Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление проблем и обобщение опыта управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
дать характеристику муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления;
рассмотреть правовое обеспечение муниципальной собственности и деятельности местного самоуправления по управлению ею;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕЮ 10
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 16
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 22
2.1. СОСТАВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. ИЖЕВСКА 22
2.2. АРЕНДА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 41
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 57
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 65
3.1. РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РФ 65
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ИЖЕВСКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Муниципальная
собственность является важным экономическим
ресурсом развития города. В современных
условиях роль эффективного использования
муниципальной собственности
Выполнение данных задач в городе Ижевске сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это проблемы, связанные с приемом объектов инженерной инфраструктуры и социального назначения в муниципальную собственность и их содержанием. Следующая проблема- высокая степень износа основных фондов муниципальных унитарных предприятий (МУП), которая в различных отраслях экономики составляет 40-60%.
Основными элементами
в структуре собственности
Всего муниципальными унитарными предприятиями в 2004 году произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 2131,6 млн. рублей, с ростом на 34,4% к предыдущему году. Рост объемов производства товаров и услуг муниципальных предприятий города был обеспечен в основном за счет инфляционной составляющей и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Происходит адаптация деятельности муниципальных учреждений социальной сферы к рыночным условиям. Возрастает доля средств, полученных муниципальными учреждениями от оказания платных услуг населению, за счет предоставления новых видов услуг одновременно с сохранением гарантированных государством бесплатных услуг.
Следует отметить,
что бюджетным учреждениям
Система рационального использования объектов нежилого фонда реализуется через арендные отношения. Аренда представляет механизм управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом возобновляемым источником поступления доходов.
Проблемы материальной базы являются "вечной" для местных органов, хотя время диктует свои повороты в подходах к ее решению. В частности, в прежние времена шла острая борьба за передачу в ведение местных советов от ведомственных предприятий жилищного фонда, детских садов, объектов коммунально-бытовой инфраструктуры. Сегодня испытывающие финансовые трудности предприятия готовы сами "сбросить" всю социальную инфраструктуру органам местного самоуправления. Однако те отказываются от нее, поскольку не имеют средств на эксплуатацию, ремонт, выплату зарплаты и т.д.
Управление муниципальным имуществом строится на следующих принципах:
В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления муниципальной собственностью. Так, под управлением муниципальной собственностью понимается деятельность органов местного самоуправления (Республика Хакасия, Ханты-Мансийский автономный округ, Омская область), участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях (Волгоградская, Свердловская области, Красноярский край), осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов муниципальной собственности (Республика Мордовия, Пензенская, Челябинская, Ярославская области).
В настоящее время в г. Ижевске установлен единый порядок сдачи, учета и оформления права аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, обязательный для всех юридических и физических лиц.
Для совершенствования методики формирования арендной платы за пользование нежилыми зданиями (помещениями), относящимися к муниципальной собственности Удмуртской Республики необходимо рассмотреть и расширить диапазон факторов, учитываемых при определении ставки арендной платы, пересмотреть значение некоторых коэффициентов – качество строительных материалов, тип здания и др.
Как показали проведенные в работе расчеты, наибольшая арендная плата получается при использовании Московской методики. Она более полно учитывает особенности сдаваемого в аренду помещения.
Действительно, даже при сдаче в аренду 30% имеющейся в распоряжении муниципалитета г. Ижевска площади, т.е. около 80000 м2, бюджет города за год получит дополнительно 54402 тыс. р. прибыли при расчете арендной платы по методике Госкомитета УР по собственности, и 166970 тыс. р. по методике, принятой в г. Москве. Дополнительная сумма прибыли составит 112568 тыс. р.
То есть только за счет совершенствования методики определения ставки арендной платы, даже при сдаче в аренду 30% имеющихся нежилых помещений, бюджет г.Ижевска получит за год 112568 тыс. р. дополнительной прибыли, что является неплохим показателем в рамках города, а использование усовершенствованной методикой для всех нежилых помещений (зданий), находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска принесет городскому бюджету значительную сумму дополнительных доходов. Кроме того, применение высказанных в предыдущих разделах подходов к управлению муниципальной собственностью позволит также увеличить количество нежилых помещений, предлагаемых к сдаче в аренду.
Полученные бюджетом г. Ижевска средства от арендной платы позволят заметно улучшить финансовое состояние городского бюджета, повлияв на увеличение целого ряда финансовых показателей, таких, как структура актива предприятия, ликвидность баланса, показатели платежеспособности и ликвидности, показатели финансовой устойчивости, рентабельность предприятия.
1. Нормативно-правовые акты
2. Литература
Износ основных фондов муниципальных унитарных предприятий, %
Наименование показателей |
Износ, % |
ЖКХ |
38,5 |
Культура |
53,9 |
Торговля |
54,7 |
Бытовое обслуживание |
58,1 |
Общественное питание |
66 |
Прочие отрасли |
44,8 |
Структура муниципальных унитарных предприятий, шт.
Наименование отраслей |
2003 г. |
2004 г. |
Здравоохранение |
41 |
38 |
Народное образование |
148 |
141 |
Дошкольное образование |
203 |
200 |
Культура |
21 |
34 |
По делам семьи |
14 |
19 |
Физической культуры и спорта |
2 |
4 |
Молодежной политики |
13 |
19 |
Прочие учреждения |
18 |
18 |
Основные показатели
развития отраслей муниципального
сектора экономики г. Ижевска
Наименование отраслей |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
Среднесписочная численность, чел. | |||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 | |
Торговля |
178907,6 |
196644,0 |
8624,9 |
5143,0 |
383 |
410 |
Бытовое обслуживание |
8429,1 |
9954,0 |
682,6 |
580,0 |
193 |
180 |
Общественное питание |
7607,2 |
13126,0 |
73,1 |
95,0 |
70 |
94 |
Предприятия ЖКХ |
1038057 |
1482811 |
54596,5 |
18249,0 |
4947 |
5600 |
ЖРП |
63476,3 |
78960 |
1829,7 |
4216,0 |
2080 |
1412 |
Предприятия культуры |
14791,6 |
6804 |
1011,4 |
579,0 |
218 |
220 |
Прочие предприятия |
275207,5 |
343251,0 |
3435,1 |
1343,0 |
3933 |
4016 |
Всего |
1586475 |
2131550 |
70253,3 |
30205,0 |
11824 |
11932 |