Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа
Объект: музыкальная креативность младших школьников.
Предмет: методические способы объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста.
Цель: разработать систему методических способов объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста
Введение………………………………………………………….3
Глава I. Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства
Сущность понятия «креативность»;…………………………..…..5
Методы диагностики креативности школьников;………..………9
Учёт креативности в педагогической деятельности учителя……16.
Глава II. Педагогический процесс музыкальных эвристик
2.1Объективация музыкальной креативности школьников эвристическими средствами образования……………………………………20
Заключение…………………
Приложение А
«ЗОНДИРУЮЩИЙ» ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
ОЗВУЧИВАЕМАЯ АНКЕТА С ПИСЬМЕННЫМИ ЗАКРЫТЫМИ ВОПРОСАМИ
Учащиеся: 1-2 классы
Цель: выявление критериев уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышлении и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.
Музыка:
Задание: подчеркнуть ответы и пронумеровать эпитеты в соответствии с очередностью звучания мелодий.
Вопросы анкеты:
Ответы:
ОЗВУЧИВАЕМАЯ
АНКЕТА С ПИСЬМЕННЫМИ
ЗАКРЫТЫМИ ВОПРОСАМИ
Учащиеся: 3-4 классы
Цель: выявление критериев уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.
Музыка:
Мелодия популярной знакомой песни (Атрашкевич Е. Кораблики).
Незнакомый, ритмически и мелодически невыразительный музыкальный фрагмент (Шопен Ф. Капля дождя).
Незнакомый, но ритмически и мелодически выразительный фрагмент (Альбинони Т. Адажио).
Задание: подчеркнуть ответы и пронумеровать эпитеты в соответствии с очередностью звучания мелодий.
Вопросы анкеты:
Ответы:
Да — нет
Да — нет
К 1-й— 2-й —3-й
Да — нет
Болтливая — добродушная — загадочная — высокомерная — льстивая — грубая — задорная — тревожная — застенчивая — восторженная — таинственная — обеспокоенная
Резкими — отрывистыми — плавными — продолжительными — суетливыми — с большой амплитудой показа — с малой амплитудой показа
7.1-я — 2-я — 3-я
8.1-ю
— 2-ю — 3-ю
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
«КОНСТАТИРУЮЩИЙ» ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ»
Метод
морфологического анализа
Учащиеся: 1 – 2 классы
Цель: определение уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу её интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.
Музыка
(исполняется по шестнадцать тактов на
одном инструменте): сл. Полякова Н., муз.
Захлевного Л. Кузнечик;
Томас В. Танец маленьких
утят; Моцарт В.
Турецкий марш; Бел. нар. танец «Крыжачок»;
Паулс Р. Чарли.
Задание: расставить порядковые номера озвучиваемых произведений напротив их музыкальных характеристик.
Ось: музыкальные миниатюры различной жанровой принадлежности.
Элементы:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ | ТИП ОРКЕСТРА, СОЛЬНОЕ (ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ, ВОКАЛЬНОЕ) ИСПОЛНЕНИЕ | РИТМ (ЖАНРОВЫЙ) | ТЕМП | ДИНАМИКА |
Музыка для детей | Симфонический | Песенный | Очень медленный | Очень тихая |
Популярная музыка | Народный | Маршевый | Медленный | Тихая |
Классические произведения | Духовой | Танцевальный | Умеренный | Умеренная |
Народная музыка | Вокальное соло | Польки | Быстрый | Громкая |
Джаз | Сольный инструмент (назвать его или оркестровую группу, к которой он относится) | Вальса | Очень быстрый | Очень громкая |
Вопросы:
1.К какому жанру вы отнесли бы данный фрагмент музыки?
2.На каких инструментах его лучше исполнять?
3.Какова
ритмическая основа
4.В каком темпе лучше исполнять данную музыку?
5.При
какой динамике желательно
МЕТОД ПРОЕКТОВ (ПРАКТИЧЕСКИХ (ЭВРИСТИЧЕСКИХ) ЗАДАНИЙ)
Учащиеся: 3-4 классы
Цель: определение уровней эмоционального отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждении учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации.
Задания:
Повторить инструментально (вокально) 4 такта сыгранной (спетой) мелодии учителем.
Придумать законченную мелодическую фразу (предложение, период) и объяснить ее ритмическую основу.
Подобрать ритмический аккомпанемент к мелодии, озвученной учителем.
Найти в мелодии, записанной в 2-дольном размере, звук, который может гармонично повторяться на сильной доле каждого такта
Придумать
музыкальную фразу в
Придумать
музыкальную фразу в
Примечание:
вокальное или инструментальное
исполнение заданий определяется учащимися
самостоятельно.
«ПОИСКОВЫЙ» ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОД
СРАВНЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ
КОНТРАСТОВ И СХОДСТВ
Учащиеся: 1-2 классы
Цель: выявление предрасположенности учащихся к различным способам (рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному, эвристическому) музыкального творчества.
Музыка:
1. Чайковский П. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
2. Бел. пар песня. Купалінка.
3. Грибоедов А. Вальс.
Условие: знакомая мелодия в виде сольфеджио анализируется на основе выявленных характерных средств музыкальной выразительности (подбор вариативный).
Задание:
Варианты
средств музыкальной
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Учащиеся: 3-4 классы
Цель: выявление предрасположенности учащихся к различным способам (рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному, эвристическому) музыкального творчества.
Музыка:
Корнев В. Волжская кадриль.
Римский Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Садко»
Шуберт Ф. Вальс.
Абстрактная импровизация учителя.
Совершенствуемый (фокальный) объект: незнакомая мелодия исполненная в виде сольфеджио.
Случайный объект: средства музыкальной выразительности.
Задание:
выделить средства музыкальной выразительности, характеризующие произведения в соответствии с очередностью их звучании,
Информация о работе Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства