Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:42, курсовая работа
Объект: музыкальная креативность младших школьников.
Предмет: методические способы объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста.
Цель: разработать систему методических способов объективации музыкальной креативности у детей младшего школьного возраста
Введение………………………………………………………….3
Глава I. Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства
Сущность понятия «креативность»;…………………………..…..5
Методы диагностики креативности школьников;………..………9
Учёт креативности в педагогической деятельности учителя……16.
Глава II. Педагогический процесс музыкальных эвристик
2.1Объективация музыкальной креативности школьников эвристическими средствами образования……………………………………20
Заключение…………………
В
соответствии с логикой данного
исследования в качестве осей были
подобраны музыкальные
Констатирующий этап экспериментальной работы с учащимися 3-4-х классов проводился на основе метода проектов, обоснованного Д. Килиатриком [8, с. 13]. Его суть заключается в самостоятельном решении детьми практических заданий. В контексте данного исследования они составлялись с учетом личностно ориентированной направленности и эвристической предопределенности их выполнения (приложение Г).
. Цифровые показатели экспериментальной работы отражены в таблице.
Таблица 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования
Возрастая дифференциация учащихся | Ответы учащихся (в процентном выражении) | ||||
Неосознанные | Сообразные | Прогнозируемые | Вероятностные | Оригинальные | |
1-2 кл. | 27.2 | 29,2 | 20,8 | 12,2 | 10,6 |
3-4 кл. | 24,4 | 30,3 | 21 | 13,4 | 10,9 |
Данные таблицы свидетельствуют об относительной тождественности статистических показателей зондирующего и констатирующего этапов эксперимента. Наиболее прогнозируемыми и закономерными явлениями следует признать сообразное определение детьми темпа и ритмической основы, соответствующих жанровым особенностям виртуального музыкального фрагмента. Выявление ритма как абстрактного средства музыкальной выразительности вне связи с песенным, танцевальным, маршевым характером пьес также было бы затруднительным для учащихся 1—2-х классов. Определение же ими жанровой принадлежности музыки, типа оркестра или сольного инструмента, наиболее подходящих для ее исполнения, можно оценивать случайным, в одних случаях, и оригинальным — в других.
Для
учащихся 3—4-х классов наиболее
доступными заданиями стали, как
выяснилось, подбор ритмического аккомпанемента
к мелодии и сочинение
Таким образом, анализ результатов экспериментальной работы свидетельствует о существенных различиях в эмоциональной отзывчивости на музыку и способностях к образному, абстрактному мышлению среди учащихся как одной, так и разных возрастных групп. Избегая типичности в определении их уровней, градация проводилась с учетом даже незначительных нюансов психосоматических свойств каждого ребенка. Принимался во внимание и тот факт, что следствием возрастного ценза с уверенностью можно считать только общеобразовательную подготовку детей. Музыкальные способности и степень эвристичности образного мышления не являются имманентным сегментом их апперцепции.
В соответствии с данными выводами и на основе выявленных критериев осуществлялась дифференциация уровней школьников но признакам эмоциональности отклика на музыку, способности к анализу ее интонационных констант и незнакомых семиотических значений, эвристичности образного мышления и суждений в процессе художественного творчества и период постмузыкальной коммуникации. Вследствие объединения схожих по содержанию критериев синтезированы следующие уровни учащихся:
Индифферентный (безразличный, равнодушный).
Конформистический (приспособленческий, некрити чески воспринимающий мнение авторитетов).
Реалистический (учитывающий не зависящие от него условия и обстоятельства).
Романтический (восторженный, склонный к мечтательности).
Эвристический (творческий, ищущий, открывающий)[20,25 ].
Одной из особенностей сообразности мышления школьников является и неизменное ассоциирование ими причинно-следственных отношений между темпом и эмоциональным настроем произведений без учета их ладово-гармонических тяготений. Иными словами, быстрое движение мелодии всегда сопряжено, по мнению детей, с веселым характером музыки, а следствием медленного темпа становится грустное настроение. Наглядны также предпочтения учащихся односложных, линейных эпитетов по сравнению с образными характеристиками музыки. В первую очередь они выделяют темп, инструментальный тембр, динамику и, иногда, название произведения без метафор, дополняющих его смысловую сущность. Это объясняется, во-первых, преемственностью сложившегося мнения в среде обитания детей о музыке как искусстве развлекательном, не обладающим функцией познавательной. Во-вторых, закономерным фактом является недостаточный объем глоссария учащихся. К тому же чувственные ощущения и переживания не всегда могут быть адекватно репродуцированы вербально даже опытным лингвистом. Для оригинального истолкования возникшего катарсиса необходимы номинальные канонические знания элементарной теории музыки и навыки ее художественно- эстетического анализа. Между тем красноречивая экспликация музыкальной семантики также не может служить производным показателем соответствующего эмоционального состояния слушателя. Таким образом, на уточняющем этапе исследования в целом подтвердились результаты констатирующей части эксперимента, которые позволяют более объективно определить стартовые условия развития способности к музыкальной эвристике у детей и подростков.
Определение алгоритма проведения формирующей части экспериментальной работы предварялось поисковым этапом исследования. Его целью было выявление предрасположенности учащихся к различным способам (рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному, эвристическому) музыкального творчества. Как и на предыдущих этапах исследования, экспериментальные методы подбирались с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, в работе с детьми 1-2-х классов применялся метод «сравнений музыкальных контрастов и сходств». Суть его функционального применения может быть разной и заключаться в выявлении как семантических, так и технических различий и тождеств между произведениями или в рамках одного сочинения. Следует отметить и то обстоятельство, что названный метод, предложенный Д.Б. Кабалевским [1,с.122], трактуется зачастую принципом, обоснованным Б.В. Асафьевым [3]. Однако между точками зрения ученых нет противоречия, так как в первом случае это объясняется спорадическим приемом, применяемым в контексте раскрытия определенной темы, а во втором — принципиальной методической позицией учителя, системно реализуемой им в учебном процессе (приложение Д).
Поисковый этап исследования с учащимися 3-4-х классов проводился на основе метода «фокальных объектов», обоснованного американским ученым Ч.С. Вайтингом [2; 19]. Дефиниция термина «фокальный» (от лат. focus — очаг) обозначает фокусную линию пучка лучей, исходящих от светящейся точки после их отражения от сферического зеркала или преломления в оптическом стекле. Применительно к данному экспериментальному исследованию это определение эксплицируется следующим образом. Свойства или признаки случайных, абстрактных объектов переносятся на совершенствуемый объект, в результате чего возникают неожиданные, оригинальные симбиозы, способствующие преодолению инерционного мышления. В рамках данной работы совершенствуемым (фокальным) объектом являлась незнакомая мелодия, исполненная в виде сольфеджио. Случайными объектами были определены вариативные эпитеты средств музыкальной выразительности. Здесь уместно заметить, что современные поп музыканты в меркантильных целях зачастую «совершенствуют» и известные произведения, пренебрегая авторскими правами и нормами морали. При этом, конечно, не исключается профессиональная стилизация музыкальных шедевров в художественных целях. В ситуации же экспериментальной работы с учащимися знакомая мелодия не позволила бы им абстрагироваться от подлинного звучания и находить личностную ее интерпретацию (приложение Ж).
Статистическое
выражение результатов
Таблица 2.3. Результаты поискового этапа исследования
|
Судя по цифровым показателям, запечатленным в таблице, уровни эмоциональности отклика, образного мышления и суждений учащихся, зафиксированные на констатирующем этапе исследования, незначительно отличаются от степени их предрасположенности к рецептивному, репродуктивному, конструктивному, продуктивному и эвристическому способам музыкального творчества. Такую преемственность можно считать закономерной, так как дериватом мышления являются практические действия человека. В ходе экспериментальной работы отчетливо проявились факторы, влияющие на творческую активность и степень эвристичности учебной деятельности учащихся. К таковым относятся педагогические условия, способствующие личностной самореализации ребенка в созидательном процессе; уважительное отношение к эстетическим потребностям детей; современная интерпретация художественного репертуара, иллюстрируемого на уроке, и качественное его воспроизведение; динамичность и системность ведения занятий с преобладанием на них активных видов творчества; систематическое, концептуально обоснованное использова ние мультимедийного компьютера. С учетом данных факторов определялись вероятностные алгоритмы сотворчества учителя и учащихся в период проведения формирующего этапа исследования. Поскольку интегрирующим видом художественной деятельности на уроке является музыкальное восприятие, постольку особенности объективации музыкальной креативности школьников на основе метода дифференциации и генерализации их образных представлений будут рассматриваться в работе первыми.
Стимулом к творческому восприятию искусства может стать создание на уроке проблемных ситуаций. Д.Б. Кабалевский полагал, что творческое начало детей может проявляться в своеобразии ответов, стремлении самому задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы.
Таким образом, в работе над развитием творческих навыков детей младшего школьного возраста учитель должен быть в состоянии:
создать в классе непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;
увлечь детей своим творческим отношением;
уметь объективно оценить вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Заключение
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, педагогу необходимо следующее:
отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Итак,
развитие творческих способностей ребенка
на уроке музыки было и остается
одной из актуальных задач музыкального
воспитания [7].
Литература
Информация о работе Понятие креативности в контексте педагогики музыкального искусства