Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
Таким образом, непосредственно
закон характеризует отношения
идеальных объектов теоретической
модели, а опосредствованно он применяется
к описанию эмпирической реальности.
Второй подуровень
теоретического знания - развитая теория.
В ней все частные
Таковой, например, является
ньютоновская механика. В той формулировке,
которую придал ей Л. Эйлер, она вводила
фундаментальную модель механического
движения посредством таких идеализации,
как материальная точка, которая
движется в пространстве-времени
системы отсчета под действием
некой обобщенной силы. Природа этой
силы далее не конкретизируется - ею
может быть квазиупругая сила, или
сила удара, или сила притяжения. Речь
идет о силе вообще. Относительно такой
модели и формулируются три закона
Ньютона, которые выступают в
данном случае как обобщение множества
частных законов, отражающих сущностные
связи отдельных конкретных видов
механического движения (колебание,
вращение, движение тела по наклонной
плоскости, свободное падение и
т. д.). На основе таких обобщенных законов
можно далее дедуктивным путем
предсказывать и новые частные
законы.
Два рассмотренных
типа организации научного знания -
частные теории и обобщающие развитые
теории - взаимодействуют как между
собой, так и с эмпирическим уровнем
знания.
Итак, научное знание
в любой области науки
Существенно то, что
все это многообразие знаний объединено
в целостность. Эта целостность
обеспечивается не только теми взаимосвязями
между теоретическим и
Основания каждой конкретной
науки, в свою очередь, имеют достаточно
сложную структуру. Можно выделить
по меньшей мере три главных составляющих
блока оснований науки: идеалы и
нормы познания, научную картину
мира и философские основания.
Как и всякая деятельность,
научное познание регулируется определенными
идеалами и нормами, которые выражают
ценностные и целевые установки
науки, отвечая на вопросы: для чего
нужны те или иные познавательные
действия, какой тип продукта (знания)
должен быть получен в результате
их осуществления и каким способом
получить это знание.
Этот блок включает
идеалы и нормы, во-первых, доказательности
и обоснования знания, во-вторых,
объяснения и описания, в-третьих, построения
и организации знания. Это - основные
формы, в которых реализуются
и функционируют идеалы и нормы
научного исследования. Что же касается
их содержания, то здесь можно обнаружить
несколько взаимосвязанных
Наконец, в содержании
идеалов и норм научного исследования
можно выделить третий уровень. В
нем установки второго уровня
конкретизируются применительно к
специфике предметной области каждой
науки (физики, биологии, химии и
т. п.).
В идеалах и нормативных
структурах науки выражена некоторая
обобщенная схема метода, поэтому
специфика исследуемых объектов
непременно сказывается на характере
идеалов и норм научного познания,
и каждый новый тип системной организации
объектов, вовлекаемый в орбиту исследовательской
деятельности, как правило, требует трансформации
идеалов и норм научной дисциплины. Но
не только спецификой объекта обусловлено
функционирование и развитие идеалов
и нормативных структур науки. В их системе
выражены определенный образ познавательной
деятельности, представление об обязательных
процедурах, которые обеспечивают постижение
истины. Этот образ всегда имеет социокультурную
обусловленность. Он формируется в науке,
испытывая влияние мировоззренческих
структур, лежащих в фундаменте культуры
той или иной исторической эпохи.
Второй блок оснований
науки составляет научная картина
мира. Она складывается в результате
синтеза знаний, получаемых в различных
науках, и содержит общие представления
о мире, вырабатываемые на соответствующих
стадиях исторического развития
науки. В этом значении ее именуют
общей научной картиной мира, которая
включает представления как о
природе, так и о жизни общества.
Аспект общей научной картины
мира, который соответствует
Синтез знаний, получаемых
в различных науках, является весьма
сложной процедурой. Он предполагает
установление связей между предметами
наук. Видение предмета наук, представление
о его главных системно-
Картина реальности
обеспечивает систематизацию знаний в
рамках соответствующей науки. С
ней связаны различные типы теорий
научной дисциплины (фундаментальные
и прикладные), а также опытные
факты, на которые опираются и
с которыми должны быть согласованы
принципы картины реальности. Одновременно
научная картина мира функционирует
и как исследовательская
Третий блок оснований
науки образуют философские идеи
и принципы. Они обосновывают как
идеалы и нормы науки, так и
содержательные представления научной
картины мира, а также обеспечивают
включение научного знания в культуру.
