Муниципальное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления

Работа содержит 1 файл

курсоваЯ .docx

— 62.03 Кб (Скачать)

Среднемесячная номинальная заработная плата почти в 4 раза превышает  величину прожиточного минимума и составляет более 49 тысяч тенге, однако, по размеру  зарплаты область занимает одно из последних мест в республике.

Государственную адресную социальную помощь (ГАСП) малообеспеченные гражданы получили на общую сумму 1,1 млрд. тенге. Наблюдается устойчивая тенденция  снижение получателей ГАСП: 2006 г. – 36146 чел., 2007 г. – 26187 чел., 2008 г. – 14230 чел., 2009 г. – 13740 чел., 2010 г. – 13648 чел. Анализ показывает, что основными получателями являются семьи с детьми - 62% и  занятые по уходу за детьми -11 %.  

Благодаря принятым мерам  долю населения, живущего ниже черты бедности, удалось  снизить  долю населения, живущего ниже черты бедности, удалось снизить  с 2,3% в 2006 году до 0,8% на 1 января 2010 года.

В области проживает более 53 тысяч  инвалидов или 3% от численности населения.  Функционирует 8 домов-интернатов, областной  реабилитационный центр, 17 реабилитационных кабинетов для детей-инвалидов  и 51 отделений социального обслуживания на дому одиноких престарелых и детей-инвалидов. Из общего числа инвалидов социальными  услугами охвачено всего 20,6%. Социальная защита инвалидов и работа по их реабилитации и интеграции осуществлялась в рамках принятого в 2005 году  ЗРК «О социальной защите инвалидов  в РК».

Таким образом, в области отмечается стабильный рост заработной платы наемных работников, денежных доходов, удалось снизить уровень бедности за счет оказания социальных выплат отдельным категориям малообеспеченных граждан  по законодательству и по решению местных исполнительных органов.

В то же время, необходимо отметить, что система предоставления социальных услуг области не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в полном объёме и в соответствии с индивидуальными потребностями.  В очереди для размещения в психоневрологические дома-интернаты состоят около 200 человек.

Основные проблемы в социальной сфере:

  - низкий уровень доходов, в т.ч. сельского населения;

  - неполный охват специальными социальными услугами всех нуждающих в них;

  - нехватка мест в психоневрологических медико-социальных учреждениях.

Территориальное (пространственное) развитие

Административно-территориальное  деление представлено 10 городами, в  том числе 3 областного и 7 районного  подчинения, и 762 населенными пунктами, в т.ч. 1 - поселок городского типа.

Область является одной  из наиболее плотнозаселенных регионов республики, средняя плотность - 7,6 человек  на 1 кв.км, 77% населения проживает  в сельской местности. Население  размещено неравномерно, что связано  со сложившимся размещением производственных мощностей и транспортной системой.

Максимальная концентрация людей наблюдается в Илийском, Енбекшиказахском, Жамбылском, Карасайском  и Талгарском районах, расположенных  вблизи г.Алматы и формирующих зону его агломерации, а также в  Ескельдинском, Коксуском и Каратальском районах, расположенных вокруг областного центра – г.Талдыкорган.

Территории  области, непосредственно  прилегающие к г.Алматы формируются  как Агломерация крупнейшего  мегаполиса страны, с сохранением  юрисдикции Алматинской области. Планируется  реализация проекта стрительства городов-спутников  как базового элемента формируемой  Алматинской региональной агломерации  с получением статуса СЭЗ согласно разрабатываемому проекту Закона «О СЭЗ в Республике Казахстан».

Проект «Строительство 4-х городов-спутников г. Алматы в  Алматинской области» – включает в себя четыре мини-города, рабочие  названия которых Gate City («Город Ворота»), Golden City («Золотой Город»), Growing City («Город Роста») и Green City («Зеленый Город»), выполняющие  каждый свою функцию, имеющие свой неповторимый характер и колорит, объединяющиеся в один город-конгломерат. Общая  площадь реализации проекта – 8 006,7 га.

Четыре города-спутника планируется расположить вдоль  республиканской трассы Алматы-Капшагай.Идея проекта заключается в придании каждому из четырех городов специализированных функций, благодаря которым они  смогут дополнять друг друга:

- Gate City – крупный деловой  центр, центр международных обменов,  контактов и торговли. Предпосылками  будут служит наличие автомобильных  дорог республиканского значения  – Алматы - Усть-Каменогорск и  БАКАД;

- Golden City - образовательный  центр, центр культуры и отдыха, который воплотит в себе все  самые передовые и прогрессивные  виды организации досуга;

- Growing City - научно-производственный  центр, логистический узел в  системе международного транпортного  коридора Западная Европа - Западный  Китай;

- Green City – совместит  в себе экологическую, рекреационную  зону, а также территорию для  активного отдыха.

На территории реализации проектов предусматривается размещение объектов жилого, коммерческого, образовательного, медицинского, рекреационного и производственного  назначения. Прогнозная численность жителей составит около 304 тыс. человек.

Помимо строительства  коммерческих и социальных  объектов, согласно своей функции в каждом городе-спутнике, большая территория отводится под жилую застройку - 3 510,0 га во всех четырех городах.

Обеспечение жильем в сельской местности специалистов образования, здравоохранения является в данное время актуальным. Так в 2009 году на строительство арендного жилья  и проведение инженерно-коммуникационной сети к строящимся домам в 9 сельских населенных пунктах области выделено из республиканского бюджета 3484,2 млн.тенге. В текущем году на строительство 29 домов арендного и кредитного жилья и проведения инженерно-коммуникационной сети к строящимся домам выделено 1860,6 млн.тенге. Строящиеся дома предоставляются  в приоритетном порядке врачам и  учителям.

