Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
В процессе исследования
часто приходится, опираясь на уже
имеющиеся знания, делать заключения
о неизвестном. Переходя от известного
к неизвестному, мы можем либо использовать
знания об отдельных фактах, восходя
при этом к открытию общих принципов,
либо, наоборот, опираясь на общие принципы,
делать заключения о частных явлениях.
Подобный переход осуществляется с
помощью таких логических операций,
как индукция и дедукция.
Индукцией называется
такой метод исследования и способ
рассуждения, в котором общий
вывод строится на основе частных
посылок. Дедукция - это способ рассуждения,
посредством которого из общих посылок
с необходимостью следует заключение
частного характера.
Основой индукции являются
опыт, эксперимент и наблюдение,
в ходе которых собираются отдельные
факты. Затем, изучая эти факты, анализируя
их, мы устанавливаем общие и
Дедукция отличается
от индукции прямо противоположным
ходом движения мысли. В дедукции,
как это видно из определения,
опираясь на общее знание, делают вывод
частного характера. Одной из посылок
дедукции обязательно является общее
суждение. Если оно получено в результате
индуктивного рассуждения, тогда дедукция
дополняет индукцию, расширяя объем
нашего знания. Например, если мы знаем,
что все металлы
Но особенно большое
познавательное значение дедукции проявляется
в том случае, когда в качестве
общей посылки выступает не просто
индуктивное обобщение, а какое-то
гипотетическое предположение, например
новая научная идея. В этом случае
дедукция является отправной точкой
зарождения новой теоретической
системы. Созданное таким путем
теоретическое знание предопределяет
дальнейший ход эмпирических исследований
и направляет построение новых индуктивных
обобщений.
Изучая свойства
и признаки явлений окружающей нас
действительности, мы не можем познать
их сразу, целиком, во всем объеме, а
подходим к их изучению постепенно,
раскрывая шаг за шагом все
новые и новые свойства. Изучив
некоторые из свойств предмета, мы
можем обнаружить, что они совпадают
со свойствами другого, уже хорошо изученного
предмета. Установив такое сходство
и найдя, что число совпадающих признаков
достаточно большое, можно сделать предположение
о том, что и другие свойства этих предметов
совпадают. Ход рассуждения подобного
рода составляет основы аналогии.
Аналогия - это такой
прием познания, при котором на
основе сходства объектов в одних
признаках заключают об их сходстве
и в других признаках. Так, при
изучении природы света были установлены
такие явления, как дифракция
и интерференция. Эти же свойства
ранее были обнаружены у звука
и вытекали из его волновой природы.
На основе этого сходства X. Гюйгенс
заключил, что и свет имеет волновую
природу. Подобным же образом Л. де Бройль,
предположив определенное сходство
между частицами вещества и полем,
пришел к заключению о волновой природе
частиц вещества.
Умозаключения по аналогии,
понимаемые предельно широко, как
перенос информации об одних объектах
на другие, составляют гносеологическую
основу моделирования.
Моделирование - это
изучение объекта (оригинала) путем
создания и исследования его копии
(модели), замещающей оригинал с определенных
сторон, интересующих познание.
Модель всегда соответствует
объекту - оригиналу - в тех свойствах,
которые подлежат изучению, но в
то же время отличается от него по ряду
других признаков, что делает модель
удобной для исследования интересующего
нас объекта.
Использование моделирования
диктуется необходимостью раскрыть
такие стороны объектов, которые
либо невозможно постигнуть путем непосредственного
изучения, либо невыгодно изучать
их таким образом из чисто экономических
соображений. Человек, например, не может
непосредственно наблюдать
Модели, применяемые
в обыденном и научном
На современном
этапе научно-технического прогресса
большое распространение в
Среди методов научного
исследования, как уже отмечалось,
различаются методы, свойственные эмпирическому
и теоретическому уровням исследования.
Общелогические методы применяются
на обоих уровнях, но они преломляются
через систему специфических
для каждого уровня приемов и
методов.
Один из важнейших
методов эмпирического познания
- наблюдение. Под наблюдением понимается
целенаправленное восприятие явлений
объективной действительности, в
ходе которого мы получаем знание о
внешних сторонах, свойствах и
отношениях изучаемых объектов.
