Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:23, дипломная работа
Целью дипломной работы является определение роли государства во взаимодействии с органами местного самоуправления на уровне Приморского края.
В рамках этой цели решались следующие задачи:
1. представить общую характеристику основ и концепции местного самоуправления в Российской Федерации;
2. проанализировать нормативно-правовую базу местного самоуправления в Российской Федерации;
3. определить механизмы государственного установления местного самоуправления;
4. охарактеризовать место и роль муниципальной власти в системе федеративных отношений;
5. рассмотреть финансово-экономическую основу местного самоуправления;
6. дать характеристику законодательным и организационным основам местного самоуправления в Приморском крае;
7. проанализировать государственную поддержку, оказываемую органам местного самоуправления в Приморском крае.
Таким образом, организационная структура местного самоуправления в Приморском крае представлена представительными (выборными) органами и должностными лицами, а также иными органами и должностными лицами. Наличие выборных органов является обязательным. Иные органы местного самоуправления создаются исходя из задач, решаемых в муниципальном образовании. Органы местного самоуправления вправе создавать свои структурные подразделения, а также образовывать совместные органы. Для обеспечения организационного взаимодействия местного самоуправления и государственной власти на уровне Приморского края осуществляет свою работу Департамент организационной работы аппарата Администрации Приморского края.
3.3 Государственная поддержка местного самоуправления на уровне Приморского края
Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, ценные бумаги, получаемые кредитные ресурсы, валютные средства, а также средства органов территориального общественного самоуправления, иные финансовые ресурсы.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы; отчисления от федеральных налогов и налогов Приморского края в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Приморского края, закрепленными на долговременной основе; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий; поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду; от местных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций; дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий Приморского края. В 2008 удельный вес субвенций на осуществление государственных полномочий составил 55,4%, в 2009 – 47,1%, в 2010 – 39,8%.
Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, за исключением случаев целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования. Расходование средств на целевые дотации и субвенции подконтрольно органам государственной власти.
Трансферты,
предусмотренные в бюджете
Таблица 1 – Финансовая поддержка муниципальных образований Приморского края
Вид трансферта | 2008 | 2009 | 2010 |
Межбюджетные трансферты, всего | 10 653 047,95 | 16 229 520,20 | 17 208 662,64 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 2 735 974,00 | 2 476 695,00 | 2 295 362,00 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности | 2 137 138,00 | 1 837 138,00 | 1 220 200,00 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из регионального фонда финансовой поддержки | 233 412,00 | 233 412,00 | 100 000,00 |
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда финансовой поддержки | 1 903 726,00 | 1 603 726,00 | 1 220 200,00 |
Дотации
бюджетам закрытых административно- |
598 836,00 | 639 557,00 | 575 162,00 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) | 1 248 600,93 | 1 690 080,70 | 3 554 907,07 |
Субсидии бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения | 279 528,00 | 600 000,00 | 500 000,00 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 6 119 510,02 | 7 973 923,50 | 7 452 686,27 |
Субвенции бюджетам муниципальных образований для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникших при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке | 5 853 914,72 | 7 649 579,10 | 6 854 537,51 |
Из Таблицы 1 видно, что расходы краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Приморского края планомерно снижались. На 2010 г. также запланирована меньшая сумма дотаций в местные бюджеты, чем в 2008 и 2009 г. Это говорит о том, что местное самоуправление в Приморском крае в целом работает достаточно эффективно. В то же время значительно возросла сумма межбюджетных субсидий, запланированная в Законе о бюджете на 2010 г. Прежде всего, это связано с увеличением числа краевых целевых программ, реализуемых в Приморье.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Приморского края в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников и субвенций для покрытия расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Приморского края на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности на одного жителя.
Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Приморского края доходных источников. [86] В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти Приморского края передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и краевого бюджета, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
Наиболее значительной за 2008-2009 гг. сумма дотаций муниципальным образованиям была в 2008 г. и составила 1 903 726, 00 тыс. руб. В 2009 г. дотации составили 1 603 726,00 тыс. руб, а законом о бюджете Приморского края на 2010 г. предусмотрены межбюджетные расходы на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в размере 1 120 200, 00 тыс. руб. На Рисунке 2 показано распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из краевого фонда финансовой поддержки.
Рисунок 2 – Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Приморского края в 2008-2009 гг.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Приморского края отчислений от федеральных налогов и налогов Приморского края (нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц на 2010 г. представлены в Приложении 2).
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджете Приморского края. Увеличение расходов или уменьшение доходов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Приморского края, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов местного самоуправления реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.[84]
Органы государственной власти Российской Федерации и Приморского края содействуют комплексному социально-экономическому развитию территории муниципального образования. Комплексное социально-экономическое развитие может осуществляться за счет: собственных средств муниципального образования, расходование которых осуществляется органами самоуправления самостоятельно; средств федерального бюджета Приморского края, передаваемых органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования, для реализации федеральных программ и программ экономического и социального развития Приморского края. Порядок контроля и условия расходования средств в этом случае определяется договором или программой; иных средств, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных условиях для развития территории. Размеры межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию программ, финансирование которых осуществляется из краевого бюджета, в муниципальных образованиях представлены в Таблице 2.
Таблица 2 – Распределение бюджетных ассигнований из краевого бюджета по долгосрочным краевым целевым программам 2008-2009 гг.
