Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:50, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине " Концепциии современного естествознания"
1.
Естествознание и
его основные концепции
Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.
Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный (субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания. Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание. Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное, отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость, прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается какое-то наименование.
Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных законов природы на основе понимания физической сущности явлений.
Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть будет исследоваться с опр. погрешностью.
Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:
- выявление внутренней сущности явления, его механизма
- причин движения каждой из частей
- механизма
взаимодействия этих частей
- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных образований.
Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.
Главной
целью Естествознания является вскрытие
природы всех явлений.
2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
(Идеальный
объект и бессубъектное
изображение природы)
Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект, так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания составляет содержание гносеологического анализа.
Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа материальной точки, не является открытием современной методологии и может считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта. Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих идеализаций определяется предварительной работой методов, методической "обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем, что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент, моделирование и соответствующие им методы описания, классификация, аксиоматизация и т.д.
Наука-
часть духовной культуры: этика, искусство,
философия. Наука описывает мир,
путем формулирования законов природы-
это необходимая, устойчивая связь между
объектами и явления природы (их более
1000). Закон причинности- у каждого явления
есть свои причины. Существует 2 уровня
познания: эмпирическое- познание опытом
и теоретическое- познание по средствам
логики, открывает новое уже из известного.
3.
Наука и культура. Критерии
истинности в науке.
Основные принципы научности.
Наука
описывает мир, путем формулирования
законов природы- это необходимая, устойчивая
связь между объектами и явления природы
(их более 1000). Закон причинности- у каждого
явления есть свои причины. Существует
2 уровня познания: эмпирическое- познание
опытом и теоретическое- познание по средствам
логики, открывает новое уже из известного.
Наука- часть духовной культуры: этика,
искусство, философия. Культура-все, что
создано человеком. Наука- предельно объективированная
сфера познания. Критерий истинности-
соответствие теории и эксперимента. Субъективная
человеческая оценка не имеет здесь никакой
роли. 3 основные принципа научности:
1. Верифицируемость (проверяемость); 2.
Доказательность; 3. Фальсифицируемость
(принципиальная отвергаемость любого
научного утверждения); 4. Рациональность
(разум).
4.
Классификация наук.
Теоретическое и
эмпирическое знание
Существует около 15 000 наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и социальные.
Наука
описывает мир, путем формулирования
законов природы- это необходимая, устойчивая
связь между объектами и явления природы
(их более 1000). Закон причинности- у каждого
явления есть свои причины. Существует
2 уровня познания: эмпирическое- познание
опытом и теоретическое- познание по средствам
логики, открывает новое уже из известного.
Наука- часть духовной культуры: этика,
искусство, философия. Культура-все, что
создано человеком. Наука- предельно объективированная
сфера познания. Критерий истинности-
соответствие теории и эксперимента. Субъективная
человеческая оценка не имеет здесь никакой
роли. 3 основные принципа научности:
1. Верифицируемость (проверяемость); 2.
Доказательность; 3. Фальсифицируемость
(принципиальная отвергаемость любого
научного утверждения); 4. Рациональность
(разум).
5.
Проблема двух
культур в науке.
Научная ответственность
Проблема 2-х культур в науке: - естественно-научная; - гуманитарная. Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий, подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.
НТР
дала большой прорыв и огромные технологические
возможности (ядерное оружие). Возникли
междисциплинарные области знания: экология,
информатика, генетика, биотехнологии.
6.
Основные научные
методы
Метод
— система мыслительных и практических
правил и приемов, позволяющих достичь
желаемого результата, которым может
быть как знание о действительности, так
и изменение положения дел в ней. Основными
методами эмпирического уровня являются
наблюдение и эксперимент. Наблюдение
— совокупность преднамеренных действий
человека, предпринимаемых с целью выявления
существенных свойств и отношений объекта.
Наблюдение, несмотря на относительную
пассивность, всегда заранее планируется
и осуществляется целенаправленно в соответствии
с определенной схемой. Эксперимент —
это метод исследования, с помощью которого
заранее запланированным образом производятся
изменения в исследуемом объекте с целью
выявления его общих и необходимых свойств
и отношений. Эксперимент в отличие от
наблюдения предполагает более активную
роль человека, осуществляется в точно
заданных условиях, которые могут воспроизводиться
другим исследователем с целью проверки
полученных результатов. Эксперимент
в отличие от наблюдения позволяет выявить
такие свойства и отношения объекта, которые
в естественных условиях остаются скрытыми.
