Источники и система конституционного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Содержание

1.Источники и система конституционного права России…………………...2
2.Права и свободы человека и гражданина в РФ………………………….....9
Список используемой литературы…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Источники конституционного права РФ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


Содержание

1.Источники и система  конституционного права России…………………...2

2.Права и свободы  человека и гражданина в РФ………………………….....9

Список используемой литературы…………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники и система конституционного права России

Общее представление  о системе источников рассматриваемой  отрасли права дает схема (см. схему 1), некоторые пояснения к которой  я хочу вам предложить.

 

Система нормативных  правовых актов, являющихся источниками  конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли  конституционного права. К числу  источников конституционного права, устанавливающих  нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Они различаются:

   -по юридической силе;          -по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

-по порядку принятия;

-по возможности применения  в отношении них отлагательного  вето Президентом Российской Федерации.

Следующий источник конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный  вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.

Значительной частью источников конституционного права  являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционого характера. К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных организациях.

Особое место среди  источников Конституционного права занимают декларации.

Декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными(представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источниками конституционного права являются также международно-правовые нормы, которые содержатся в международных  договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации.

Система конституционного права России:

Конституционное право, будучи единой системой права, в свою очередь само является сложной системой.

Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном  теми связями, которые существуют между  её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов.

Таким образом, критерием  для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закреплённых в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т.д.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определённым внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие  и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в свое основе предметом регулирования соответствующих  норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными  сферами жизни, каждая из которых  имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут  не проявлять соответствующие им специфические свойства.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Её разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из ещё более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным Конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться даже без писанной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система Российского  Конституционного права включает следующие  основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

- Основы конституционного  строя;

- Основные  права и свободы человека и гражданина;

- Федеративное устройство;

- Система государственной  власти и система местного  самоуправления:

- избирательная система  (избирательное право);

- президентская власть;

-законодательная власть;

-исполнительная власть;

-государственная власть  субъектов;

-судебная власть и  прокуратура;        

-местное самоуправление;

Такое строение отрасли  конституционного права соответствует  внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику  каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д;
  • по особенностям механизма действия конституционно - правовых норм, способам их реализации. Действие норм может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по степени конкретной направленности конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включённости других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам, свойственным каждому из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические  особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права  как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личные права  и свободы человека и гражданина РФ

В Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ст. 17 конст. Р.Ф.) Человек и гражданин обладает различными правами и свободами. К ним относятся такие как политические, экономические, социальные, культурные, личные права и свободы.

Личные права  человека – наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые  присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти права определяют свободу человека в его личной жизни, обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности.

Личные права включают: право на жизнь, право на свободу  и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

Право на жизнь.

Статья 20 конституции РФ гласит:

1.Каждый имеет право на жизнь.

2.Смертная казнь впредь  до ее отмены может устанавливаться  федеральным законом в качестве  исключительной меры наказания  за особо тяжкие преступления  против жизни при предоставлении  обвиняемому права на рассмотрение  его дела судом с участием присяжных заседателей.

Основным личным правом человека является право на жизнь. Оно  впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции  не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К, такого рода, факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и так далее.

Согласно ст. 20 конституции  РФ никто не может быть произвольно  лишен жизни. Зафиксировано положение  о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь  может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности.

Данное право закреплено во многих международных законодательных  актах, оно является основополагающим правом человека, и его защита производится не только на государственном, но и на межгосударственном уровне.

 Достоинства  личности.

К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства.

Статья 21 конституции  РФ гласит:

1. Достоинство личности  охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен  подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому или унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию.  Никто не может быть, без добровольного  согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Заботой о достоинстве  человека пронизаны многие нормы  уголовного права и процесса, а  также уголовно - процессуального  кодекса. В Уголовном кодексе  предусмотрены такие составы  преступления, как клевета и оскорбление. Не менее важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе. Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие. При причинении гражданину морального вреда,  он в праве требовать  от нарушителя денежной компенсации. Также одним из способов защиты является право обращения в суд.

Достоинства личности одно из актуальных прав на международной  арене. В наше время очень важны  такие характеристики как репутация, статус, положение человека в обществе. Умаление достоинства личности мешает благополучной жизни человека.

Право на свободу  и личную неприкосновенность.

Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать  любые, не противоречащие закону поступки. В  неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.

Статья 22 конституции  РФ гласит:

1.   Каждый имеет  право на свободу и личную неприкосновенность.

Информация о работе Источники и система конституционного права России