Конституционное право России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

1. Перечислите принципы гражданства Российской Федерации. Поясните содержание каждого принципа.
2. Задача. Решите дело на основе положений Конституции РФ и федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Должен ли субъект РФ при создании системы органов исполнительной власти копировать структуру федеральных органов исполнительной власти?
3. Практическая работа
Оформите в виде таблицы классификацию основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Укажите основания классификации.

Содержание

Вопрос 1. Принципы гражданства РФ 3
Вопрос 2. Задача 7
Вопрос 3. Практическая работа 9
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 141.00 Кб (Скачать)


2009 г.

Оглавление

 

 

Вопрос 1. Принципы гражданства РФ

 

Перечислите принципы гражданства  Российской Федерации. Поясните содержание каждого принципа.

 

Термин «гражданство» имеет  три основных значения: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние  индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии принадлежности индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти).

Гражданство в качестве конституционно-правового института – совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства – с другой. Нормы этого института содержатся в Конституции РФ, Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах, в том числе заключенных еще Союзом ССР.

Гражданство Российской Федерации основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принципы гражданства Российской Федерации содержатся в Конституции Российской Федерации, которая принята всенародным голосованием 12.12.1993. Изменения внесены Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008  
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в «Российской газете» N 7, 21.01.2009.

Также принципы гражданства Российской Федерации содержатся в Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года; опубликован в «Собрании законодательства РФ» 03.06.2002, N 22, ст. 2031. Изменения внесены Федеральным законом от 28.06.2009  
N 127-ФЗ, который принят Государственной Думой 9 июня 2009 года, одобрен Советом Федерации 17 июня 2009 года; опубликован в «Собрании законодательства РФ» 29.06.2009, N 26, ст. 3125. Изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

  1. Принцип единого гражданства (п. 1 ст. 6 Конституции РФ, п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве). Данный принцип определяет гражданство Российской Федерации в качестве единственного в стране. Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции России от 12.04.1978). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его.
  2. Принцип допущения двойного гражданства (п. 1 ст. 62 Конституции РФ,  
    п. 1 ст. 6 Закона о гражданстве) означает, что Российская Федерация признает все те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т.д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства. Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия.
  3. Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом – принцип экстерриториальности гражданства (п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.
  4. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что нахождение российских граждан за границей (временное или постоянное проживание) не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения – они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка. В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.
  5. Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве) означает, что Российское государство исходит из того, что изменение семейного статуса лица не влияет на его положение как гражданина РФ:
    • заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства;
    • изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга;
    • расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей;
    • гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.
  6. Принцип сокращения числа лиц без гражданства (п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, поощряя приобретение российского гражданства этими лицами. Это связано с тем, что государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных личных прав оказывается государством в полном объеме лишь своим гражданам; лица без гражданства, в отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, оказываются в невыгодном положении.

Предусмотрены меры, предотвращающие рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства (п. 3 ст. 9 Закона о гражданстве).

  1. Принцип равного гражданства (п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что в рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане Российской Федерации равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.
  2. Принцип недопустимости лишения гражданства (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) означает, что право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например в качестве меры ответственности лица. Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР – одностороннего, основанного на произвольном усмотрении прекращения государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.
  3. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства (ст. 13 Закона о гражданстве) означает субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами.

 

Вопрос 2. Задача

 

Прокурор Приморского края обратился  в суд с заявлением о признании  недействительным постановления губернатора  Приморского края «О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края», поскольку оно, по мнению прокурора, противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Указанное постановление губернатора края издано с нарушением пределов его компетенции. Система органов государственной власти субъектов РФ, утверждается в заявлении, должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему исполнительной власти в РФ. Оспариваемым постановлением губернатора Приморского края создан департамент образования, науки и социальной защиты на базе двух самостоятельных структур исполнительной власти администрации Приморского края (департамента образования и науки и управления социальной защиты населения администрации Приморского края) путем их слияния, причем управление социальной защиты включено в состав департамента на правах структурного подразделения, руководитель которого будет находиться в непосредственном подчинении руководителя вновь образованного департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края.

Решите дело на основе положений  Конституции РФ и федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Должен ли субъект РФ при создании системы органов исполнительной власти копировать структуру федеральных органов исполнительной власти?

Данное дело решается на основе Конституции РФ и Закона о принципах организации законодательных  и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ.

Конституция Российской Федерации  принята всенародным голосованием 12.12.1993. Изменения внесены Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. Официальный  текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в «Российской газете» N 7, 21.01.2009.

 

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принят 22 сентября 1999 года, опубликован в «Собрании законодательства РФ» 18.10.1999, N 42, ст. 5005. Изменения внесены Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (опубликован в «Российской газете» 27.11.2009).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции  РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ В Российской Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При этом ст. 131 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Данное положение уточняется п. 4 ст. 17 Закона о принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: «Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Таким образом, постановление губернатора Приморского  края полностью соответствует Конституции  РФ и федеральному законодательству. Губернатор Приморского края, являясь высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ и п. 4 ст. 17 Закона о принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ самостоятельно определил структуру исполнительного органа власти Приморского края. Данное постановление издано губернатором Приморского края в рамках его компетенции.

 

Вопрос 3. Практическая работа

 

Оформите в виде таблицы  классификацию основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Укажите основания классификации.

Классификация основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации  может быть проведена по различным  основаниям:

  1. по субъекту обладания:
    • права, свободы и обязанности человека;
    • права, свободы и обязанности гражданина;
  1. по форме осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей:
    • конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном порядке;
    • конституционные права и свободы, реализуемые в коллективном порядке;
  1. по делению на основные права, свободы и обязанности и их составляющие;
  1. по времени закрепления в конституции:
    • гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
    • социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;
    • экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре;
    • права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.
  1. по степени абсолютизации:

Информация о работе Конституционное право России