Процесс научного наблюдения
является не пассивным созерцанием
мира, а особого вида деятельностью,
которая включает в себя в качестве
элементов самого наблюдателя, объект
наблюдения и средства наблюдения.
К последним относятся приборы
и материальный носитель, с помощью
которого передается информация от объекта
к наблюдателю (например, свет).
Важнейшей особенностью
наблюдения является его целенаправленный
характер. Эта целенаправленность обусловлена
наличием предварительных идей, гипотез,
которые ставят задачи наблюдению.
Научное наблюдение в отличие
от обычного созерцания всегда оплодотворено
той или иной научной идеей, опосредствуется
уже имеющимся знанием, которое
показывает, что наблюдать и как
наблюдать.
Наблюдение как
метод эмпирического
С помощью описания
чувственная информация переводится
на язык понятий, знаков, схем, рисунков,
графиков и цифр, принимая тем самым
форму, удобную для дальнейшей рациональной
обработки (систематизации, классификации
и обобщения).
Описание подразделяется
на два основных вида - качественное
и количественное.
Количественное описание
осуществляется с применением языка
математики и предполагает проведение
различных измерительных
Наблюдение и сравнение
могут проводиться как
Активное вмешательство
исследователя в протекание природного
процесса, искусственное создание им
условий взаимодействия отнюдь не означает,
что экспериментатор сам, по своему
произволу творит свойства предметов,
приписывает их природе. Ни радиоактивность,
ни световое давление, ни условные рефлексы
не являются свойствами, выдуманными
или изобретенными
Взаимодействие объектов
в экспериментальном
Познавательная роль
эксперимента велика не только в том
отношении, что он дает ответы на ранее
поставленные вопросы, но и в том,
что в ходе его возникают новые
проблемы, решение которых требует
проведения новых опытов и создания
новых экспериментальных
Одним из существенных
методов теоретического исследования
является все более широко используемый
в науке (в связи с ее математизацией)
прием формализации. Этот прием заключается
в построении абстрактно-математических
моделей, раскрывающих сущность изучаемых
процессов действительности. При формализации
рассуждения об объектах переносятся
в плоскость оперирования со знаками (формулами).
Отношения знаков заменяют собой высказывания
о свойствах в отношениях предметов. Таким
путем создается обобщенная знаковая
модель некоторой предметной области,
позволяющая обнаружить структуру различных
явлений и процессов при отвлечении от
качественных характеристик последних.
Вывод одних формул из других по строгим
правилам логики и математики представляет
собой формальное исследование основных
характеристик структуры различных, порой
весьма далеких по своей природе явлений.
Особенно широко формализация применяется
в математике, логике и современной лингвистике.
Специфическим методом
построения развитой теории является
аксиоматический метод. Впервые
он был применен в математике при
построении геометрии Евклида, а
затем, в ходе исторического развития
знаний, стал применяться и в эмпирических
науках. Однако здесь аксиоматический
метод выступает в особой форме
гипотетико-дедуктивного метода построения
теории. Рассмотрим, в чем состоит
сущность каждого из названных методов.
При аксиоматическом
построении теоретического знания сначала
задается набор исходных положений,
не требующих доказательства (по крайней
мере, в рамках данной системы знания).
Эти положения называются аксиомами
или постулатами. Затем из них
по определенным правилам строится система
выводных предложений. Совокупность исходных
аксиом и выведенных на их основе предложений
образует аксиоматически построенную
теорию.
Аксиомы - это утверждения,
доказательства истинности которых
не требуется. Логический вывод позволяет
переносить истинность аксиом на выводимые
из них следствия. Следование определенным,
четко зафиксированным правилам
вывода позволяет упорядочить процесс
рассуждения при развертывании
аксиоматической системы, сделать
это рассуждение более строгим
и корректным.
Аксиоматический метод
развивался по мере развития науки. "Начала"
Евклида были первой стадией его
применения, которая получила название
содержательной аксиоматики. Аксиомы
вводились здесь на основе уже
имеющегося опыта и выбирались как
интуитивно очевидные положения. Правила
вывода в этой системе также рассматривались
как интуитивно очевидные и специально
не фиксировались. Все это накладывало
определенные ограничения на содержательную
аксиоматику.