Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:48, шпаргалка
Работа содержит 48 ответов на экзаменационные вопросы по дисциплине "Концепции современного естествознания".
1 Естественно научная гуманитарная культуры. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается вы¬сокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания
Культура – это совокупность созданных ч-ком духовных и материал ценностей.
ЕСТ.НАУЧ – Объект – природа, Функция – объяснение в форме доказательства, Суб-Об – разделены, Количественные характеристики, Эксперимент – основа методологии, Независима от идеологии
ГУМ – Объект –
общество и человек, Функция –
понимание в форме
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
• они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптималь¬ных условий для самосохранения и совершенствования;
• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествозна¬ния, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
• взаимно координируют в историко-культурном процессе;
• являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
• имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
2. «Здравый смысл» и научный метод.Отличие научного и обыденного знаний. (Истина – польза, ученые – обыватели, теория – стихийно, усваиваются целенаправленно – стихийно)
Здравый смысл – Это определенная структура мышления основанная на обыденном опыте.(то что принято в повседневности)методика здр. смысла - стихийна, без аргументов, а научн метод рационально обоснован, теоретически обсужден, специально.
Метод – совокупность, система правил, приемов познавательной и практической деятельности. Обычно метод отвечает на вопрос КАК обращаться с реальностью.
Научные методы – это обратная сторона теории. Теория объясняет, ЧТО собой представляет тот или иной фрагмент реальности, а обратная сторона показывает, КАК с этой реальностью надо обращаться, что с ней можно и нужно делать.
Научный метод формируется в процессе развития науки, опирается на научное познание.
Общенаучные и Специально научные.
Наблюдение - ин-фа о внешних св-вах , целенаправленность, объективность
Измерение – отношение одной величины (измеряемой) к другой принятой за постоянную (единицу измерения)
Эксперемент – способ активного исследования в упр условиях. Гл. задача проверка гипотез.
Анализ – мысленное расчленение на сост части
Синтез – соединение выделенных в анализе Эл-тов
Индукция – обобщение частных
Дедукция - от общего к частному
Аналогия - предположение сходства
Абстрагирование - выделение существ св-в
Моделирование - замена объкта подобным ему
Отличие научного и обыденного знаний. (Истина – польза, ученые – обыватели, теория – стихийно, усваиваются целенаправленно – стихийно)
Здравый смысл – Это определенная структура мышления основанная на обыденном опыте.(то что принято в повседневности)методика здр. смысла - стихийна, без аргументов, а научн метод рационально обоснован, теоретически обсужден, специально.
Метод – совокупность, система правил, приемов познавательной и практической деятельности. Обычно метод отвечает на вопрос КАК обращаться с реальностью.
Научные методы – это обратная сторона теории. Теория объясняет, ЧТО собой представляет тот или иной фрагмент реальности, а обратная сторона показывает, КАК с этой реальностью надо обращаться, что с ней можно и нужно делать.
Научный метод формируется в процессе развития науки, опирается на научное познание.
Общенаучные и Специально научные.
Наблюдение - ин-фа о внешних св-вах , целенаправленность, объективность
Измерение – отношение одной величины (измеряемой) к другой принятой за постоянную (единицу измерения)
Эксперемент – способ активного исследования в упр условиях. Гл. задача проверка гипотез.
Анализ – мысленное расчленение на сост части
Синтез – соединение выделенных в анализе Эл-тов
Индукция – обобщение частных
Дедукция - от общего к частному
Аналогия - предположение сходства
Абстрагирование - выделение существ св-в
Моделирование - замена объкта подобным ему
3. Сходство и различие методов объяснения и понимания в естествознании и гуманитарных науках.Е-Н – объяснение. Г - понимание
Объяснение – подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию.
Понимание –Психологическое (Стремление влезть внутрь) Социологическое (интерпритация с точки зрения объяснения(цель, мотив, движ. силы))
В ряде гуманитарных
наук, например в истории, трудно
подвести индивидуальные и
Различия между ними заключается в том, что объяснение сводится к логическому выводу, а понимание – к интерпретации.
4. Естественнонаучные картины мира.Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи – механического перемещения тел
Естественно-научная картина мира - это система важнейших принципов и законов лежащих в основе окружающего нас мира. Картина возникает как результат синтеза фундаментальных открытий всего естествознания.
Одной из первых возникла механистическая картина мира, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи - механического перемещения тел. Ее становление связывают с именем Г. Галилея.
- Отличие от ранее
натурфилософского способа,
- Он впервые применил
экспериментальный принцип в
совокупности с его
- Позволило уст. закон движения свободно падающего тела
- Установил ускорение свободного падения g=9,81 м/с2
- Позволило сформ. мех. принцип относительности
- Астрономические достижения -> подрыв мнения о совершенстве космоса
И. Кеплер:
- Закон движения
планет, вторжение в запретную
для исследования область.
- Отрицание непреодолимой
пропасти между движением
И. Ньютон:
- Определение мгновенной скорости, как S`(t)
- Отрицание скрытых качеств вещей ( против Аристотелю)
- Использование логических методов анализа и синтеза, индукции, как норма исследования
- Формулирование основных законов механики (3 шт.) :
#Закон инерции:
всякое тело продолжает
#Второй закон,
основной: Изменение кол-ва движения
пропорционально приложенной
#Третий закон:
Действию всегда есть равное
и противоположно направленно
противодействие.
- Формулирование особ. мех. картины мира:
# Время обратимо.
Все состояния в принципе
# Все мех. процессы подчиняются строгому детерминизму, т.к. систему можно определить через ее предыдущее состояние
- Исключается случайность.
- Из этого возникает
знаменитое уравнение Лапласа,
при помощи которого, зная все
нужные характеристики системы,
- Мир как машина.
- Постулат: время
и пространство никак не
- Тенденция свести
закономерности более высоких
форм движения материи к
- электромагнитная
картина мира (ЭМКМ). В её формировании
сыграли решающую роль
ЕНКМ- целостный взгляд на мир природы с позиции науки. (половинка)
Т.Кун ввел понятие парадигма (образец) Оно вкл в себя основные принципы, законы методы исследования.
Революция носит иррациональный характер, переход оказывается сродни переходу от одной религии к другой.
Лакатош пытался представить внутр. структуру. Жесткое ядро (неопровержимые), негативная эвристика (защитный пояс), позитивная эвристика (направление дальнейшего исследования)
Гл. отличие что научные программы выбираются сознательно из ряда конкурирующих
До классическая (Аристотель) Геоцентрическая, Образец научного исследования.
Классическая (Ньютон) Гелеоцентрическая, осн механика.
Неклассическая (Эйнштейн) Отказ от центризма, принцип относительности.
Постнеклассическая – синергетика, использование в естествознании методов гуманитарных наук
5.Особенности
современной
Общий смысл комплекса синергетических идей:
• процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной равноправны;
• процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.
Картина мира современная, необыкновенна сложна и проста одновременно. Сложна потому что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом научным представлениям. А проста потому что ей придают качества:
Системность(наблюдаемая вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из множества подсистем разного кровнясложности и упорядочности + иерархия систем)
Глобальный( это признание невозможности существование вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции).
Самоорганизация(это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур). Историчность(принципиальная незавершенность настоящей, да и любой другой картины мира).
6. Классический (Лапласовский) детерминизм.Детерминизм (от лат. determine — определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
Задав уравнение движения тела, его координаты и скорость в некоторый момент времени, который часто называют начальным его состоянием, мы можем точно и однозначно определить его состояние в любой другой момент времени в будущем или прошлом.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"