Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:28, курсовая работа
Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.............................5
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников..5
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности.................................................7
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности....................10
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности............................................................................12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ..................................................................................................................18
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................30
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ 2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием можно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника - одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
1. Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
2. Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
3. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
4. Развитие ладового, метроритмического чувства
Следует ориентироваться в работе на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.
Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
«Тихие-громкие звоночки» - направление на развитие динамического восприятия.
Например: при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самыми маленькими необходимо строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках зайчик, то обязательно читается стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если идет работа с куклой, мишкой, матрешкой.
Для закрепления знакомых песен, используется игра «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определ ...........
т художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Музыка обладает
могучим эмоциональным
Специфика действия
музыки на нравственность человека связана
прежде всего с развитием эмоционально
Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.
Музыкальное произведение -- это “живое художественное событие”, обязательные участники которого -- “герои” и “автор-созерцатель” -- обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки.
Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.
Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.
Если говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- вооружение
учащихся знаниями, а также привитие
умений и навыков в области
доступных детям видов искусств
- музыки, пения, рисования,
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.
Особенности этого
отражения носят конкретно-
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение - способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.
Эстетическое чувство - более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4; 35].
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.
Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.
Также необходимым является проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственного воспитания.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание
требований и норм
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства
уважения к старшим,
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования
умений и навыков трудиться
и жить в коллективе, подчинять
свои личные интересы
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
- формирование навыков культуры поведения и др.
Для правильной
организации нравственного
Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Если в результате
такой работы учащиеся научатся получать
от музыкальных занятий радость
и эмоциональное удовлетворение
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания.
Работу строится в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком-Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяется работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
В процессе систематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения [9; 14].
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Например: перед занятием воспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения или плясать.
С первых занятий необходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.