Муниципальное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления

Работа содержит 1 файл

курсоваЯ .docx

— 62.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики  основанной на многообразии форм собственности, главной целью всех реформ является совершенствование управления. Новые  экономические отношения в муниципальных  образованиях — объективная реальность, требующая нового управления сообществом, социальными явлениями и процессами, происходящими в нем. Непрерывный  процесс усложнения всех сторон жизнедеятельности  муниципального образования, всех его  сфер, требует постоянного совершенствования  форм и методов муниципального управления

Мы живем в эпоху  перемен! Наше общество проводит исключительно  трудную и необходимую перестройку. Изменения в экономике, во всем жизненном  укладе сложны тем, что требуют изменений  во всех сферах деятельности общества, производства и управления территориями. Управленцам постоянно нужны  ясность, компетентность и смелость, чтобы объективно оценить ситуацию и принять правильные управленческие решения. 

Прежде всего следует  определиться с самим понятием «муниципальное управление». Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления вопросами  местного значения. «Муниципальное управление - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом». Это понятие включает в себя цель деятельности и специфические средства для достижения поставленных целей. Муниципальное управление должно соответствовать характеру решаемых задач, каковыми являются: создание социальной инфраструктуры муниципального образования; стабилизация экономики муниципальных образований; развитие межрегиональных и внутри региональных связей; поддержание экологической обстановки; сохранение единого экономического пространства.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что настоящее время повышение эффективности муниципального управления - одна из основных задач, стоящих как перед органами местного самоуправления, так и перед Казахстаном в целом.  Эта проблема очень актуальна, поскольку уровень жизни и благосостояния общества напрямую зависит от того, насколько эффективно муниципальное управление. В связи с этим, анализ методов повышения эффективности муниципального управления является необходимым условием для построения модели эффективного муниципального управления. Также необходимо знать все тонкости и особенности показателей и критериев оценки деятельности органов местного самоуправления, чтобы правильно и адекватно оценить состояние муниципального управления в современных условиях.

Целью данной курсовой работы является изучение  системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд  задач:

- Рассмотреть теории и  сущность  муниципального управления ;

- Исследовать опыт муниципального  управления в зарубежных  странах;

- Рассмотреть структуру  органов регионального управления  в РК;

- Выявить направления  и эффективность государственного 

муниципального управления;

- Показать эффективность  регионального управления;

- Выявить  проблемы  муниципального управления.

      Объект исследования - муниципальные образования Алматинской области.

    Предмет исследования — характеристика особенностей системы муниципального  управления в Республике Казахстан.

        Методологической основой для достижения поставленных задач явились общенаучные, исторические методы исследования, анализ научной и учебной литературы по заявленной теме, а также обзор публикаций, статьи  печатных и Интернет — изданий.

     Практическая значимость проведенного исследования определяется наличием рекомендаций, направленных на совершенствование организации управления муниципальными образованиями Алматинской области и республики в целом.

Теоретической основой данного  исследования послужили труды зарубежных ученых, таких как Васильев А.А., Старцев.Я.Ю., Широков А.Н., Вобленко С.Ф., Тихомиров  Ю.А., Шугрина Е.С.,Чирикин.В.Е, а также  отечественных ученых: Гурков А.Н., Тажин. М.Д., Тажимбетов М.Ж., Чикунов О.Л., Лисаковская  И.В.

      Структура и содержание работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.        

В первой главе, раскрываются теоретические основы муниципального управления и его основные принципы , их историческое развитие.  Также  опыт зарубежных стран муниципального управления.

Во второй главе, выделяется особенность развития регионального  управления в Республике Казахстан.

Третья глава  посвящена  эффективности и  пути совершенствования  деятельности органов территориального (регионального) управления.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

      1.1 Сущность и роль муниципального управления

      В отечественной и зарубежной литературе существует несколько подходов к определению муниципального управления. Согласно первой точке зрения, муниципальное управление рассматривается как деятельность муниципальных образований распорядительно-исполнительного характера и является составной частью системы местного самоуправления. Согласно второй точке зрения, муниципальное управление ассоциируется с таким понятием, как государственное управление на местном уровне. Исходя из этого, муниципальное управление не включается в систему местного самоуправления, а противопоставляется ему и трактуется как управленческая деятельность на территории муниципального образования, реализуемая властью вышестоящего уровня через назначаемые административные органы[1, c.15].

Муниципальное управление – это  комплексное и многоуровневое явление, которое определяет многообразие явлений. Местное самоуправление – это  организация властвующих сил  на малой территории, которая предполагает решение возникших вопросов на месте. В полномочия местных органов  самоуправления входит право регулирования  подведомственных вопросов и управление в интересах населения. Муниципальное  управление выполняет ряд установленных  функций и имеет перед собой  задачи. Понятие функции определяется как определенная совокупность направленных действий, которые приводятся в исполнение управляющими органами в целях достижения вышепоставленных задач. К функциям муниципального управления относят: 1) учет прошлого и настоящего опыта  для проектирования будущего с учетом положительного изменения в развитии событий; 2) составление плана, в котором  будет учитываться направление  развития, постановка целей, точная формулировка задач, отбор качественных и больших  по объему показателей, собственно организация  поля деятельности; 3) организация исполнения установленных задач; 4) направления  работы субъектов при помощи распорядительства, которое воспроизводит деятельность непосредственного решения аппаратного  управления; 5) осуществление регулирования  распорядительной деятельности при  помощи законодательства; 6) осуществление  контроля в реализации поставленных задач с целью избежания несанкционированных  действий или их предотвращения; 7) учет ресурсов; 8) финансирование. Задачи –  это список мероприятий, которые  должны осуществиться в процессе реализации запланированных целей. Понятие «решение задачи» может  пониматься в трех вариациях. Это, во-первых, решение как собственно план решения  задачи, во-вторых, решение задачи как  процесс выполнения предложенного  плана и, в третьих, решение задачи в целях получения результата. Принципы муниципального управления: 1) разработка программ развития в условиях рыночной экономики, расчет и прогнозирование  использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных); 2) объективность  во всех управленческих процессах при  учете фактического состояния социальной сферы, влияния демографического фактора  на развитие субъекта, эффективности  управления; 3) деление полномочий всех должностных лиц в соответствии с их профессиональным уровнем подготовки и опытом работы; 4) использование  информации в муниципальном управлении: сбор, обработка и распределение  по сферам управления в соответствии с целями и задачами; 5) рациональность и ответственность муниципального управления и другие принципы. Цели и задачи муниципального управления зависимы исключительно от интересов  местного населения[1,c.21].

"Муниципальное управление" и  "местное самоуправление" - равнозначные  понятия. Ст. 3 Европейской хартии  о местном самоуправлении дает  следующую трактовку: "Под местным  самоуправлением понимается право  и реальная способность органов  местного самоуправления регламентировать  значительную часть государственных  дел и управлять ею, действуя  в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного самоуправления"[2].

Местное управление представляет собой  составной элемент общей системы  управления в государстве, для которого законодательно определяются сферы  деятельности, полномочия и ответственность. Для муниципального управления характерно относительно самостоятельное (с учетом интересов населения) формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной  базы и т.д.

Местное самоуправление (местное управление) обладает определенными признаками (критериями):

- возможность самостоятельного  существования территориального  образования (автономный бюджет, административный контроль над  подведомственными ему территориями);

- отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа  власти вышестоящему органу государственной  власти;

- участие населения территории  муниципального образования в  процессах принятия решений по  вопросам местного значения;

- выборность местных органов  власти, их подотчетность населению;

- гарантии социальной защиты  населения со стороны органов  местного самоуправления.

Итак, муниципальное управление - это  практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов  власти на общественную жизнедеятельность  населения муниципального образования  в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на их властную силу.

"Муниципальное управление" как  комплексная дисциплина, изучающая  муниципальное управление и закономерности  его функционирования, с одной  стороны, выступает как самостоятельная,  а с другой стороны, она тесно  связана с другими науками  и опирается на полученные  ими результаты[3,c/124]. 

Использование экономических наук дает возможность проводить экономические  оценки деятельности органов муниципального управления, анализировать состояние  экономической базы муниципального управления.

Исторические науки дают возможность  охарактеризовать эволюцию муниципального управления, его условий и прогнозировать социальные процессы, происходящие в  муниципальном образовании.

Социология вносит вклад в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном  уровне.

Политология обеспечивает знаниями о  политическом поведении населения, а также о взаимодействии местных  органов власти с политическими  партиями и движениями.

Муниципальное управление требует  использования системного подхода.

Муниципальное управление как особая дисциплина имеет свои понятия, категории, свою терминологию.

Так, термины "муниципальный", "местный" применяются в отношении органов  местного самоуправления на всех уровнях. Понятие "муниципальная собственность" характеризует собственность муниципального образования. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления. 

Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования.

Субъект муниципального управления - это население муниципального образования  и образованные им органы местного самоуправления. Объект муниципального управления - это муниципальное образование  со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами. Специфика  муниципального управления определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни  людей. К примеру, говоря об эффективности  муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, "нравственную" эффективность  тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования  одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов  муниципального управления, так как  население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя  контроль за деятельностью органов  муниципального управления).

К числу факторов, влияющих на состав и развитие функций муниципального управления, следует отнести:

- тип модели государственного  устройства;

- уровень развития нормативно-правовой  базы местного самоуправления;

- уровень социально-экономического  развития государства в целом  и муниципального образования  в частности;

- характер политических процессов,  протекающих в стране и регионе;

Информация о работе Муниципальное управление в РК