Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:31, реферат
Формально, в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, хозяйственные взаимодействия бизнеса и органов власти формируются как равноправные, партнерские взаимоотношения. В то время как правовая среда бизнеса (см. п. 1.4) содержит совокупность властных предписаний, которым предприятия и другие хозяйствующие субъекты обязаны подчиняться под угрозой применения силовых (административных и уголовных) санкций, собственно двустронние отношения этих субъектов и органов власти не предполагают использования таких санкций на этапе заключения контракта
Сотрудничество
местных органов власти и предприятий
центрального подчинения порой требует
создания специаль-
189
ных совместных
объектов, проведения общих организационных
мероприятий. Формы такого сотрудничества
могут быть различны.
Во-первых, предприятия
и организации могут объединять
свои средства и возводить совместно
объекты общего пользования. Взаимоотношения
предприятий и организаций в
этих случаях строятся обычно на основе
норм гражданского законодательства о
товариществах и договорах. Роль
местного органа власти выражается в
том, что он может проявить инициативу
в организации такого сотрудничества,
участвовать в определении его
содержания и объема. Возведение объекта,
а зачастую и его эксплуатацию
организуются под эгидой Совета.
Во-вторых, в
ряде стран предусмотрена
В-третьих, законодательству
и практике таких стран, как ЧССР,
ВНР, ГДР, ПНР известны договоры (соглашения)
как форма сотрудничества местных
органов власти и предприятий
центрального подчинения. Так, согласно
§ 4 Закона о местных Народных представительствах
и их органах в ГДР они имеют
право заключать с
Природа местных
органов власти такова, что далеко
не всегда они могут быть с предприятиями
центрального подчинения в отношениях
равного партнерства. Их повышенная
ответственность за развитие подведомственной
территории превращает местные органы
власти в инстанцию, без участия которой
нельзя решить те или иные важные вопросы.
С этим связано еще одно направление взаимоотношений.
В законодательстве
зарубежных европейских социалисти-
11
«Гезетцблатт». 1968, ч. II, Л» 83.
12
Е. Rohde, H. Siebenhaar, Haushalts und Finanz\virtschaît
der Stâdte
tind Gemeinden, Berlin, 1975.
S. 123—128.
190
ческих стран выделено
несколько неоднопланових возможностей
местных органов власти. В одних случаях
они выступают как органы, обсуждающие
какие-либо вопросы, вносящие по ним свои
предложения в вышестоящие органы, которые
учитываются по усмотрению этих органов.
Предложения Советов в данном случае имеют
характер рекомендаций («пожеланий»).
Так, в НРБ Народные советы участвуют в
обсуждении вопросов территориального
размещения производительных сил, распределения
новых капиталовложений, проектирования
и строительства новых, расширения и реконструкции
действующих предприятий. Свои предложения
они вносят в Госплан, другие органы управления,
которые по мере возможности максимально
их учитывают. Установлено, что центральные
органы управления должны своевременно
рассматривать и принимать решения по
сигналам и предложениям исполкомов Народных
советов, связанным с затруднениями и
недостатками в работе хозяйственных
организаций на их территории и уведомлять
исполкомы о принятых решениях (ст. 157 «Положения»
от 23 декабря 1975 г.). В ГДР после внесения
местными Народными представительствами
предложений последние рассматриваются
компетентными государственными органами.
Затем с их согласия местные органы власти
принимают решения, уже обязательные для
соответствующих хозяйственных объектов,
расположенных на их территории.
Законодательством
установлено, что многие вопросы
на общегосударственном уровне решаются
с учетом мнения местных органов
власти высшей ступени. Причем инициатива
в одних случаях принадлежит самим Советам,
в других — должна исходить от центральных
органов (так, в СРР установлено, что отраслевые
министерства утверждают положения о
местных органах управления по согласованию
с местными органами власти уездного уровня
13, они, следовательно, должны направить
проекты актов на места, получить заключение
местных органов и учесть их в проектах).
В ПНР Советам
предоставлено право в
13
См. ст. 54 Закона об организации
и деятельности Народных
ССР от 26 декабря
1968 г. с изменениями от 20 декабря
1974 г. и 18 мар
та 1975 г. («Булетинул
офичиал», 1968, ч. I, № 168).
14
См. «Дзенник устав», 1973, № 47, поз. 278;
см. также К. Собчак,
упом соч., с.
93.
191
Этим достигается
максимальный учет требований местных
органов власти в территориальном
развитии.
Таким образом,
можно видеть стремление создать
правовые основы сотрудничества Советов
с предприятиями центрального подчинения,
обеспечить учет мнения местных органов
власти при решении касающихся их
вопросов. Одна из важных целей этой
деятельности — гибкими правовыми
средствами добиться должной меры «обязательного»
поведения предприятий в таких
взаимоотношениях. Как и в практике
местных Советов нашей страны,
в зарубежных социалистических государствах
бывают факты, когда предприятие
односторонне «выходит» из совместно
организованных мероприятий, ведет
себя пассивно, слабо участвует в
осуществлении намеченного
Во взаимоотношениях
с объектами центрального подчинения
местные органы власти в европейских
социалистических странах выступают
и как контрольная (надзорная) инстанция.
Причем контрольные возможности
касаются очень многих сфер и отраслей
хозяйственного, социально-культурного
и административно-
Из анализа
отдельных норм можно прийти к
выводу о том. что Советы не вмешиваются
при осуществлении контроля в производственную
деятельность предприятий. Так, в ст. 11
польского Закона о национальных Советах
говорится, что они наблюдают за деятельностью
неподчиненных предприятий н заведений
в области трудоустройства, жилищного
строительства, осуществления социально-культурных
мероприятий, а также в области хозяйственного
использования ими воды, электроэнергии,
газа и в других областях, имеющих влияние
на местное хозяйство.
15
См. К. Собчак, упом. соч., с. 94.
16
См. А. Арваи, Развитие законодательства
о Советах
ское государство
и право», 1975, Л» 5, с. 99).
192
ВИР («Совет-
Контроль местных
органов власти обусловлен необходимостью
единообразного решения ряда вопросов.
В этом плане Народные советы в
НРБ контролируют применение нормативных
актов на предприятиях независимо от
их подчиненности в области
Контроль обусловлен
также и тем, что местные органы
заинтересованы в наиболее полном и
эффективном использовании
В ряде стран
у Советов есть возможность заслушивать
отчеты руководителей предприятий
и организаций центрального подчинения.
Так, в ВНР Советы имеют право
требовать от них отчеты и информацию
о деятельности, направленной на удовлетворение
нужд населения. Совет или исполком
имеют право потребовать от названных
предприятий и организаций
В ГДР, как указывалось,
местные Народные представительства
могут принимать обязательные решения,
которыми
17
См. ст. 54 Закона о национальных
Советах ПНР.
18
См § 24 Закона о Советах
ВНР.
13—579
определяются
задания для предприятий
Весьма строгие
правила установлены в ПНР. Согласно
ст. 58 Закона о национальных Советах
местный орган государственной
администрации воеводского
Перечисленные
выше полномочия и возможности Советов
обусловливают определенное своеобразие
их взаимоотношений не только с предприятиями
и организациями центрального подчинения,
но и непосредственно с
Таковы основные
аспекты правового
Информация о работе Органы местного самоуправления, их задачи и функции