Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа
Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами
Введение ……………………………………………………………………...
Глава I. Избирательное законодательство в Российской Федерации…….
1.1. Принципы избирательного права………………………………………
1.2. Источники избирательного законодательства…………………………
Глава II. Правовое регулирование института самовыдвижения в избирательном законодательстве РФ……………………………………….
Глава III. Проблемы реализации права на самовыдвижение……………...
3.1. Практика осуществления права на самовыдвижение на выборах Президента Российской Федерации
3.2. Институт самовыдвижения в системе региональных выборов………
Заключение …………………………………………………………………..
Список источников и литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА Источники
конституционного права
России как отрасли
права |
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………... | 3 |
Глава I. Избирательное законодательство в Российской Федерации……. | 8 |
1.1. Принципы
избирательного права………………………… |
8 |
1.2. Источники
избирательного |
16 |
Глава II. Правовое регулирование института самовыдвижения в избирательном законодательстве РФ………………………………………. | 24 |
Глава III. Проблемы реализации права на самовыдвижение……………... | 37 |
3.1. Практика
осуществления права на |
37 |
3.2. Институт
самовыдвижения в системе |
42 |
Заключение ………………………………………………………………….. | 54 |
Список источников и литературы | 58 |
Введение
Актуальность. В жизни любого демократического общества особую роль играют выборы, избирательная система и избирательное законодательство, регламентирующее формирование выборных органов власти. В современных условиях свободные, демократически проведенные выборы обеспечивают не только легальность государственной власти, но и определяют основу ее легитимности. В ч. 3 ст. 3 Конституции РФ сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». В условиях демократии институт выборов является важнейшим каналом влияния гражданского общества на власть, только выборы способны наиболее полно выражать интересы народа.
Выборы,
как и референдум, представляют собой
узаконенную форму прямого
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с деятельностью политических партий. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через выборы выявляется воля большинства, на основе которой формируется демократическая власть.
По мнению М.В. Баглая, «именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне»1. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах РФ, а также органы местного самоуправления. Таким образом, выборы имеют исключительно важно значение в политической жизни нашей страны. В этой связи изучение вопросов, связанных с правовой регламентацией и использованием процедур определения результатов голосования приобретает большую практическую значимость, поскольку позволяет объяснить и отчасти предсказать возможные результаты проведения избирательных кампаний в России. Кроме того, сравнение российского и зарубежного опыта организации и проведения выборов позволяют выявить характер проходящих в России выборов и их соответствие международным стандартам в этой сфере.
Понятие «выборы» включает в себя три составляющие – политическую, юридическую и технологическую. В политическом отношении выборы представлены в форме конкретной избирательной системы, обеспечивающей распределение выборных мандатов по итогам голосования избирателей. В юридическом плане выборы выступают в качестве избирательного права — системы юридических правил, устанавливающих порядок и гарантии осуществления избирательных действий на всех стадиях избирательного процесса. В технологическом аспекте выборы оформлены в виде официального документооборота, обеспечивающего реализацию активного и пассивного избирательного права в рамках избирательного процесса. Все три предметные области проявления и существования выборов раскрывают формальную, или нормативную, часть избирательного процесса. Наряду с ней в избирательном процессе обнаруживает себя и другая, неформальная, или ненормативная, составляющая, которая охватывает социокультурные основания и условия, уровень политической и правовой культуры граждан, степень доверия избирателей к формализованным процедурам участия в выборах, сложившиеся стереотипы электорального поведения. Взаимодействие нормативных и ненормативных, институциональных и социокультурных элементов в структуре избирательного процесса в конечном счете определяет действительную картину, роль и значение политического участия граждан, степень демократичности действующей политической системы.
Вместе
с тем выборы – это возможность
не только избирать, но и быть избранным.
В этой связи большое значение
имеет законодательное
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся при выдвижении кандидатов на выборные должности в Российской Федерации.
Предметом – нормы права, закрепленные в избирательном законодательстве Российской Федерации (на уровне РФ и Удмуртской Республики) и регулирующие данные общественные отношения.
Степень научной разработанности проблемы. Интерес к изучению вопросов, связанных с избирательным правом стал формироваться еще в дореволюционный период2. Однако подъем научно-исследовательского интереса к проблеме выборов стал отчетливо актуализироваться после оформления российской государственности и принятия Конституции РФ 1993 г. Можно предположить, что рост интереса к избирательному праву определялся в значительной степени федеральными избирательными кампаниями по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и Президента РФ. Среди ученых, занимавшихся изучением самого широко спектра проблем в рамках избирательного права, необходимо отметить труды С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, К.В. Арановского, С.В. Большакова, Н.С. Бондаря, Ю.А. Веденеева, А.А. Вешнякова, И.В. Выдрина, А.Г. Головина, В. А. Ершова, З.М. Зотовой, О.Е. Кутафина, В.И. Лысенко, Ю.А. Юдина и многих других3.
Цель исследования проанализировать конституционно-правовое закрепление института самовыдвижения и фактическую возможность реализации права на самовыдвижение на федеральном и региональном уровнях.
Исходя из цели исследования, в работе решаются следующие основные задачи:
1.
изучить общие теоретические
основы избирательного
2.
рассмотреть правовое
3.
выявить основные проблемы
В курсовой работе присутствуют две основные группы источников. К первой группе относится массив федерального законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с выборами в РФ. К числу наиболее важных источников, помимо Конституции РФ относятся действующие и утратившие силу федеральные законы, которые изучаются во 2 и 3 главе работы. Вторую группу составляют статистические материалы, содержащие сведения о результатах выборов.
При подготовке курсовой работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (сравнительно-правовой и формально-юридический) методы
В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава
I. Избирательное законодательство
в Российской Федерации
1.1.
Принципов избирательного права
Понятие избирательного права употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.4
Понятие «избирательное право» носит собирательный характер. В Российской Федерации оно включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:
1. Президента РФ;
2. Депутатов Государственной Думы;
3. Депутатов законодательных органов субъектов РФ;
4. Органов местного самоуправления.
Каждая
из этих подсистем регулируется отдельными
правовыми актами, хотя есть и общие для
всех источники права. Различия между
ними проявляются при определении пассивного
избирательного права, порядка определения
результатов голосования и по ряду других
весьма важных условий.
Список
источников и литературы
Источники
Нормативно-правовые
акты
Литература
Электронные ресурсы
Информация о работе Источники конституционного права России как отрасли права