Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, шпаргалка
РАбота содержит ответы на 41 экзаменационный вопрос по "Концепции современного естествознания"
1 вопрос. Естественнонаучная и гуманитарная культура.
...
41. Самоорганизация в живой и неживой природе.
3. БОРЬБА ЗА
СУЩЕСТВОВАНИЕ — условиями,
4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ОТБОР — процесс выживания
и воспроизведения организмов, наиб.
приспособленных к условиям среды, и гибели
в ходе эволюции неприспособленных. открыт
Ч. Дарвином.
5. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ (адаптация, целесообразность)
ее столько много (строение тела, окраска, поведение,
забота о потомстве и т.д.) , что практически
изучить не возможно, до Дарвина эту проблему
решали с позиции креацинизма, изначальна
и неизменна.
6. ПОПУЛЯЦИОННЫЕ ВОЛНЫ (волны жизни) —
периодические или непериодические колебания численности
видов всех живых организмов
7. ИЗОЛЯЦИЯ (от
франц. isolation — отделение, разобщение)
, возникновение барьеров (терр. —
механич., экологич., препятствующих свободному
скрещиванию организмов.
8. МУТАЦИИ (от лат. mutatio — изменение, перемена)
, возникающие естественно или вызываемые искусственно
изменения наследств. свойств организма
в результате перестроек и нарушений в
генетич. материале организма.
9. ДРЕЙФ ГЕНОВ
(дрейф-движение) — если численность резко
идет на убыль (наводнение, пожар и т.д.)
при этом некоторые бывшие мутации исчезнут,
а другие мутации возникнут.
Естествознание
- Раздел науки, основанный на воспроизводимой
эмпирической проверке гипотез и создании
теорий или обобщений, описывающих природные
явления. Современное естествознание
- характеризуется лавинообразным накоплением
нового фактического материала и возникновением
множества новых дисциплин на стыках традиционных,
возрастанием роли теоретических исследований,
направляющих работу экспериментаторов
в вероятные области обнаружения новых
явлений. Роль эксперимента, как критерия
истинности знания, сохранилась. Построение
современное естествознания исходит из
нескольких принципов: системности, историчности,
эволюционизма, самоорганизации.
1. Принцип системности - или изучение целостного,
составленного из упорядоченных определенным
образом частей, взаимосвязанных между
собой.
2. Принцип историчности - состоит в поэтапном
развитии естествознания, где новые теории
могут быть выделены опираясь на уже некоторые
достижения и исторический опыт, могут
отрицать или корректировать.
3. Принцип эволюционизма - связан с постепенным
усложнением и повышением организации
живых существ и явлений.
4. Принцип самоорганизации- после выхода
из равновесия системы в ней реализуется
механизм самопроизвольного упорядочивания,
и возникновения нового относительно
устойчивого состава. т.е. она самоорганизуется
и приобретает способности выдерживать
опр. влияния не теряя своих свойств.
35.
Антропогенез.
Человек отличается
от животных наличием речи, развитым мышлением,
способностью к трудовой деятельности.
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека.
Антропогенез
осуществляется под влиянием биологических
и социальных факторов.
Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.
Роль биологических
факторов в эволюции человека была
раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы
сыграли большую роль в эволюции
человека, особенно на ранних этапах его
становления.
У человека возникают
наследственные изменения, которые
определяют, например, цвет волос и глаз,
рост, устойчивость к влиянию факторов
внешней среды. На ранних этапах эволюции,
когда человек сильно зависел от природы,
преимущественно выживали и оставляли
потомство особи с полезными в данных
условиях среды наследственными изменениями
(например, особи, отличающиеся выносливостью,
физической силой, ловкостью, сообразительностью).
Важнейший фактор
эволюции человека - труд. Способность
изготавливать орудия труда свойственна
только человеку. Животные могут лишь
использовать отдельные предметы для
добывания пищи (например, обезьяна использует
палку, чтобы достать лакомство).
Трудовая деятельность
способствовала закреплению морфологических
и физиологических изменений
у предков человека, которые называют
антропоморфозами.
Труд и речь
влияли на развитие мозга, мышление. Так
в течение длительного времени в результате
взаимодействия биологических и социальных
факторов осуществлялась эволюция человека.
Если морфологические
и физиологические особенности
человека передаются по наследству, то
способность к трудовой деятельности,
речь и мышление развиваются только в
процессе воспитания и образования. Поэтому
при длительной изоляции ребенка у него
не развиваются совсем или развиваются
очень плохо речь, мышление, приспособленность
к жизни в обществе.
. Экология - это
наука об отношениях
Термин «экология»,
образованный из двух
Экология быстро
развивается на стыке с другими
науками. Существует эерографическая,
химическая, математическая экологии.
Задачи экологии как науки:
-Исследование
закономерности организации
-Создание научной
основы рационального
-Восстановление нарушенных природных систем.
-Регулирование численности популяции живых организмов.
-Сохранение
эталонных участков биосферы.
Вопрос
37. Коэволюция человека и биосфера. Ноосфера.
Коэволюция - совместная эволюция человека и биосферы.
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера сформировалась 500 млн. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году[1].
Целостное учение
о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский.
Он впервые отвёл живым организмам роль
главнейшей преобразующей силы планеты
Земля, учитывая их деятельность не только
в настоящее время, но и в прошлом.
Ноосфе́ра (греч. νόος —
«разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].
Вопрос 38. Здоровье человека.
Все процессы в
биосфере взаимосвязаны. Человечество
- лишь незначительная часть биосферы,
а человек
является лишь одним из видов органической
жизни - Homo sapiens (человек разумный) . Разум
выделил человека из
животного мира и дал ему огромное могущество.
Человек на протяжении веков стремился
не приспособиться к
природной среде, а сделать ее удобной
для своего существования. Теперь мы осознали,
что любая деятельность
человека оказывает влияние на окружающую
среду, а ухудшение состояния биосферы
опасно для всех живых
существ, в том числе и для человека. Всестороннее
изучение человека, его взаимоотношений
с окружающим миром
привели к пониманию, что здоровье - это
не только отсутствие болезней, но и физическое,
психическое и
социальное благополучие человека.
Здоро́вье — состояние
любого живого организма, при котором
он в целом и все его органы способны полностью
выполнять свои функции; отсутствие недуга,
болезни.
Для состояния
организма человека существует понятие
«нормы», когда значения параметров
укладываются в определенный, выработанный
медицинской наукой и практикой
диапазон. Отклонение значения от заданного
диапазона может явиться признаком и доказательством
ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья
будет выражаться в измеримых нарушениях
в структурах и функциях организма, изменениях
его адаптивных возможностей
Вопрос 39. Биоэтика.
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.
В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».
Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.
Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.
Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет обязательного преподавания в медицинских вузах России.
В-третьих,
- это бурно развивающийся
К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:
Информация о работе Шпаргалка по "Концепции современного естествознания"