Наука как высшая форма знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.

Работа содержит 1 файл

наука,её образы и специфические черты.docx

— 71.58 Кб (Скачать)

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже  имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя  при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Подобный переход осуществляется с  помощью таких логических операций, как индукция и дедукция.  

Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий  вывод строится на основе частных  посылок. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок  с необходимостью следует заключение частного характера.  
 

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные  факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся  черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На этой основе строится индуктивное  умозаключение, в качестве посылок  которого выступают суждения о единичных  объектах и явлениях с указанием  их повторяющегося признака и суждение о классе, включающем данные объекты  и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается  всему классу. Так, например, изучая свойства воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат  к классу жидкостей, делают вывод, что  жидкости упруги.  

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным  ходом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод  частного характера. Одной из посылок  дедукции обязательно является общее  суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем  нашего знания. Например, если мы знаем, что все металлы электропроводны, и если установлено, что медь относится  к группе металлов, то из этих двух посылок  с необходимостью следует заключение о том, что медь электропроводна.  

Но особенно большое  познавательное значение дедукции проявляется  в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической  системы. Созданное таким путем  теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных  обобщений.  

Изучая свойства и признаки явлений окружающей нас  действительности, мы не можем познать  их сразу, целиком, во всем объеме, а  подходим к их изучению постепенно, раскрывая шаг за шагом все  новые и новые свойства. Изучив некоторые из свойств предмета, мы можем обнаружить, что они совпадают  со свойствами другого, уже хорошо изученного предмета. Установив такое сходство и найдя, что число совпадающих признаков достаточно большое, можно сделать предположение о том, что и другие свойства этих предметов совпадают. Ход рассуждения подобного рода составляет основы аналогии.  

Аналогия - это такой  прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних  признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при  изучении природы света были установлены  такие явления, как дифракция  и интерференция. Эти же свойства ранее были обнаружены у звука  и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства X. Гюйгенс  заключил, что и свет имеет волновую природу. Подобным же образом Л. де Бройль, предположив определенное сходство между частицами вещества и полем, пришел к заключению о волновой природе  частиц вещества.  

Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как  перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования.  

Моделирование - это  изучение объекта (оригинала) путем  создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.  

Модель всегда соответствует  объекту - оригиналу - в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в  то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего  нас объекта.  

Использование моделирования  диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые  либо невозможно постигнуть путем непосредственного  изучения, либо невыгодно изучать  их таким образом из чисто экономических  соображений. Человек, например, не может  непосредственно наблюдать процесс  естественного образования алмазов, зарождения и развития жизни на Земле, целый ряд явлений микро- и  мегамира. Поэтому приходится прибегать  к искусственному воспроизведению  подобных явлений в форме, удобной  для наблюдения и изучения. В ряде же случаев бывает гораздо выгоднее и экономичнее вместо непосредственного  экспериментирования с объектом построить и изучить его модель.  

Модели, применяемые  в обыденном и научном познании, можно разделить на два больших  класса: материальные и идеальные. Первые являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам. Вторые представляют собой  идеальные образования, зафиксированные  в соответствующей знаковой форме  и функционирующие по законам  логики, отражающей мир.  

На современном  этапе научно-технического прогресса  большое распространение в науке  и в различных областях практики получило компьютерное моделирование. Компьютер, работающий по специальной  программе, способен моделировать самые  различные реальные процессы (например, колебания рыночных цен, рост народонаселения, взлет и выход на орбиту искусственного спутника Земли, химическую реакцию  и т. д.). Исследование каждого такого процесса осуществляется посредством  соответствующей компьютерной модели.  

Среди методов научного исследования, как уже отмечалось, различаются методы, свойственные эмпирическому  и теоретическому уровням исследования. Общелогические методы применяются  на обоих уровнях, но они преломляются через систему специфических  для каждого уровня приемов и  методов.  

Один из важнейших  методов эмпирического познания - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений  объективной действительности, в  ходе которого мы получаем знание о  внешних сторонах, свойствах и  отношениях изучаемых объектов.  

