Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 41 экзаменационный вопрос по "Концепции современного естествознания"
1 вопрос. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
...
41. Самоорганизация в живой и неживой природе.
1 вопрос.
Естественнонаучная и
Естественнонаучная культура - это:
-совокупный исторический объем знания о природе и обществе;
- объем знания
о конкретных видах и сферах
бытия, который в сокращенно-
- усвоенное человеком
содержание накопленного и
Гуманитарная культура - это:
-совокупный
исторический объем знания
-системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).
Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:
-имеют общую культурную основу;
- являются основополагающими
элементами единой системы
-представляют
собой высшую форму
- взаимно координируют
в историко-культурном
- стимулируют
появление новых
2 вопрос.
Научный метод. Критерии
Научный метод - это:
- путь исследования, познания;
- форма теоретического
и практического освоения
- система регулятивных
принципов преобразующей,
-в философии - система положений, принципов, категорий и законов.
Уровни научного познания:
-эмпирический (опыт)
-теоретичекий ( гипотезы)
Гипотеза- пробные решения проблемы.
Научная теория-
формы научного знания , дающая целые
представления о
Задачи научного познания.
-описательная
-объяснительная
-предказательная
Свойства.
-Объективность
-достоверность
- системность
- точность
Методы научного познания:
- наблюдение - метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.
-эксперемент- метод эмпирического исследования, предполагающий активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.
-измерение- метод эмпирического познания, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
-дедукция- метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
-индукция- есть метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом.
- Анализ - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения объекта исследования на составные его части.
В качестве таких частей могут быть использованы какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения.
Анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в единстве. Поэтому метод анализа дополняется другим методом - синтезом.
-Синтез - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Анализ и синтез как методы познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.
- Абстрагирование - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
- Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал.
-гипотеза
-научный закон
-научная теория
Критерии научности.
Известно несколько
критериев разграничения
Принцип верификации. Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Принцип верификации позволяет в первом приближении ограничить научное знание от явно вненаучного. Однако он не может помочь там, где система идей скроена так, что решительно все возможные эмпирические факты можно истолковать в ее пользу - идеология, религия, астрология и т. п.
Принцип фальсификации. Его суть: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость, или опровержимость, то есть только, то знание может претендовать на звание "научного", которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, лишая его неизменности, абсолютности, законченности.
Пр. соответствия- это новая теория , претендующая на более глубокое описание физ. Реальности, должна включать старую теорию, как частный случай.
3 вопрос.
История естествознания: смена научных
картин мира - механической, электромагнитной,
неклассической и
Картина мира- это система представлений о общей закономерности миров , сформулированная в результате анализа синтеза.
Вопросы на которые отвечают картины мира;
-о материи
- о движении
- о взаимодействии
-о пространстве и времени
-о причинности
-о космологии
1.Механическая картина мира.
-все явления объясняются законами Ньютона.
- в основе картин мира лежит геометрия Евклида.
-микромер аналогичен макромеру.
2.Электромагнитная картина мира.
Формируется на основе:
-начал электромагнетизма М. Фарадея
-теории электромагнитного поля Д. Максвелла
-электронной теории Лоренца
-постулатов
теории относительности
3.Квантово-полевая картина мира.
Формируется на основе:
-квантовой гипотезы М, Планка
-волновой механики В. Гейзенберга
-квантовой теории атома Н. Бора
Материя сущ. в виде вещества, поля , физического , квантового. Причинность имеет вероятный характер.
Под влиянием развития термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики, на смену классической картине мира пришла неклассическая. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы, а потому в неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации учитывается роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но при этом признается, что ее состояния в каждый момент времени не детерминированы. Отрицая детерминированность на уровне индивидов, неклассическая картина мира признавала ее на уровне системы в целом.
Постнеклассическая картина мира сформировалась под влиянием научных достижений бельгийской школы И. Пригожина в области изучения нелинейных самоорганизующихся систем, что привело к открытию принципов синергетики. В синергетической научной картине мира доминирует Идея многовариантного и необратимого становления, а мир предстает как поле сосуществующих возможностей.
Вопрос 5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.
В истории физики наиболее плодотворной и важной для понимания явлений природы была концепция атомизма, согласно которой материя имеет прерывистое, дискретное строение, т. е. состоит из мельчайших частиц — атомов. До конца XIX в. в соответствии с концепцией атомизма считалось, что материя состоит из отдельных неделимых частиц — атомов. С точки зрения современного атомизма, электроны — "атомы" электричества, фотоны — "атомы" света и т. д.
Концепция атомизма,
впервые предложенная древнегреческим
философом Левкиппом в V в. до н. э.,
развитая его учеником Демокритом и
затем древнегреческим
Многие ведущие физики и химики даже в конце XIX в. не верили в реальность существования атомов. К тому же многие экспериментальные результаты химии и рассчитанные в соответствии с кинетической теорией газов данные утверждали другое понятие для мельчайших частиц — молекулы.
Реальное существование молекул было окончательно подтверждено в 1906 г. опытами французского физика Жана Перрена (1870—1942) по изучению закономерностей броуновского Движения. В современном представлении молекула — наименьшая частица вещества, обладающая его основными химическими свойствами и состоящая из атомов, соединенных между собой химическими связями. Число атомов в молекуле составляет от двух (Н2, О2, НF, КСI) до сотен и тысяч (некоторые витамины, гормоны и белки). Атомы инертных газов часто называют одноатомными молекулами. Если молекула состоит из тысяч и более повторяющихся единиц (одинаковых или близких по строению групп атомов), ее называют макромолекулой.
Атом — составная часть молекулы, в переводе с греческого означает "неделимый". Действительно, вплоть до конца XIX в. неделимость атома не вызывала серьезных возражений. Однако физические опыты конца XIX и начала XX столетий не только подвергли сомнению неделимость атома, но и доказали существование его структуры. В своих опытах в 1897 г. английский физик Джозеф Джон Томсон (1856—1940) открыл электрон, названный позднее атомом электричества. Электрон, как хорошо известно, входит в состав электронной оболочки атомов. В 1898 г. Томсон определил заряд электрона, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома. Основополагающими признаками атомистики явились: неизменность атомов (т.е. несотворимость и неуничтожимость материи); противопоставление атомов пустому пространству (признание объективности пространства и движения).
6.Структурные
уровни организации материи.
Современная наука выделяет в мире три структурных уровня.
Микро, Макро, Мега миры.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"