Муниципальное управление в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления

Работа содержит 1 файл

курсоваЯ .docx

— 62.03 Кб (Скачать)

Существуют совет Французского сообщества и совет Фламандского сообщества, называемый Фламандским  советом. Каждый совет сообщества состоит  из членов, избранных непосредственно  в соответствующий совет региона  или в совет сообщества. Члены  советов избираются на пятилетний срок. Советы полностью обновляются каждые пять лет. Советы Французского и Фламандского сообществ регулируют декретом: вопросы  культуры; образование, за исключением:

- определения начала и окончания  обязательного школьного обучения;

- минимальных требований к выдаче  дипломов;

- пенсионного режима для работников  образования; сотрудничество между  сообществами, а также международное  сотрудничество. 

Регионам, кроме того, переданы функции  контроля над местными  органами. Однако, как свидетельствуют специалисты, это привело к  снижению его  эффективности[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1 Современное состояние  муниципального управления в  Казахстане

Повышение роли регионов и их органов  власти в развитии государства имеет  не локальное значение, а является мировой тенденцией. Она (тенденция) обусловлена рядом обстоятельств:

- все более решающая роль  закрепляется за социальными  аспектами жизни,

за человеческим фактором;

- существенно возрастает территориальная  взаимосвязь;

- повышается мобильность трудовых  ресурсов;

- усложняется производственная  структура и инфраструктура региона;

- углубляется территориальное  разделение труда, все большее  значение

приобретает его международный  аспект.

Развитие этой тенденции приводит к необходимости, во-первых, соответствующего перераспределения функций по управлению между государством и регионами, и во-вторых, оптимального сочетания  государственного территориального управления и местного самоуправления.  Это характерно и для Казахстана, поскольку создание государственности  в республике невозможно без наличия экономически развитых регионов, без разветвленной социальной инфраструктуры.

Закономерной является проблема четкого  определения региональной политики суверенного государства. Главным  кредо этой политики является раскрепощение  производителя и потребителя, предоставление  им свободы для экономической  и творческой деятельности. Производитель  товара должен нести, в конечном счете, экономическую ответственность  только перед потребителем, а не перед ведомством.

Управление экономикой региона  и весь хозяйственный механизм должны представлять собой организованно-экономическую  систему ведения хозяйства, на территории которого расположены объекты  различного уровня управления.

Непременными условиями для  саморазвития регионов и хозяйствующих  единиц должны  стать самоуправление, свобода выбора  партнеров, рынок  средств производства, валютные средства и другие элементы демонополизированного  хозяйствования. Региональное управление предполагает максимальный учет всех видов особенностей областей и республики в целом. Стандартизация управления подбора произволу, разрушающему исторические ценности национального производства.

Игнорирование принципа регионализма и особенностей национального хозяйствования в бывшем СССР, попытка изыскать и принимать унифицированные  управленческие  решения в центре приносили огромный ущерб, вырывали естественные корни развития и участия  в международном разделении  труда.

В любом государстве (федеральном  и унитарном) существует два вида территориальных структур, которые  по иерархии находятся ниже национального  уровня:

Так называемые промежуточные территориальные  структуры и соответствующие  им органы  власти и управления;

 Низовые (основные) административно-территориальные единицы и собственно местные органы власти и управления. В принятой терминологии органы управления обоих уровней относятся к местным органам самоуправления (управления).

Основным критерием определения  промежуточного органа управления в  любом государстве является возможность  его самостоятельного существования:

автономный бюджет;

административный контроль над  территориальными подразделениями.

Такими промежуточными органами выступают  органы управления регионов, областей, которые осуществляют свои функции  независимо от центрального правительства  на подведомственной  им части  территории страны.

Такие структуры имеют также  федеральные государства, как США, Германия, Швейцария, Австрия и др., так и унитарные государства  – Франция, Швеция, Япония и др.

Местные органы представляют собой  низовые административные единицы, осуществляющие свои функции в городских  или сельских районах того или  иного государства. Подчиненные  им территории входят в промежуточные  территориальные структуры. Для  финансирования промежуточных и  местных органов власти существуют три основных источника доходов:

- налоги -обязательные безвозмездные  платежи государству;

- налоговые доходы – все доходы, получаемые помимо налогов, субсидий (вид пособия, обычно денежного,  предоставляемого либо государством, либо каким-либо учреждением)  и займов;

- субсидии – беспроцентные безвозмездные  поступления из бюджетов других  органов власти.

Объективная потребность в известной  локализации производственных и  экономических связей региона, в  определении статуса и реализации интересов его населения как  сохозяев данной территории имеет принципиальные особенности.

Поэтому в республиканскую концепцию  самоуправления должны включаться:

- система целей и приоритетов  территориального уровня в их  взаимосвязи

и в соподчиненности;

- совокупность субъектов самоуправления, их функции, правовые основы  и принципы деятельности;

- производственно - материальные  и финансовые средства для  достижения  целей самоуправления;

- хозяйственный механизм управления  территорией как социально

экономическим комплексом, критерии оценки его эффективности;

- вопросы оптимального соотношения  государственного управления и

территориального самоуправления.

Критериальной основой оценки самоуправления должен быть уровень обеспечения  совокупных потребностей населения  территории и ее вклад в общенациональный доход. Единство этих двух параметров следует принять за критерии территориального управления.

Будущий прогресс в социально-экономическом  развитии Казахстана во многом определяется уровнем развитости его регионов, в частности, областей. Каждая область  республики представляет собой административно-хозяйственный  комплекс. Он является достаточно крупным, чтобы в нем можно было решить многие масштабные хозяйственные задачи на основе использования межтерриториальных факторов развития производства. С  другой стороны, его масштабы таковы, что они позволяют областным  органам хорошо видеть протекающие  здесь экономические и социально-политические процессы, оперативно управлять ими. Это обстоятельство следует рассматривать  как одно из преимуществ децентрализации  управления и важных признаков экономической  свободы.

Экономическая наука республики должна исследовать явления и процессы, связанные с развитием хозяйства  конкретной области, района и города.

Такая постановка вопроса обусловливается  рядом обстоятельств:

- в период тоталитарной системы  почти полностью игнорировались

интересы областей республики со стороны  централизованного управления;

- крушением некогда сильного  отраслевого управления;

- в рамках общей экономики  республики начинает теряться  субстанция

отрасли как качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующимися особыми условиями производства;

- процесс суверенизации, особенно  экономической, должен

сопровождаться созданием новой  республиканской классификации  отраслей народного хозяйства. Она  поможет следить за диверсификацией  производства в регионах и на этой основе устанавливать устойчивые производственные связи в народном хозяйстве, планировать  оптимальную структуру макроэкономики;

- рыночные механизмы представляют  собой мотор экономической машины, в которой сердцевиной является  региональный менеджмент.

Менеджмент, объективно участвуя в  процессе управления, предпочитает создание благоприятных условий для своего эффективного функционирования.

В силу этого требуется максимальный учет специфических особенностей территории, особенно отладка системы регулирования  развития и функционирования местной  экономики.

Изложенные выше обстоятельства объективно обусловливают усиления регионального  управления в Казахстане.

Позитивным явлением в управлении экономикой Казахстана является то, что  в современной его экономической  политике наметился поворот к  региональному аспекту управления экономикой.

В программе действий правительства  Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы четко определены цели   регионального управления экономикой. В частности:

- перенос основных элементов  управления экономикой и осуществления

преобразований на региональный уровень;

- проведение политики эффективного  сочетания централизации и

децентрализации управления в осуществлении  реформ, поэтапной передачи текущих  функций и полномочий от правительства, министерств и ведомств на региональный уровень;

- предоставление местной администрации  широких полномочий в

обеспечении сбалансированного социально-экономического развития регионов и углублении рыночных преобразований.

Государственное регулирование будет  строиться на выработке специальных  подходов к разным типам районов  в целях более полного раскрытия  их потенциала. С этой позиции все  регионы Казахстана делятся на 4 группы:

Первая группа – области, обладающие уникальными запасами минеральных  ресурсов стратегического характера  и достаточно высоким импульсом  в интенсивном развитии научно-производственного  потенциала.

Этим регионам отводится роль опорных  в стабилизации и выводе из кризиса  экономики Казахстана, они будут  определять потенциал страны.

Вторая группа – области с  высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией в отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями  для создания высокотехнологичных  наукоемких производств. Это, в основном, само обеспеченные финансовыми ресурсами  области, но имеющие высокую степень  износа основных фондов и кризисную  экономическую и экологическую  ситуации.

Третья группа – области, специализирующиеся на отраслях АПК. Они являются ведущими в формировании продовольственного фонда республики.

Четвертая группа- депрессивные области, имеющие экстремальные почвенно-климатические, социально-экономические и технико-технологические  условия, жестко лимитирующие возможность  экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру народного  хозяйства, а также районы экономического кризиса.

Для первой группы регионов важна  система государственной поддержки  в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении  иностранных инвесторов.

Во второй группе регионов методы государственного регулирования  будут  ориентированы на содействие структурной  перестройки экономики региона  через широкую приватизацию.

В третьей группе регионов экономические  рычаги и стимулы будут концентрироваться  вокруг продолжения курса по реформированию сельскохозяйственного производства, развития разнообразных форм собственности.

Для депрессивной (четвертой) группы областей доминирующими останутся  методы государственного регулирования, а именно – оказание финансовой помощи под определенные проекты  с последующим строгим контролем  за их использованием.

Помимо всего прочего, такой  подход к решению региональных проблем  управления может быть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивному развитию местного хозяйства, что ведет  к стабилизации региональной экономики.

В новой Конституции Республики Казахстан (авг. 1995 г) записано, что правительство  организует управление государственной  собственностью.

Информация о работе Муниципальное управление в РК