Процесс научного наблюдения является не пассивным созерцанием  мира, а особого вида деятельностью, которая включает в себя в качестве элементов самого наблюдателя, объект наблюдения и средства наблюдения. К последним относятся приборы  и материальный носитель, с помощью  которого передается информация от объекта  к наблюдателю (например, свет).  

Важнейшей особенностью наблюдения является его целенаправленный характер. Эта целенаправленность обусловлена  наличием предварительных идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Научное наблюдение в отличие  от обычного созерцания всегда оплодотворено  той или иной научной идеей, опосредствуется  уже имеющимся знанием, которое  показывает, что наблюдать и как  наблюдать.  

Наблюдение как  метод эмпирического исследования всегда связано с описанием, которое  закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание - это  фиксация средствами естественного  или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.  

С помощью описания чувственная информация переводится  на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым  форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки (систематизации, классификации  и обобщения).  

Описание подразделяется на два основных вида - качественное и количественное.  

Количественное описание осуществляется с применением языка  математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно  рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно  включает также нахождение эмпирических зависимостей между результатами измерений. Лишь с введением метода измерения  естествознание превращается в точную науку. В основе операции измерения  лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы  измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые  свойства со стороны их количественных характеристик. В свою очередь, это  позволяет широко использовать в  науке математические средства и  создает предпосылки для математического  выражения эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в  связи с измерением. В ряде подразделений  науки (например, в биологии, языкознании) широко используются сравнительные  методы.  

Наблюдение и сравнение  могут проводиться как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с экспериментом. В отличие  от обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается  в протекание изучаемого процесса с  целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление наблюдается  здесь в специально создаваемых  и контролируемых условиях, что позволяет  восстанавливать каждый раз ход  явления при повторении условий.  

Активное вмешательство  исследователя в протекание природного процесса, искусственное создание им условий взаимодействия отнюдь не означает, что экспериментатор сам, по своему произволу творит свойства предметов, приписывает их природе. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными  или изобретенными исследователями, но они выявлены в экспериментальных  ситуациях, созданных самим человеком. Его творческая способность проявляется  лишь в создании новых комбинаций природных объектов, в результате которых выявляются скрытые, но объективные  свойства самой природы.  

Взаимодействие объектов в экспериментальном исследовании может быть одновременно рассмотрено  в двух планах: и как деятельность человека, и как взаимодействие самой  природы. Вопросы природе задает исследователь, ответы на них дает сама природа.  

Познавательная роль эксперимента велика не только в том  отношении, что он дает ответы на ранее  поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые  проблемы, решение которых требует  проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок.  

Одним из существенных методов теоретического исследования является все более широко используемый в науке (в связи с ее математизацией) прием формализации. Этот прием заключается  в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах в отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет собой формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений. Особенно широко формализация применяется в математике, логике и современной лингвистике.  

Специфическим методом  построения развитой теории является аксиоматический метод. Впервые  он был применен в математике при  построении геометрии Евклида, а  затем, в ходе исторического развития знаний, стал применяться и в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический  метод выступает в особой форме  гипотетико-дедуктивного метода построения теории. Рассмотрим, в чем состоит  сущность каждого из названных методов.  

При аксиоматическом  построении теоретического знания сначала  задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней  мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами  или постулатами. Затем из них  по определенным правилам строится система  выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений  образует аксиоматически построенную  теорию.  

Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых  не требуется. Логический вывод позволяет  переносить истинность аксиом на выводимые  из них следствия. Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет упорядочить процесс  рассуждения при развертывании  аксиоматической системы, сделать  это рассуждение более строгим  и корректным.  

Аксиоматический метод  развивался по мере развития науки. "Начала" Евклида были первой стадией его  применения, которая получила название содержательной аксиоматики. Аксиомы  вводились здесь на основе уже  имеющегося опыта и выбирались как  интуитивно очевидные положения. Правила  вывода в этой системе также рассматривались  как интуитивно очевидные и специально не фиксировались. Все это накладывало  определенные ограничения на содержательную аксиоматику.  

Информация о работе Наука как высшая форма знания