Джордж Гершвин. Утонченный джаз

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:14, реферат

Описание работы

Цель моего реферата состоит в том, чтобы рассказать о жизни и творчестве Джорджа Гершвина, еще глубже окунуться в мир его произведений и постараться оценить его вклад в джазовое искусство, основываясь на мнениях современников музыканта, музыкальных критиков и личных впечатлениях.
Тема, которую я выбрала для своего реферата, очень близка мне, так как именно благодаря творчеству Джорджа Гершвина мне удалось понять и буквально погрузиться с головой в этот мир сложных ритмов и потрясающих мелодий. Его эстрадная музыка, наполненная красотой живого чувства, мягким лиризмом, весельем, человечностью, юмором, понятна простому человеку. Тем не менее, за этой простотой и беспечностью часто таится глубокий подтекст, что выводит его музыку далеко за пределы принятых стандартов джаза, как музыки для развлечения посетителей кафе и ресторанов, и именно это позволяет назвать его джаз утонченным.

Содержание

I. Введение стр. 2

II. Основная часть
1. Юноша из Ист-Сайда стр. 3
2. В должности плаггера стр. 4
2.1 Первая песня, покорившая мир стр. 5
3. На Бродвее стр. 6
3.1 «Голубой понедельник» стр. 7
4. «Рапсодия в голубых тонах». Начало века утонченного джаза стр. 8
5. Золушка становится принцессой стр. 11
6. Американец дома и в Европе стр. 15
7. Кубинские ритмы стр. 18
8. «Порги и Бесс» стр. 19
9. Последние годы стр. 23

III. Заключение стр. 24

IV. Список литературы стр. 25

V. Приложение стр. 26

Работа содержит 1 файл

Джордж Гершвин.doc

— 202.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Джордж Гершвин.  Утонченный джаз. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ.

                                                

I. Введение  стр. 2
   
II. Основная часть  
1. Юноша  из Ист-Сайда стр. 3
2. В должности  плаггера                                                    стр. 4
    2.1 Первая песня, покорившая мир                               стр. 5
3. На Бродвее                                                                    стр. 6
    3.1 «Голубой понедельник»                                                                                                            стр. 7
4. «Рапсодия  в голубых тонах». Начало века  утонченного джаза                                 стр. 8
5. Золушка  становится принцессой стр. 11
6. Американец  дома и в Европе стр. 15
7. Кубинские  ритмы                                                        стр. 18
8. «Порги  и Бесс» стр. 19
9. Последние  годы стр. 23
   
III. Заключение стр. 24
   
IV. Список литературы стр. 25
   
V. Приложение стр. 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            

                                                        I. Введение 

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли, конечно, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах. Эта музыка – джаз.

Понятно, что  негритянская музыка развивалась обособленно, лишь мимолетно и поверхностно соприкасаясь с музыкой белых. Чтобы научиться подлинному джазу, белым музыкантам следовало сжиться с негритянской средой, вникнуть в своеобразие негритянской музыки. Конечно, музыка – язык универсальный, и все-таки для каждой расы, для каждого народа характерна своя музыкальная манера, ее нельзя освоить сразу, без подготовки. И не всем, к сожалению, это под силу. Одним из тех, кто не только смог научиться подлинному джазу, но и стать примером для не одного поколения джазовых музыкантов стал Джордж Гершвин.

С самого детства занимаясь в музыкальной школе, вот уже на протяжении десяти лет я открываю для себя волшебный мир музыки. И каждый год позволяет мне прикоснуться к самым прекрасным и неповторимым тайнам разных стилей и направлений этого искусства. Самым интересным и любимым для меня стал джаз.

Цель моего  реферата состоит в том, чтобы  рассказать о жизни и творчестве Джорджа Гершвина, еще глубже окунуться  в мир его произведений и постараться оценить его вклад в джазовое искусство, основываясь на мнениях современников музыканта, музыкальных критиков и личных впечатлениях.

 Тема, которую  я выбрала для своего реферата, очень близка мне, так как  именно благодаря творчеству  Джорджа Гершвина мне удалось понять и буквально погрузиться с головой в этот мир сложных ритмов и потрясающих мелодий. Его эстрадная музыка, наполненная красотой живого чувства, мягким лиризмом, весельем, человечностью, юмором, понятна простому человеку. Тем не менее, за этой простотой  и беспечностью часто таится глубокий подтекст, что выводит его музыку далеко за пределы принятых стандартов джаза, как музыки для развлечения посетителей кафе и ресторанов, и именно это позволяет назвать его джаз утонченным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         II. Основная часть 

                           1. Детство. Юноша из Ист-Сайда 

В истории  жизни Джорджа Гершвина нет ничего от волнующих наше воображение историй  о стремительном восхождении  человека от нищеты к богатству. Многие биографы, исходя из того факта, что почти все свое детство и юность Гершвин прожил в Ист-Сайде, беднейшей части Нью-Йорка, описывали нищету, в которой он вырос. На самом деле ничего подобного никогда не было. В экранизированной биографии Гершвина искаженная картина его детства и отрочества особенно огорчила его мать. «Для уроков музыки у нас всегда были деньги, - замечала она с грустью. – Мой муж всегда зарабатывал достаточно, чтобы содержать семью.»

Родители  Гершвина были выходцами из России, из Петербурга. Его мать, Роза Брускин, выросла в зажиточной семье торговца мехами. Отец музыканта, Морис Гершович, был сыном оружейника, который изобрел новую модель ружья. За это изобретение Семья Гершовича была удостоена привилегий, отныне он мог работать там, где он хотел, независимо от еврейской национальности. По примеру многих родственников и друзей Гершович решил уехать в Америку. Оказавшись в Америке, он нашел работу модельера женской обуви и сменил фамилию на  Гершвина.

В семье Гершвинов  было три ребенка: старший сын Айра, который стал поэтом-песенником и помощником Джорджа, Френсис, ставшая певицей, и Джордж, настоящее имя которого, кстати, Якоб, но с самого детства его стали называть именно Джорджем.

Джордж был  вторым ребенком в семье. Он родился 26 сентября 1898 года. Все детство он провел на улицах Ист-Сайда, играя в футбол и катаясь на роликах. Когда мальчику исполнилось шесть лет, многие стали замечать, что услышав звуки музыки, Джордж переставала обращать внимание на все происходящее вокруг. На одном из школьных концертов он познакомился с будущим известным в Америке скрипачом Максом Розенцвейгом. Вскоре они подружились и в доме у Розенцвейга, который был старше Джорджа, он сам научился играть на фортепиано: подбирал по слуху популярные мелодии, пробовал сочинять. Никто из родственников и не догадывался о его таланте, пока однажды родители не купили старшему брату Айре пианино для занятий музыкой. Но услышав игру Джорджа, они сразу решили, что заниматься музыкой должен именно он.

Юный музыкант перепробовал несколько фортепианных «школ», и только учитель Чарльз Хамбицер оказался именно тем музыкантом, в котором нуждался Гершвин. Он сразу разглядел огромный талант мальчика. Начиная с 1915 года Джордж, по рекомендации Хамбицера, брал уроки гармонии и оркестровки у виолончелиста и композитора Киленого. Киленый часто приглашал домой своих коллег из Уолдорф-Астория оркестра, которые знакомили Джорджа с техникой игры и законами сочетаний инструментов. Слух у него был уникальный, память удивительная – настоящая музыкальная кладовая. Твердости и решительность вполне достаточно. Без всяких колебаний юноша делает выбор: он будет музыкантом и станет композитором. Гершвин очень хотел писать песни, он решил искать работу в одном из музыкальных издательств.

В один прекрасный день пятнадцатилетний Джордж Гершвин предстал перед менеджером издательства «Ремик и Ко». Волнуясь, Джордж сел за рояль, не рассчитывая на успех. Однако, к его удивлению, он был принят на должность пианиста-популяризатора. 
 

                             2. В должности плаггера1 

«Тин-Пэн-Элли»2 - название группы издательств, расположенных на 28-й улице Нью-Йорка и занятых изданием легкой музыки. В 1913 году эта организация стала настоящей фабрикой песен. Гершвин проработал здесь почти три года. Песня была товаром, и всякий товар нуждался в рекламе. Одним из видов рекламы была деятельность плаггеров, которые должны были играть известные песни в магазинах, подбирать репертуар исполнителям, создавать успех «своим» артистам, напевать или насвитсывать песни своей фирмы во всех людных местах. Индивидуальность Гершвина не могла раствориться в сером и скучном потоке песен, сфабрикованных по шаблону, потому что к легкой музыке он подходил с меркой высокого искусства.

Начав импровизировать  в восьмилетнем возрасте, Гершвин уже в 1913 году написал две песни и танго. Работая у Ремика, Джордж успевал много писать и однажды принес старшему плаггеру и менеджеру три песни. Тот даже не потрудился просмотреть ноты, сказав, что Гершвину платят за игру, а не за «сочинительство». Обескураженный музыкант отправился в конкурирующую фирму, но и там ответ был таким же. Гершвин не отчаивался. И в 1916 году Софи Такер – модная певица – заинтересовалась песней Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Несмотря на эту маленькую победу, песни Джорджа оставались незамеченными, он начал чувствовать себя несчастным у Ремика. Музыкант хотел быть ближе к театральной музыке, однако, первая встреча с театром закончилась плачевно. Гершвин подыгрывал артисту, читая «с листа» без единой репетиции, и когда он ошибся в одном единственном месте, артист высмеял его перед публикой. Зато работа над мюзиклом «Мисс-1917» позволила Гершвину обратить на себя внимание и заручиться поддержкой Джерома Керна, создававшего мир лиричной и грациозной музыки для театра.

Постепенно  Джордж Гершвин становился известным  в музыкальных кругах на Бродвее  и на «Тин-Пэн-Элли». Сам кумир  Джорджа, музыкант Ирвин Берлин (в песнях которого Джорджа привлекали свежесть и блеск ритмов, неистребимая жизнерадостность и одновременно трогательность – черты, созвучные искусству Чарли Чаплина) предложил ему должность аранжировщика своих песен, но музыкант отказался, боясь потерять собственную творческую индивидуальность.

   В феврале 1918 года Гершвин встретился с Максом Дрейфусом, стоявшим во главе издательства «Хармс». Дрейфус почти не знал Гершвина, но сразу обратил внимание на его незаурядные способности. Не долго раздумывая, он предложил композитору работу с приличной оплатой. О лучшем Джордж в то время не мог даже мечтать. Не нужно было сидеть в конторе или разучивать партии с певцами. Требовалось только одно: сочинять. «Он тот человек, на которого можно сделать ставку. И я решился», - говорил Дрейфус. Поначалу многое из написанного Гершвиным проходило мимо внимания исполнителей, а то, что исполнялось, не находило отклика у публики. Дрейфус терпеливо ждал… 

В музыке молодого Гершвина то и дело встречаются черты, указывающие на его связь и  с американским фольклором и с  американской эстрадой. Ритмы и интонации народных песен – старинных и современных – так или иначе перерабатывались в творчестве профессиональных композиторов: использовались отдельные фольклорные попевки, лады, композиционные схемы. Можно не сомневаться в том, что Джордж Гершвин, написавший в те годы множество песен, перепробовал все известные ему манеры, жанры, ритмы и композиционные схемы. Но наибольшее воздействие на вкус молодого композитора оказал Джером Керн. Керн был образцом для Гершвина потому, что достиг в песнях той степени совершенства, когда мастерство становится незаметным. С удивительным постоянством он повторял одни и те же композиционные схемы, но наполнял их каждый раз новым содержанием. Не сразу постиг молодой Гершвин великое искусство передавть бездну нежности, радости или скорби с помощью немногих простых оборотов. Но в нем рано пробудилась ненависть к рутине, к мертвенному окостенению, которому подвергались эстрадные песни его времени. Именно у Керна Гершвин мог научиться искусству гармонического и мелодического варьирования, которое разнообразило музыкальную фразу, делало ее гибкой, подвижной, способной поддержать интерес слушателя. Гершвин стремился обогатить гармонический язык. Пусть последовательности аккордов прямолинейно логичны и недостаточно характерны, однако более широкое, чем у его коллег, использование побочных ступеней свидетельствует о попытках выйти за рамки привычного. В этот период Джордж пишет такие песни как: «Доверяясь судьбе», «Я была молода», «Настоящий американский танец»3, «Никто, кроме тебя», «В половине девятого», «Поцелуй – это не просто звук», «Ти-удл ам-бам-боу», «Отныне и навсегда». Как уже отмечалось ранее, Джордж сотрудничал со своим братом Айрой, который писал тексты к песням композитора. 
 

                        2.1. Первая песня, покорившая мир 

Информация о работе Джордж Гершвин. Утонченный джаз