Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа
Объект: музыкальная креативность младших школьников.
Предмет: методические способы объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста.
Цель: разработать систему методических способов объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста
Введение………………………………………………………….3
Глава I. Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства
Сущность понятия «креативность»;…………………………..…..5
Методы диагностики креативности школьников;………..………9
Учёт креативности в педагогической деятельности учителя……16.
Глава II. Педагогический процесс музыкальных эвристик
2.1Объективация музыкальной креативности школьников эвристическими средствами образования……………………………………20
Заключение…………………
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
П.П. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие
творческого мышления неотделимо от
формирования исполнительских умений
и навыков. Чем разностороннее и
совершеннее умения и навыки учащихся,
тем богаче их фантазия, реальнее их
замыслы, тем более сложные
А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
Для дальнейшей выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:
1) индивидуализация образования;
2) исследовательское обучение;
3) проблематизация.
В
современных социально-
Учитель,
стремящийся к развитию креативности
учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать
условия благоприятные для
В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.
Таким образом, можно выделить следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
-
применение методов творчества
учащимися в процессе
Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:
- рассмотрение креативности как свойства всей личности;
-
понимание креативности как
Глава II. Педагогический процесс музыкальных эвристик
2.1. Объективация
музыкальной креативности
Тот, кто постоянно ясен,
Тот, по-моему, просто глуп.
В. Маяковский
Способность
слушателя к сопереживанию
Психолого-
Учитывая это, зондирующий этап экспериментальной работы осуществлялся с целью выявления критериев уровней эмоциональности отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и неизвестных семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации. Выделенный комплекс психосоматических свойств, характеризующих музыкальную креативность человека, является производным трех основных его музыкальных способностей, обоснованных Б.М. Тепловым: слуховых представлений, ладового и музыкально-ритмического чувства.С учетом этих исходных данных планировалась экспериментальная работа.
Исследование проводилось с учащимися 1—4-х классов. В частности, дифференциация учащихся и экспериментальных заданий для них, соответствующих их физиологическим способностям, проводилась по двум возрастным категориям. А именно: в 1—2-х классах дети отвечали на закрытые вопросы озвучиваемой анкеты (приложение А).
Для учащихся 3-4-х классов были подготовлены такие же задания, но с расширенным спектром вопросов, сформулированных в более сложной редакции (приложение Б). Дифференциация школьников по представленным возрастным группам производилась на основе обобщения педагогического опыта и научно обоснованных результатов изучения особенностей развития их общих и музыкальных способностей признанными учеными в данной отрасли педагогики [1, с. 53].
Репрезентативность
выводов экспериментальной
Таблица 2.1. Результаты зондирующего этапа исследования
|
Цифровые показатели свидетельствуют о существующих тенденциях, выявленных в процессе эксперимента. Во первых, наблюдается незначительное снижение неосознанного, безразличного отношения учащихся к музыкальному творчеству с увеличением их возраста. Во-вторых, заметна динамика в стремлении старших к самостоятельным, оригинальным мышлению и суждениям. В третьих, прослеживается мнимая готовность детей повторить голосом именно те произведения, которые предпочитаемы ими. Причем решения принимаются без практических попыток их осуществления. Интонационные, ладовые, ритмические и фактурные особенности музыки не берутся при этом во внимание.
Анкетные данные, ситуативные и целенаправленные собеседования с учащимися, латентные наблюдения за ними позволили выявить ряд критериев уровней эмоциональности отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и неизвестных семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений учащихся в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации:
душевной апатии (состояния безразличия к окружающему, отсутствия страстей, интересов и внутренних побуждений);
дискурсивности (рассудочности, логической обоснованности) словесной интерпретации эмоционального состояния;
стабильности (соответствия действий принципу «правильного» стиля жизни) чувственных и интеллектуальных признаков поведения;
валидности (достоверности) внешнего проявления эмоционального состояния;
релевантности (смыслового соответствия) вербальной характеристики музыки глубине переживаемых чувств;
вигильности (способности сосредоточить внимание на новых впечатлениях);
эвристичности интонационно художественных сравнений [20; 25].
Такая пошаговая градация критериальных оттенков явилась следствием желания абстрагироваться от формальной дифференциации психосоматических свойств ребенка на «высокие», «средние» и «низкие», не характеризующие в сущности их особенностей.
Целью
констатирующего этапа
Информация о работе Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства