Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.............................5
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников..5
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности.................................................7
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности....................10
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности............................................................................12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ..................................................................................................................18
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Таким образом  надо активно развивать и обогащать  двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать  игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. но и передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Интересные  игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. И вот уже знакомый вид польки можно увидеть в движениях других детей. Одни за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.

Для детей старшего возраста используется магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят.

Использование грамзаписи в свободное от занятий  время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

А это является содержанием таких музыкальных  игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая  мелодия», «Определи пляску».

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.

В своей работе по развитию творчества используется также наглядный материал: картины, рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.

Итак, в доступной  игровой форме у детей развиваются  музыкальные способности.

В игре дети быстрее  усваивают требования программы  по развитию певческих и музыкально-ритмических  навыков и даже в области слушания музыки.

Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к  музыке, к самим заданиям, а также  способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, игровые приемы на занятиях музыки способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проанализированной литературы, а также на основе накопленного педагогического опыта, можно придти к следующим выводам:

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий  характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные  условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

Музыкальные занятия  оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные  занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной  педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Одним из видов  музыкальной деятельности является ритмические движения. На занятиях значительная часть времени отводится  разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и  замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Можно сделать  заключение о том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей  работе по воспитанию наших детей. Музыкальное  развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием  детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель - воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Беседы о  педагогике и исполнительстве:  к обобщению творческого опыта  фл. факультета МГК им. П.И. Чайковского  / - М.: МГК, 1992

2. Битус А.Ф.  вопросы музыкального воспитания  и обучения: учебно-методическое  пособие/ А.Ф. Битус, - Мн.: Бел. гос.  пед. ун-т, 2005.

3. Григорьева  О. Психолого-педагогические условия  развития музыкально-эстетического  вкуса младших школьников// Музычнае  і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. - 2006. - №2, - С.12-15.

4. Григорьева  О.Н. Критерии развитости музыкально-эстетического  вкуса младших школьников// Музычнае  і тэатральнае мастацтва: праблемы  выкладання. - 2008. - №3, - С.34-37.

5. Дмитриева  Л.Г. Черноиваненко И.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебных заведений. - М.: академия, 2000.

6. Жукова Т.В.  Нравственно-эстетическое воспитание  подростков в процессе внеурочной  музыкальной деятельности. - Витебск:  ВГУ им. П.М. Машерова, - 2000

7. Зимина А.Н.  Основы музыкального воспитания  и развития детей младшего  возраста: учебник для студ. Вузов. - Мн.: владос, - 2000

8. Карташев С.А.  Формирование музыкально-эстетической  культуры младших школьников: методические  рекомендации/ С.А. Карташев. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. - 43 с.

9. Комоссарова  Л.Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в детском саду. - 2005, №1, С.13-18.

10. Легаски де  Арисменди Альсира. Дошкольное  музыкальное воспитание. - М.: Прогресс, 1989.

11. Матонис В.П.  Музыкально-эстетическое воспитание  личности /В.П. Матонис. - Л.: Музыка, 1988

12. Методика  музыкального воспитания в детском  саду: по спец. «Дошкольное воспитание»  /Под ред. Н.А.Ветлушиной. - М.: Просвещение, 1989.

13. Методологические, организационные новации и проблемы музыкального образования и воспитания в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. - Брест БрГУ, 22 - 24 мая 2000 г.

14. Музыка: вопыт,  праблемы, рэклама, інфармацыя /Рэд.  Л.А. Макаранка. - Мн.: Выд. Муз. Таварыства БССР, - 1990

15. Музыка и  воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. - Мн.: Красико-Принт, - 2005.

16. Музыкальная  деятельность и музыкально-эстетическая  культура: Вопросы формирования  проф. культуры учителя музыки / Владимир. гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. - Владимир: ВГПИ, 1990.

17. Радынова  О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя  и музыкальных руководителей  детского сада / О.П. Радынова. - Мн.: Просвещение. - М.: Просвещение, 1990.

18. Халабузарь  П.П. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищ искусств - М.: Музыка, - 1990

19. Ходонович  Л.С. Музыкально-творческое развитие  дошкольников: планирование, учет, контроль: пособие/ Л.С. Ходонович. - Мн.: ИВЦ,  Минфина, - 2005.

     
 

 

   
     


Информация о работе Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности