Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать взаимодействие представительного и исполнительного органа власти городского поселения (на примере города Первомайск Нижегородской области)
Основными задачами дипломного исследования явились:
1) изучить теоретические основы взаимодействия представительного и исполнительного органа власти;
2) проанализировать взаимодействие исполнительного и представительного органа власти в г. Первомайск Нижегородской области.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности представительного и исполнительного органа власти муниципального образования 8
1.1. Представительный орган в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, компетенция, организация деятельности 8
1.2. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо муниципального образования, статус и полномочия 23
1.3. Администрация муниципального образования в системе органов местного самоуправления 28
1.4. Разграничение компетенции между представительным и исполнительным органами местного самоуправления 32
Глава 2. Взаимодействие представительного и исполнительного органа власти городского поселения в г. Первомайск Нижегородской области 37
2.1. Правовой статус города Первомайска Нижегородской области 37
2.2. Представительный орган города – Городская дума. Структура и полномочия 38
2.3. Глава города – высшее должностное лицо. Полномочия. 44
2.4. Характеристика исполнительно-распорядительного органа - городская администрация города Первомайска. Компетенция Главы Администрации 47
Заключение 72
Использованная литература 76
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2)
отставки по собственному
3) расторжения контракта;
4)
отрешения от должности в
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6)
признания судом безвестно
7)
вступления в отношении него
в законную силу
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9)
прекращения гражданства
10)
призыва на военную службу
или направления на заменяющую
ее альтернативную гражданскую службу.
1.4.
Разграничение компетенции
между представительным
и исполнительным органами
местного самоуправления
Четко определенный объем полномочий и установленная ответственность за их реализацию являются важнейшими признаками любой публичной власти, в том числе и муниципальной. При этом полномочия должны быть разграничены между институтами муниципальной власти. Без конкретного определения объема полномочий, за который должен отвечать каждый вид органов местного самоуправления, эффективное осуществление муниципальной власти невозможно. Поэтому разграничение полномочий между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления является одним из значимых направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации.19
Разграничение компетенции не только позволяет оптимизировать функции, осуществляемые различными органами местного самоуправления, но и не допускает сосредоточения всей власти в каком-либо одном органе, что, в свою очередь, позволяет органам власти эффективно реализовывать свои полномочия, наиболее полно учитывая интересы населения.
Кроме этого, разграничение компетенции между органами местного самоуправления в полной мере позволит распространить на муниципальный уровень публичной власти принцип разделения властей, на котором, согласно ст. 10 Конституции РФ, основано осуществление только государственной власти.
Реализация
указанного принципа обеспечивается нормативным
установлением баланса
К
сожалению, ни Конституция РФ, ни Федеральный
закон 2003 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее - Закон 2003 г.) не распространяют
напрямую принцип разделения властей
на уровень местного самоуправления, что
нередко приводит к необоснованным действиям
как представительного, так и исполнительно-
В определенном смысле разграничение компетенции органов местного самоуправления на законодательном уровне было реализовано в Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который разграничивал компетенцию между представительным и исполнительно-распорядительным органами местного самоуправления различных видов муниципальных образований, с разделением компетенции на блоки.
Однако
такой подход имеет недостаток, заключающийся
в отсутствии его универсальности.
Так как многие федеральные законы содержат
положения, устанавливающие определенный
объем компетенции органов местного самоуправления
в той или иной сфере правоотношений, возникает
проблема отнесения этих полномочий к
компетенции представительного либо исполнительно-
Федеральный
закон 1995 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» вообще не устанавливал разграничения
компетенции между органами местного
самоуправления. Более того, не предусматривалось
обязательности создания исполнительно-
Необходимо отдать должное Закону 2003 г., в котором закреплен ряд положений, выполняющих роль отдельных элементов системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом.
Во-первых,
Законом 2003 г. предусмотрены в качестве
обязательных органов местного самоуправления
и представительный орган, и исполнительно-распорядительный
орган местного самоуправления - местная
администрация, наделенная исполнительно-
Во-вторых, дано начало разграничению представительных и исполнительно-распорядительных функций. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона 2003 г. закреплен запрет на совмещение исполнения полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. В дополнение к этому в ч. 6 ст. 40 Закона 2003 г. установлен запрет на совмещение полномочий муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Баланс полномочий обеспечивается и правом главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования (право вето), и возможностью представительного органа преодолеть вето главы квалифицированным большинством голосов, равным не менее чем две трети от установленной численности депутатов (ч. 13 ст. 35 Закона 2003 г.).21
В
качестве элемента системы сдержек
и противовесов имеет определенное
значение роль представительного органа
в формировании исполнительно-
То есть из анализа вышеназванных норм можно утверждать, что в Законе 2003 г. принцип разделения властей действует в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления, по признаку их функционального различия.
Тем
не менее полного разграничения
компетенции представительного
органа и исполнительно-
Тем
не менее не во всех уставах муниципальных
образований четко закреплен
критерий разграничения компетенции
между представительным и исполнительно-
Это
зачастую приводит к «пересечению компетенций».
Здесь основная причина кроется в неясной
постановке данного вопроса на уровне
федерального законодательства. А именно
в отсутствии в Законе 2003 г. единого универсального
критерия разграничения компетенции между
представительными и исполнительно-
Без универсального критерия вообще теряет смысл всякое разграничение, которое становится просто механическим разделением, не привносящим в организацию деятельности органов местного самоуправления никакой упорядоченности.
Данный критерий должен быть определен в Законе 2003 г. именно по функциональному признаку: представительная власть формулирует общие правила по вопросам местного значения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а исполнительно-распорядительная власть - обеспечивает их проведение в жизнь.
Так
будет в полной мере обеспечен
баланс полномочий, нормальное взаимодействие
и сотрудничество всех ветвей муниципального
уровня публичной власти, что, несомненно,
положительно отразится на результатах
совместной деятельности органов местного
самоуправления каждого муниципального
образования нашей страны.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО
И ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
ВЛАСТИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
В Г. ПЕРВОМАЙСК НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
2.1.
Правовой статус города
Первомайска Нижегородской
области
Город Первомайск является муниципальным образованием, городом районного значения, и в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области наделен статусом городского поселения (далее - город).
Территория города входит в состав территории Первомайского муниципального района.
Статус города Первомайска устанавливается Федеральными Законами и Законом Нижегородской области от 11 октября 2004 года № 110-З «Об образовании муниципальных образований в Нижегородской области» (в ред. Закона Нижегородской области от 31.12.2004 № 178-З)22
Жители города - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, имеющие место жительства на территории города, составляют население города.
Местом жительства является жилое помещение, в котором граждане постоянно или преимущественно проживают на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Не являются жителями города лица, имеющие временное место пребывания в городе.
Территорию города составляют исторически сложившиеся земли, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения города, рекреационные земли, земли для развития города, независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ города.
Границы города устанавливаются законом Нижегородской области в соответствии с федеральным законодательством.
Изменение
границ города, влекущее отнесение
части территории города, к территориям
других поселений, осуществляется с
согласия населения данных населенных
пунктов, выраженного путем голосования,
предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального
закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
с учетом мнения представительных органов
соответствующих поселений
2.2.
Представительный
орган города –
Городская дума. Структура
и полномочия
Городская Дума города Первомайска – представительный орган местного самоуправления.
Городская Дума по вопросам, не отнесенным к ее компетенции федеральными законами, Законами Нижегородской области, Уставом г. Первомайска Нижегородской области23, принимает решения устанавливающие правила, обязательные для исполнения и соблюдения всеми расположенными на территории города государственными, муниципальными органами и их должностными лицами, общественными организациями, предприятия и учреждениями независимо от их подчиненности форм собственности, гражданами.
Городская Дума состоит из 15 депутатов, избираемых населением города по одномандатным округам на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Городская Дума приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов городской Думы.