Основное внимание благоустройству  сельских населенных пунктов уделяется, начиная с реализации Послания Главы  государства народу Казахстана  «Через кризис к обновлению и развитию» (Дорожная карта). За 2009-2010 годы на эти  работы выделено 4681,7 млн.тенге. Построены  и реконструированы 82 детских площадок, 88 спортивных сооружений, 2945 малых архитектурных  форм, 216 км дорог, проездов и пешеходных дорожек, посажено 205,8 тыс. деревьев, кустарников, вывезено 406,7 тыс.тонн мусора, проведено  освещение 321 улиц протяженностью 615,5 км.

Система государственного местного управления и самоуправления Алматинской области  имеет следующую структуру:

- представительные органы: 1 областной, 16 районные и 3 городские маслихаты.  Из 334 депутатов работают в областном  маслихате – 44, в районных и  городских - 290.

- в структуру областного акимата  входит аппарат акима и 20 управлений, в 19-ти регионах области –  аппарат и 14 отделов. 

- в сельских и поселковых  округах функционируют 259 аппаратов акимов с численностью от 3 до 12 штатных единиц, полномочия которых заметно расширены, т.к. аким сельского округа является  администратором бюджетных программ.

Согласно действующего законодательства местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и  другие органы местного самоуправления. Аким области, района, города, сельского  и поселкового округа, наряду с  функциями государственного управления осуществляет функции органов местного самоуправления.

В текущем году области выделены кредиты из республиканского бюджета  в сумме 312,6 млн. тенге для поддержки 351 специалиста.

Несмотря на все принятые меры по информационно-пропагандистской работе среди специалистов и оказываемую  им помощь со стороны местных исполнительных органов при оформлении документов, средства, выделенные на бюджетные  кредиты, плохо осваиваются.

На 1 ноября т.г. кредиты получили 169 специалистов на 149,3 млн. тенге или 47,7% к годовому плану, хотя желающих участвовать в данной программе достаточно много.

Основными причинами являются недостаточность установленного размера кредита для покупки жилья из-за высоких цен в большинстве районов области, а у специалистов нет средств на доплату, и отсутствие домов на продажу в небольших селах.

Учитывая необходимость привлечения и закрепления специалистов, прибывающих для проживания и работы в сельскую местность, нами направлены в Правительство следующие предложения:

- предоставлять кредит специалисту  не только на приобретение  готового жилья, но и на индивидуальное строительство;

- увеличить размер кредита с  630 - кратного размера до 1500 – кратного  месячного расчетного показателя  для возможности предоставления  большей суммы кредита одному  специалисту в пределах уже  запланированных средств в республиканском  бюджете.

В целях решения проблемы нехватки жилья для молодых специалистов, прибывающих для проживания и  работы в сельскую местность, им будут  выделяться квартиры из числа строящегося  жилья в приоритетном порядке[14].

 

3.2 Совершенствование государственного  и муниципального управления  в РК

Создание эффективной, современной  государственной службы и структуры  управления, а также формирование компактного и профессионального  правительства, сконцентрированного  на выполнении наиболее важных функций, является ключевой задачей государства.

Она впервые была озвучена в послании главы государства народу «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев»[15].

Административная реформа в  стране проводится поэтапно со дня  обретения независимости Казахстана. В рамках данной реформы осуществляется целый комплекс мероприятий по модернизации системы государственного управления страны, способствующий укреплению и  повышению результативности деятельности государственных органов. Для выстраивания качественно новой модели управления на принципах корпоративности, результативности, транспарентности и подотчетности  обществу на современном этапе проводится работа по формированию целостной и  эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Государственное регулирование рыночной экономики нацелено не только на обеспечение  ее эффективного функционирования в  настоящее время, но и на ее развитие в интересах будущих поколений. Искусством стратегического руководства  должны владеть все госслужащие, в первую очередь руководители высшего  ранга.

Ни одно хозяйственное, а тем  более стратегическое решение не может быть принято и выполнено  без предвидения возможных последствий  и без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных по их реализации. Для  этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и регионов. Тем  самым государство выполняет  не только функцию общего регулирования  экономической жизни, но и стратегически  инновационную, определяющую структурные  сдвиги и инновационное развитие с учетом перспектив страны и ее места в мире.

Во главе этой системы находится  Стратегия развития Казахстана до 2030 года, реализация которой осуществляется в три этапа. Каждые 10 лет определяются приоритетные направления социально-экономического и общественно-политического развития страны в целом. Таким образом, первый десятилетний план успешно реализован. И 1 февраля текущего года указом президента утвержден новый Стратегический план развития Казахстана до 2020 года[16].

В рыночной экономике существуют три  основные функции стратегического  планирования. Первая - определение  перспективных целей социально-экономического развития республики как внутри страны, так и в мировом пространстве. Вторая - выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе (с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и  возможностей государства). И, наконец, третья - выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, используя прямое и косвенное  государственное регулирование  социально-экономического развития.

Стратегический план имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает достаточно продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи. Во-вторых, его показатели имеют укрупненный, обобщающий характер. В-третьих, этот план имеет вариантный характер, предусматривающий  альтернативные сценарии на перспективный  период в зависимости от тенденций  изменения внутренних и внешних  факторов. В-четвертых, стратегический план будет периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при  переходе от фазы к фазе экономического цикла.

Система показателей стратегического  плана носит укрупненный, обобщенный и в то же время достаточно полный, системный характер. На республиканском  уровне стратегический план характеризуют  процессы демографического, социального, экономического, экологического, территориального развития; научно-технического прогресса; динамики уровня и качества жизни  населения; внешнеэкономических связей[17].

Информация о работе Муниципальное управление в РК