Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, шпаргалка

Описание работы

РАбота содержит ответы на 41 экзаменационный вопрос по "Концепции современного естествознания"
1 вопрос. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
...
41. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

1 вопрос.  Естественнонаучная и гуманитарная  культура.

Естественнонаучная  культура - это:

-совокупный  исторический объем знания о  природе и обществе;

- объем знания  о конкретных видах и сферах  бытия, который в сокращенно-концентрированной  форме актуализирован и доступен изложению;

- усвоенное человеком  содержание накопленного и актуализированного  знания о природе и обществе.

Гуманитарная  культура - это:

-совокупный  исторический объем знания философии,  религиоведения, юриспруденции, этики,  искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;

-системообразующие  ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы,  добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается  в следующем:

-имеют общую  культурную основу;

- являются основополагающими  элементами единой системы знаний;

-представляют  собой высшую форму человеческих знаний;

- взаимно координируют  в историко-культурном процессе;

- стимулируют  появление новых междисциплинарных  отраслей знания на стыках  естественных и гуманитарных  наук.

2 вопрос. Научный метод. Критерии научности  знания.

Научный метод - это:

- путь исследования, познания;

- форма теоретического  и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей  движения изучаемого объекта; 

- система регулятивных  принципов преобразующей, практической  или познавательной, теоретической  деятельности;

-в философии  - система положений, принципов,  категорий и законов.

Уровни научного познания:

-эмпирический (опыт)

-теоретичекий ( гипотезы)

Гипотеза- пробные  решения проблемы.

Научная теория- формы научного знания , дающая целые  представления о закономерностях и существенных связях действительности.

Задачи научного познания.

-описательная

-объяснительная

-предказательная

Свойства.

-Объективность

-достоверность

- системность

- точность

Методы научного познания:

- наблюдение - метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

-эксперемент- метод эмпирического исследования, предполагающий активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.

-измерение- метод эмпирического познания, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

-дедукция- метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

-индукция- есть метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом.

- Анализ - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения объекта исследования на составные его части.

В качестве таких  частей могут быть использованы какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения.

Анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Для  постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в единстве. Поэтому метод анализа дополняется другим методом - синтезом.

-Синтез - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез как методы познания используются как  на эмпирическом, так и на теоретическом  уровнях исследования.

- Абстрагирование - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

- Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал.

-гипотеза

-научный  закон

-научная  теория

Критерии научности.

Известно несколько  критериев разграничения научных  и псевдонаучных идей - это:

Принцип верификации. Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Принцип верификации  позволяет в первом приближении  ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п.

Принцип фальсификации. Его суть: критерием научного статуса  теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.

Пр. соответствия- это новая теория , претендующая на более глубокое описание физ. Реальности, должна включать старую теорию, как частный случай.

3 вопрос. История естествознания: смена научных  картин мира - механической, электромагнитной, неклассической и постнеклассической. 

Картина мира- это  система представлений о общей закономерности миров , сформулированная в результате анализа синтеза.

Вопросы на которые  отвечают картины мира;

-о материи

- о движении 

- о взаимодействии

-о пространстве  и времени

-о причинности

-о космологии

1.Механическая  картина мира.

-все явления  объясняются законами Ньютона.

- в основе  картин мира лежит геометрия  Евклида.

-микромер аналогичен  макромеру.

2.Электромагнитная  картина мира.

Формируется на основе:

-начал электромагнетизма  М. Фарадея

-теории электромагнитного  поля Д. Максвелла

-электронной  теории Лоренца

-постулатов  теории относительности Энштейна

3.Квантово-полевая  картина мира.

Формируется на основе:

-квантовой гипотезы  М, Планка

-волновой механики  В. Гейзенберга

-квантовой теории  атома Н. Бора

Материя сущ. в  виде вещества, поля , физического , квантового. Причинность имеет вероятный характер. 

Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей универсальность  законов классической механики, на смену классической картине мира пришла неклассическая. С развитием  термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы, а потому в неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но при этом признается, что ее состояния в каждый момент времени не детерминированы. Отрицая детерминированность на уровне индивидов, неклассическая картина мира признавала ее на уровне системы в целом.

Постнеклассическая  картина мира сформировалась под  влиянием научных достижений бельгийской школы И. Пригожина в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики. В синергетической научной картине мира доминирует Идея многовариантного и необратимого становления, а мир предстает как поле сосуществующих возможностей.

Вопрос 5. Корпускулярная и континуальная  концепции описания природы.

В истории физики наиболее плодотворной и важной для  понимания явлений природы была концепция атомизма, согласно которой  материя имеет прерывистое, дискретное строение, т. е. состоит из мельчайших частиц — атомов. До конца XIX в. в соответствии с концепцией атомизма считалось, что материя состоит из отдельных неделимых частиц — атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны — "атомы" электричества, фотоны — "атомы" света и т. д.

Концепция атомизма, впервые предложенная древнегреческим  философом Левкиппом в V в. до н. э., развитая его учеником Демокритом и  затем древнегреческим философом-материалистом  Эпикуром (341—270 до н. э.) и запечатленная  в замечательной поэме "О природе вещей" римского поэта и философа Лукреция Кара (I в. до н. э.), вплоть до нашего столетия оставалось умозрительной гипотезой, хотя и подтверждаемой косвенно некоторыми экспериментальными доказательствами (например, броуновским движением, законом Авогадро и др.).

Многие ведущие  физики и химики даже в конце XIX в. не верили в реальность существования  атомов. К тому же многие экспериментальные  результаты химии и рассчитанные в соответствии с кинетической теорией  газов данные утверждали другое понятие для мельчайших частиц — молекулы.

Реальное существование  молекул было окончательно подтверждено в 1906 г. опытами французского физика Жана Перрена (1870—1942) по изучению закономерностей  броуновского Движения. В современном  представлении молекула — наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами и состоящая из атомов, соединенных между собой химическими связями. Число атомов в молекуле составляет от двух (Н2, О2, НF, КСI) до сотен и тысяч (некоторые витамины, гормоны и белки). Атомы инертных газов часто называют одноатомными молекулами. Если молекула состоит из тысяч и более повторяющихся единиц (одинаковых или близких по строению групп атомов), ее называют макромолекулой.

Атом — составная  часть молекулы, в переводе с греческого означает "неделимый". Действительно, вплоть до конца XIX в. неделимость атома не вызывала серьезных возражений. Однако физические опыты конца XIX и начала XX столетий не только подвергли сомнению неделимость атома, но и доказали существование его структуры. В своих опытах в 1897 г. английский физик Джозеф Джон Томсон (1856—1940) открыл электрон, названный позднее атомом электричества. Электрон, как хорошо известно, входит в состав электронной оболочки атомов. В 1898 г. Томсон определил заряд электрона, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома. Основополагающими признаками атомистики явились: неизменность атомов (т.е. несотворимость и неуничтожимость материи); противопоставление атомов пустому пространству (признание объективности пространства и движения).

    6.Структурные  уровни организации материи. 

Современная наука  выделяет в мире три структурных  уровня.

Микро, Макро, Мега миры.

Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"