Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной работы.
Основными задачами, поставленными перед работой, являются следующие:
1. Рассмотреть задачи и принципы музыкального образования детей;
2. Проследить влияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетической стороны личности ребенка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.............................5
1.1 Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников..5
1.2 Музыкально-эстетическая культура личности.................................................7
1.3 Составляющие музыкально-эстетической культуры личности....................10
1.4 Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности............................................................................12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ..................................................................................................................18
2.1 Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения...18
2.2 Использование игровых приемов в процессе ритмических движений........24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Рассматривая  структуру музыкально-эстетической культуры личности, выделяют два ее основных компонента: музыкальная деятельность и музыкальное сознание. К числу основных ее слагаемых относятся: музыкальные способности, установки, знания, оценки [8; 15].

 

1.3 Составляющие  музыкально-эстетической культуры  личности

На основе теоретических положений, а также анализа практических разработок в данной области представляется возможным изложить структурные элементы формирования музыкально-эстетической культуры детей в соответствии с ее личностным и деятельностным аспектами.

Очевидно, что  при разработке структурных элементов формирования музыкально-эстетической культуры личности ребенка учитываются личностные и деятельностные ее аспекты.

Так, например, приоритетная цель формирования музыкально-эстетической культуры включает в себя компоненты личностного аспекта, а остальные элементы строятся на деятельностном аспекте музыкально-эстетической культуры, так как учебная деятельность учащихся является ведущей в процессе обучения музыке.

Одним из составляющих компонентов методики формирования музыкально-эстетической культуры детей является приоритетная цель, которая заключается в достижении наивысшего уровня сформированности музыкально-эстетической культуры личности. Необходимо подчеркнуть, что цель определяется личностным аспектом музыкально-эстетической культуры.

Следующей составляющей является содержание формирования музыкально-эстетической культуры в процессе обучения музыке, выраженное через организацию музыкальной  деятельности [8; 32].

Третьим структурным  компонентом является выбор форм организации, обеспечивающих формирование музыкально-эстетической культуры в процессе обучения.

Выбор форм определяется их направленностью на цель: достижение наивысшего уровня сформированности музыкально-эстетической культуры. Следует отметить, что  большое значение для формирования музыкально-эстетической культуры имеет как учебная, так и внеучебная работа по музыкальному воспитанию. Исходя из этого, среди форм учебной работы основное место отводится уроку музыки (традиционному и нетрадиционному).

Четвертым составляющим элементом, формирующим музыкально-эстетическую культуру детей являются специально отобранные методы. Возможно использовать следующие методы, связанные с музыкальной деятельностью:

1. Информационно-поисковый,  предполагающий создание художественно-эстетических и проблемных ситуаций. Само по себе наличие художественно-эстетической ситуации еще не гарантирует обязательное включение детей в музыкальную деятельность. В основе метода создания проблемных ситуаций лежит противоречие между имеющимися знаниями, умениями, навыками, интересами, потребностями, способностями и тем, что предстоит решить. Проблемные ситуации следует рассматривать как отправной момент для включения школьников в добровольную, постепенно выходящую за рамки обязательности музыкальную деятельность. Главное здесь ни столько приобретение нужных дополнительных сведений, а развитие личностного, эмоционального отношения ребенка к самостоятельному добыванию информации.

2. Метод создания  художественного контекста формирует  музыкально-эстетическую культуру ребенка через «выходы» за пределы музыки и другие виды искусства (живопись, литературу), историю, природу, жизненные ситуации. Тем самым создаются предпосылки для эмоционального творческого восприятия, которое требует от ребенка «социального диалога», предполагающего активное взаимодействие со всей окружающей действительностью.

3. Метод «забегания  вперед и возвращения к пройденному», способствующий развитию более  глубокого осознанного восприятия.

4. Метод создания  «композиций» - прежде всего включает  детей в практическую музыкальную деятельность. Также «композиции могут быть в виде ансамблей и солистов.

5. Метод размышления  о музыке в разных формах  общения с ней - опирается не  только на процесс эмоционально-эстетического  переживания музыки, но и на  продуктивное мышление, позволяющее формировать музыкально-эстетическую культуру на более высоком уровне.

6. Метод «опережающих»  знаний рассматривается как возможность  включения детей в творческую  музыкальную деятельность. Этот  метод обусловлен самостоятельным  принятием, выбором и выполнением творческих работ. Главным условием здесь является добровольность. Проявление волевого нажима со стороны воспитателя или учителя недопустимо [8; 33].

 

1.4 Процесс слушания  музыки как средство развития  эстетических и нравственных качеств личности

В широком смысле музыкальное воспитание - это формирование духовных потребностей человека, его  нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных  явлений. В таком понимании - это воспитание Человека.

В более узком  смысле музыкальное воспитание - это  развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных  формах музыкальной деятельности, которые  ставят своей целью развитие музыкальных  способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека.

Музыка сочетанием своих выразительных средств  создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве  она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека [16; 10].

Специфика действия музыки на нравственность человека связана  прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также сорадованием, радостью за другого.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать  активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Музыкальное произведение -- это “живое художественное событие”, обязательные участники которого -- “герои” и “автор-созерцатель” -- обеспечивают воспринимающему возможность вхождения в содержательный мир музыки.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда  слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Если говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей  способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в  произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетическое  воспитание направлено на решение следующих  задач:

- формирование  у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развитие глубокого  понимания красоты природы, способности  беречь эту красоту;

- вооружение  учащихся знаниями, а также привитие  умений и навыков в области  доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного  слова, драматизации;

- развитие творческих  способностей детей, умений и  навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие у  детей понимания красоты в  человеческих отношениях, желание  и умение вносить красоту в  быт.

Эстетика рассматривает  не только сущность объективно - существующего  прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого  отражения носят конкретно-чувственный  характер и составляют специфику  эстетического сознания.

Эстетическое  восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение - способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое  чувство - более сложный вид осознания  прекрасного в жизни.

Оно характеризуется  способностью и подготовленностью  человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4; 35].

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать  эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано  только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение  ребенка на отдельные элементы.

Также необходимым  является проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственного воспитания.

Человек живёт  в обществе и не может быть свободным  от требований этого общества. Эти  требования касаются в первую очередь  моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования  не выдуманы отдельными людьми, не возникают  стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда  и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены  обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного  воспитания можно сформулировать так:

- осознание требований  и норм общественной морали, выработка  нравственных убеждений, мировоззрения;

- развитие у детей чувства  патриотизма;

- развитие чувства уважения  к старшим, товарищества и дружбы  со сверстниками, заботы и внимания  к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

- формирование  ответственного отношения к своим  трудовым делам, тщательности  в работе, дисциплинированности, ответственности  в труде, трудолюбия;

- формирования  умений и навыков трудиться  и жить в коллективе, подчинять  свои личные интересы общественным;

- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование  навыков культуры поведения и  др.

Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всего воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект -- стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно  по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает  не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

Информация о работе Методика музыкального образования. Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности