Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение системы муниципального управления в Республике Казахстан, в частности регионального управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теории и сущность муниципального управления ;
- Исследовать опыт муниципального управления в зарубежных странах;
- Рассмотреть структуру органов регионального управления в РК;
- Выявить направления и эффективность государственного
муниципального управления
Существуют совет Французского
сообщества и совет Фламандского
сообщества, называемый Фламандским
советом. Каждый совет сообщества состоит
из членов, избранных непосредственно
в соответствующий совет
- определения начала и
- минимальных требований к
- пенсионного режима для
Регионам, кроме того, переданы функции
контроля над местными органами.
Однако, как свидетельствуют
2 АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Современное состояние муниципального управления в Казахстане
Повышение роли регионов и их органов
власти в развитии государства имеет
не локальное значение, а является
мировой тенденцией. Она (тенденция)
обусловлена рядом
- все более решающая роль закрепляется за социальными аспектами жизни,
за человеческим фактором;
- существенно возрастает
- повышается мобильность
- усложняется производственная
структура и инфраструктура
- углубляется территориальное разделение труда, все большее значение
приобретает его международный аспект.
Развитие этой тенденции приводит к необходимости, во-первых, соответствующего перераспределения функций по управлению между государством и регионами, и во-вторых, оптимального сочетания государственного территориального управления и местного самоуправления. Это характерно и для Казахстана, поскольку создание государственности в республике невозможно без наличия экономически развитых регионов, без разветвленной социальной инфраструктуры.
Закономерной является проблема четкого определения региональной политики суверенного государства. Главным кредо этой политики является раскрепощение производителя и потребителя, предоставление им свободы для экономической и творческой деятельности. Производитель товара должен нести, в конечном счете, экономическую ответственность только перед потребителем, а не перед ведомством.
Управление экономикой региона
и весь хозяйственный механизм должны
представлять собой организованно-
Непременными условиями для саморазвития регионов и хозяйствующих единиц должны стать самоуправление, свобода выбора партнеров, рынок средств производства, валютные средства и другие элементы демонополизированного хозяйствования. Региональное управление предполагает максимальный учет всех видов особенностей областей и республики в целом. Стандартизация управления подбора произволу, разрушающему исторические ценности национального производства.
Игнорирование принципа регионализма и особенностей национального хозяйствования в бывшем СССР, попытка изыскать и принимать унифицированные управленческие решения в центре приносили огромный ущерб, вырывали естественные корни развития и участия в международном разделении труда.
В любом государстве (федеральном и унитарном) существует два вида территориальных структур, которые по иерархии находятся ниже национального уровня:
Так называемые промежуточные территориальные структуры и соответствующие им органы власти и управления;
Низовые (основные) административно-
Основным критерием
автономный бюджет;
административный контроль над территориальными подразделениями.
Такими промежуточными органами выступают органы управления регионов, областей, которые осуществляют свои функции независимо от центрального правительства на подведомственной им части территории страны.
Такие структуры имеют также федеральные государства, как США, Германия, Швейцария, Австрия и др., так и унитарные государства – Франция, Швеция, Япония и др.
Местные органы представляют собой низовые административные единицы, осуществляющие свои функции в городских или сельских районах того или иного государства. Подчиненные им территории входят в промежуточные территориальные структуры. Для финансирования промежуточных и местных органов власти существуют три основных источника доходов:
- налоги -обязательные безвозмездные платежи государству;
- налоговые доходы – все доходы,
получаемые помимо налогов,
- субсидии – беспроцентные
Объективная потребность в известной
локализации производственных и
экономических связей региона, в
определении статуса и
Поэтому в республиканскую концепцию самоуправления должны включаться:
- система целей и приоритетов территориального уровня в их взаимосвязи
и в соподчиненности;
- совокупность субъектов
- производственно - материальные и финансовые средства для достижения целей самоуправления;
- хозяйственный механизм
экономическим комплексом, критерии оценки его эффективности;
- вопросы оптимального
территориального
Критериальной основой оценки самоуправления должен быть уровень обеспечения совокупных потребностей населения территории и ее вклад в общенациональный доход. Единство этих двух параметров следует принять за критерии территориального управления.
Будущий прогресс в социально-экономическом
развитии Казахстана во многом определяется
уровнем развитости его регионов,
в частности, областей. Каждая область
республики представляет собой административно-
Экономическая наука республики должна
исследовать явления и
Такая постановка вопроса обусловливается рядом обстоятельств:
- в период тоталитарной системы почти полностью игнорировались
интересы областей республики со стороны централизованного управления;
- крушением некогда сильного отраслевого управления;
- в рамках общей экономики республики начинает теряться субстанция
отрасли как качественно однородных
групп хозяйственных единиц, характеризующимися
особыми условиями
- процесс суверенизации,
сопровождаться созданием
- рыночные механизмы
Менеджмент, объективно участвуя в
процессе управления, предпочитает создание
благоприятных условий для
В силу этого требуется максимальный учет специфических особенностей территории, особенно отладка системы регулирования развития и функционирования местной экономики.
Изложенные выше обстоятельства объективно обусловливают усиления регионального управления в Казахстане.
Позитивным явлением в управлении
экономикой Казахстана является то, что
в современной его
В программе действий правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы четко определены цели регионального управления экономикой. В частности:
- перенос основных элементов
управления экономикой и
преобразований на региональный уровень;
- проведение политики
децентрализации управления в осуществлении реформ, поэтапной передачи текущих функций и полномочий от правительства, министерств и ведомств на региональный уровень;
- предоставление местной
обеспечении сбалансированного социально-
Государственное регулирование будет
строиться на выработке специальных
подходов к разным типам районов
в целях более полного
Первая группа – области, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала.
Этим регионам отводится роль опорных в стабилизации и выводе из кризиса экономики Казахстана, они будут определять потенциал страны.
Вторая группа – области с
высоким научно-
Третья группа – области, специализирующиеся на отраслях АПК. Они являются ведущими в формировании продовольственного фонда республики.
Четвертая группа- депрессивные области,
имеющие экстремальные
Для первой группы регионов важна
система государственной
Во второй группе регионов методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройки экономики региона через широкую приватизацию.
В третьей группе регионов экономические
рычаги и стимулы будут
Для депрессивной (четвертой) группы
областей доминирующими останутся
методы государственного регулирования,
а именно – оказание финансовой
помощи под определенные проекты
с последующим строгим
Помимо всего прочего, такой подход к решению региональных проблем управления может быть плодотворным, поскольку он дает возможность интенсивному развитию местного хозяйства, что ведет к стабилизации региональной экономики.
В новой Конституции Республики Казахстан (авг. 1995 г) записано, что правительство организует управление государственной собственностью.