Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:28, курсовая работа
Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.............................5
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников..5
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности.................................................7
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности....................10
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности............................................................................12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ..................................................................................................................18
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
(Название кафедры)
Ф.И.О. студента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЛИЯНИЕ МУЗКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Научный руководитель
«____»_________2012г.
Зав. кафедрой (название кафедры)
«____»__________2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ........................
1.1 Основные задачи и принципы
музыкального образования
1.2 Музыкально-эстетическая
1.3 Составляющие музыкально-
1.4 Процесс слушания
музыки как средство развития
эстетических и нравственных
качеств личности..............
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА
ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ........................
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых
приемов в процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.
Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.
В методике слушания ведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику музыкального образа.
В рамках теории и методики музыкального образования был проведен ряд исследований по выявления путей развития музыкальной культуры учащихся. Так, плодотворно работали в этом направлении Н.А. Терентьева,
И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая. В результате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотря на теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке, они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обучения и воспитания.
Именно поэтому, как справедливо замечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Коников, общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельных составляющих музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, более всего уделяется внимание деятельностному аспекту - фрагментарному включению детей в разные виды музыкальной деятельности.
В целом можно констатировать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала, необходимого для успешного решения проблемы формирования музыкально эстетической культуры детей, а также достаточно поверхностно рассмотрены аспекты влияния музыки на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Учитывая вышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности на сегодняшний день рассмотрения данной темы.
Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи
и принципы музыкального
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;
3. Проанализировать особенности применения игровых приемов на занятиях музыки
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
1.1 Основные задачи и принципы музыкального
образования дошкольников
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность [2; 36].
Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное
воспитание может оказать большую
помощь в полноценном развитии ребенка.
Под влиянием музыки, музыкальных
упражнений и игр при условии
использования правильно
Можно выделить общие задачи музыкального воспитания:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
2. Обогащать
музыкальными впечатления,
3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
4. Содействовать
воспитанию и формированию
5. Оказывать
влияние на всестороннее
6. Развивать
творческую активность во всех
доступных детям видах
Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная.
Работу строится на основных принципах:
2. Принцип личностной
направленности педагога на
3. Тщательного
отбора материала в
4. Интеграции
работы в различных
5. Принцип «от простого к сложному».
6. Максимального
использования развивающего
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие - сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
Основные цели развития у детей музыкального восприятия:
Расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;
Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;
Развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека [2; 98].
К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.
Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственной стороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Важнейшей задачей
массового музыкально-
Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.
Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания [8; 14].
Музыкально-эстетическая культура личности выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков поведения, чувств, оценок и убеждений. Она выражается в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей; в содержании эстетических позиций личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементах музыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятие, переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.
Соответственно
этим слагаемым музыкально-
Музыкальность как подсистема культуры личности представляет собой комплекс способностей, которые обеспечивают успех музыкальной деятельности.
Мотивационная подсистема музыкально-эстетической культуры личности включает в себя все многообразие установок личности, обуславливающих музыкальную деятельность, интересы, убеждения, цели, планы. При формировании мотивационной сферы личности создаются предпосылки для развития ее музыкально-эстетической культуры в целом.
Информационная
подсистема музыкально-эстетической культуры
личности представляет собой систему
всех видов и форм знаний о музыке.
К ним следует отнести
Операциональная подсистема музыкально-эстетической культуры личности - это совокупность всех видов и форм его музыкальной деятельности и тех элементов, на основе которых она складывается: умений, навыков, привычек, способов, приемов и методов. Эта подсистема музыкально-эстетической культуры формируется в процессе музыкального обучения.
Оценочная подсистема музыкально-эстетической культуры личности содержит глубоко личностный элемент ценностных представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества. Она связана с формированием музыкально-эстетических оценок, взглядов, убеждений.