Любая новая идея,
чтобы стать либо постулатом картины
мира, либо принципом, выражающим новый
идеал и норматив научного познания,
должна пройти через процедуру философского
обоснования. Например, когда М. Фарадей
обнаружил в опытах электрические и магнитные
силовые линии и попытался на этой основе
ввести в научную картину мира представления
об электрическом и магнитном поле, то
он сразу же столкнулся с необходимостью
обосновать эти идеи. Предположение, что
силы распространяются в пространстве
с конечной скоростью от точки к точке,
приводило к представлению о силах как
существующих в отрыве от их материальных
источников (зарядов и источников магнетизма).
Но это противоречило принципу: силы всегда
связаны с материей. Чтобы устранить противоречие,
Фарадей рассматривает поля сил в качестве
особой материальной среды. Философский
принцип неразрывной связи материи и силы
выступал здесь основанием для введения
в картину мира постулата о существовании
электрического и магнитного полей, имеющих
такой же статус материальности, как и
вещество.
Философские основания
науки наряду с функцией обоснования
уже добытых знаний выполняют
также эвристическую функцию. Она
активно участвует в построении
новых теорий, направляя перестройку
нормативных структур науки и
картин реальности. Используемые в
этом процессе философские идеи и
принципы могут применяться и
для обоснования полученных результатов
(новых картин реальности и новых
представлений о методе). Но совпадение
философской эвристики и
Мы видели, что
философские основания науки
разнородны. И все же при всей
разнородности философских
Например, в истории
естествознания (с XVII столетия до наших
дней) можно выделить по крайней
мере три весьма общих типа таких
структур, соответственно этапам: классического
естествознания (его завершение - конец
XIX - начало XX в.), формирования не классического
естествознания (конец XIX - первая половина
XX в.), неклассического естествознания
современного типа.
На первом этапе
основной установкой, которая пронизывала
разнообразные философские
На втором этапе
обнаруживается кризис этих установок
и осуществляется переход к новому
типу философских оснований. Этот переход
характеризуется отказом от прямолинейного
онтологизма и пониманием относительной
истинности картины природы, выработанной
на том или ином этапе развития естествознания.
Допускается истинность различных конкретных
теоретических описаний одной и той же
реальности, поскольку в каждом из них
содержится момент объективно-истинного
знания. Осмысливаются взаимосвязи между
онтологическими постулатами науки и
характеристиками метода, посредством
которого осваивается объект. В связи
с этим принимаются такие типы объяснения
и описания, которые в явном виде содержат
ссылки на средства и операции познавательной
деятельности.
На третьем этапе,
становление которого охватывает эпоху
современной научно-
Переход от одной
структуры философских
Философские основания
науки не следует отождествлять
с общим массивом философского знания.
Из большого поля философской проблематики
и вариантов ее решений, возникающих
в культуре каждой исторической эпохи,
наука использует в качестве обосновывающих
структур лишь некоторые идеи и принципы.
Философия не является только рефлексией
над наукой. Она-рефлексия над
основаниями всей культуры. В ее
задачу входит анализ под определенным
углом зрения не только науки, но и
других аспектов человеческого бытия
- анализ смысла человеческой жизни, обоснование
желательного образа жизни и т. д.
Обсуждая и решая эти проблемы,
философия вырабатывает и такие
категориальные структуры, которые
могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия
в целом обладает определенной избыточностью
содержания по отношению к запросам
науки каждой исторической эпохи. При
решении философией мировоззренческих
проблем вырабатываются не только те
наиболее общие идеи и принципы,
которые являются предпосылкой освоения
объектов на данной стадии развития науки,
но и формируются категориальные
схемы, значимость которых для науки
обнаруживается лишь на следующих этапах
эволюции познания. В этом смысле можно
говорить об определенных прогнозирующих
функциях философии по отношению
к естествознанию. Так, идеи атомистики,
первоначально выдвинутые еще в
античной философии, лишь в XVII-XVIII вв. превратились
в естественно-научный факт. Развитый
в философии Лейбница категориальный
аппарат был избыточен для
механистического естествознания XVII в.
и ретроспективно может быть оценен
как предвосхищение некоторых наиболее
общих особенностей саморегулирующихся
систем. В разработанном Гегелем
категориальном аппарате были отражены
многие наиболее общие сущностные характеристики
сложных саморазвивающихся систем. Теоретическое
изучение объектов, принадлежащих к этому
типу систем, в естествознании началось
лишь к середине XIX в. (если с внешней стороны
они описывались зарождающейся геологией,
палеонтологией и эмбриологией, то, пожалуй,
первым теоретическим исследованием,
направленным на выявление закономерности
исторически развивающегося объекта,
можно считать учение Ч. Дарвина о происхождении
видов).