какие ? Обязательно
нужно вовлечь в обсуждение этого
вопроса ученика, разбудить его
творческую фантазию. И.Браудо придавал
большое значение умению инструментовать
на фортепиано: «Первой заботой руководителя,
- писал он, - будет научить ученика
извлекать из фортепиано определенную,
необходимую в данном случае звучность.
Это умение я бы назвал … умением
логично инструментовать на фортепиано»[1].
«Это различие иной раз удобно сделать
ясным для ученика путем