Особая форма эксперимента — это мысленный
эксперимент, в котором в идеальном плане
осуществляется преобразование воображаемых
объектов. В результате наблюдения и эксперимента
получаются данные, подвергающиеся затем
описанию. Описание — дополнительный
метод эмпирического уровня. Описание
должно быть по возможности точным, достоверным
и полным. На основе описаний эмпирических
данных осуществляется дальнейшая систематизация
знания. Методами теоретического уровня
научного познания являются дедукция,
индукция, аналогия, сравнение, моделирование.
Дедукция — это метод познания, в котором
вывод о частном делается исходя из общего
положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося
и общепринятого знания. Индукция — такой
метод познания, в котором осуществляется
вывод нового общего положения исходя
из совокупности частных. Индукцию часто
называют выводом от частного к общему.
Аналогия — метод познания, позволяющий
на основе сходства объектов по одним
признакам сделать вывод об их сходстве
по другим. Аналогию называют выводом
от единичного к единичному или от частного
к частному. Близким к аналогии является
метод сравнения, позволяющий установить
не только сходство, но и различие предметов
и явлений. Моделирование — это оперирование
объектом, который является аналогом другого,
по каким-то причинам недоступного для
манипуляций. Благодаря моделированию
можно проникнуть в недоступные свойства
объекта, используя его аналог. Методы,
применяемые на метатеоретическом уровне
научного познания, имеют вид общелогических
приемов: анализ и синтез, абстрагирование,
идеализация. Анализ представляет собой
мысленное разложение целого до исходных
составляющих, синтез — мысленное восхождение
от глубинных, исходных оснований к новой
целостности, объединение в единое целое
отдельных сторон предмета. Абстрагирование
— мыслительный прием отвлечения от несущественных
свойств и отношений объекта или явления
и сосредоточение внимания на существенных.
Еще одним универсальным приемом познания
выступает идеализация — мысленная процедура
образования абстрактных объектов, не
существующих в действительности.
7.
Научные картины
мира и научные
революции
Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин.
Исторически
первая естественнонаучная картина
мира сложилась в XVII—XVIII вв. на основе
классического естествознания. В XVII—XIX
вв. наука по сути дела играет роль религии,
способной дать ответы на фундаментальные
вопросы устройства мира и бытия человека.
Научная картина мира понималась как точная
копия реальности, существующей независимо
от человека. Механистически понятая Вселенная
представляет собой пустое пространство,
в котором по четким, легко просчитываемым
траекториям движутся массы вещества.
Однако в науке происходит смена стилей
мышления, мировоззренческих парадигм
и способов интерпретации проблем. Во
второй половине XIX в. начинают быстро
развиваться гуманитарные и социальные
науки, которые по своему содержанию (предмету,
методу, формам существования) конфликтуют
с классическим образом научности. Научная
революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла
за собой трансформацию, основных «параметров»
классического взгляда на реальность.
Суть этих изменений можно описать так:
механистический взгляд на мир сменился
взглядом органическим и системным. Начало
трансформации от механистической к органической
картине мира положили открытия в физике:
общая и специальная теория относительности
А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами
Э. Резерфорда, работы по квантовой механике
Н. Бора, открытие принципа неопределенности
В. Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное
наполнение системной парадигмы происходило
за счет новых данных, которые предоставляли
психология, в рамках которой сформировалась
концепция бессознательной психики, биология
и генетика с их успехами в области постижения
сущности жизни, астрофизика, изучающая
закономерности существования мегамира,
кибернетика и синергетика, описывающие
поведение сложных открытых систем, и
др. Новая органическая парадигма отказывается
от субстанциональной концепции пространства
и времени в пользу реляционной. Согласно
современному взгляду на мир материя не
сводится к веществу, существуя как в вещественной,
так и в полевой форме, а также в виде плазмы
и вакуума. Трансформации материи могут
быть описаны одновременно как взаимодействия
частиц и как волновые процессы. Связи
между событиями и явлениями во Вселенной
необъяснимы только с точки зрения ньютоновско-картезианской
причинности, требуются иные способы интерпретации
существующих в мире закономерностей.
9.
Возникновение научного
знания
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение генезиса к тому этапу истории, когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точка зрения наука- это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:
Разное
время рождения имеют и различные конкретные
науки. Так, античность дала миру математику,
Новое время- современное естествознание,
в XIX в. появляется обществознание.
10.
Античная наука, ее методология
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.
И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"