Программа | Сумма межбюджетной субсидии, тыс. руб | |
2008 | 2009 | |
"Обеспечение
населения Приморского края |
36 132,51 | 50 000,00 |
"Защита
от наводнений населенных |
88 983,56 | |
"О социальном развитии села до 2010 г" | 34 197,00 | |
"Пожарная безопасность" на 2005-2009 г | 163 214,00 | 138 436,00 |
"Развитие физической культуры и спорта в Приморском крае" на 2007-2010 годы | 80 542,16 | 135 000,00 |
"Об
оказании содействия |
122 200,00 | |
Софинансирование федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" | 18 000,00 | |
"Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2009-2011 годы | 100 000,00 | |
"Энерго-ресурсосбережение
и модернизация объектов |
100 000,00 | |
"Развитие
малого и среднего |
9 400,00 | |
"Разработка
документов территориального |
100 000,00 | |
Итого расходов по межбюджетным трансфертам | 543 269,23 | 632 836,00 |
Можно сделать вывод о том, что финансовая государственная поддержка, оказываемая муниципальным образованиям Приморского края, несмотря на сокращение дотаций, остается значительной. В данных условиях необходимо, чтобы расходы на решение вопросов местного значения производились эффективно (см. Таблицу 3)
Таблица 3 – Расходы на местное самоуправление в Приморском крае
Наименование муниципального образования | план на 2009 г. | на 01.10.2009 г. | ||||
Собственные доходы (налоговые и неналоговые) | расходы на местное самоуправление (тыс. руб.) | соотношение расходов на местное самоуправление к собственным доходам % | Собственные доходы (налоговые и неналоговые) | расходы на местное самоуправление (тыс. руб.) | соотношение расходов на местное самоуправление к собственным доходам % | |
Арсеньевский ГО | 219 947 | 9 752 | 4,2 | 167 996 | 7 069 | 4,1 |
Артёмовский ГО | 506 690 | 22 679 | 4,4 | 375 377 | 15 363 | 4,0 |
Владивостокский ГО | 3 828 581 | 449 283 | 11,7 | 2 221 036 | 339 638 | 15,3 |
Дальнегорский ГО | 226 343 | 12 056 | 5,1 | 141 710 | 28 234 | 19,7 |
Дальнереченский ГО | 126 147 | 12 595 | 9,8 | 98 878 | 9 738 | 9,8 |
Лесозаводский ГО | 171 929 | 18 455 | 10,5 | 124 209 | 13 893 | 11,0 |
Находкинский ГО | 723 141 | 44 015 | 5,8 | 509 608 | 33 332 | 6,4 |
Партизанский ГО | 153 096 | 14 391 | 9,4 | 104 286 | 9 773 | 9,4 |
ГО Спасск-Дальний | 172 199 | 23 929 | 13,7 | 144 286 | 18 911 | 13,0 |
Уссурийский ГО | 171 790 | 30 442 | 17,7 | 493 938 | 21 015 | 4,3 |
Анучинский МР | 37 043 | 8 680 | 23,3 | 28 594 | 6 825 | 23,8 |
Дальнереченский МР | 36 060 | 17 010 | 46,3 | 18 624 | 11 999 | 63,4 |
Кавалеровский МР | 84 659 | 21 493 | 25,4 | 64 968 | 12 878 | 19,8 |
Кировский МР | 76 056 | 20 657 | 27,2 | 54 102 | 16 742 | 30,9 |
Красноармейский МР | 70 740 | 29 044 | 41,0 | 56 765 | 23 590 | 41,6 |
Лазовский МР | 58 770 | 15 626 | 26,1 | 40 263 | 10 756 | 26,4 |
Михайловский МР | 110 000 | 31 837 | 28,6 | 79 849 | 23 792 | 29,5 |
Надеждинский МР | 124 318 | 31 421 | 25,0 | 94 685 | 23 287 | 24,6 |
Октябрьский МР | 128 170 | 30 349 | 23,5 | 104 923 | 19 855 | 18,8 |
Ольгинский МР | 41 503 | 18 680 | 44,6 | 29 229 | 13 544 | 46,3 |
Партизанский МР | 99 899 | 27 938 | 28,0 | 84 584 | 18 769 | 22,2 |
Пограничный МР | 92 843 | 12 363 | 13,0 | 68 473 | 7 730 | 11,2 |
Пожарский МР | 134 740 | 18 137 | 13,3 | 88 787 | 11 364 | 12,6 |
Спасский МР | 87 695 | 29 566 | 33,7 | 65 322 | 25 048 | 38,3 |
Тернейский МР | 56 249 | 16 822 | 29,9 | 46 437 | 13 646 | 29,4 |
Ханкайский МР | 71 823 | 24 565 | 33,5 | 62 095 | 18 665 | 29,7 |
Хасанский МР | 164 241 | 47 691 | 28,8 | 111 602 | 30 967 | 27,6 |
Хорольский МР | 100 893 | 22 644 | 22,0 | 69 478 | 16 582 | 23,8 |
Черниговский МР | 128 148 | 38 143 | 29,5 | 102 617 | 28 634 | 27,8 |
Чугуевский МР | 98 814 | 32 549 | 32,5 | 66 632 | 23 672 | 35,4 |
Яковлевский МР | 57 010 | 15 847 | 27,5 | 38 503 | 10 886 | 28,1 |
Шкотовский МР | 90 900 | 16 010 | 17,4 | 67 762 | 11 251 | 16,5 |
Большой Камень | 167 361 | 38 984 | 23,0 | 129 665 | 27 117 | 20,8 |
Фокино | 119 895 | 61 089 | 51,0 | 85 553 | 47 981 | 56,1 |
ИТОГО | 8 537 693 | 1 264 742 | 14,7 | 6 040 836 | 952 546 | 15,7 |
Информация о работе Роль государства во взаимодействии с органами местного самоуправления