Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
Источник прогностических
функций философии коренится
в основных особенностях философского
познания, нацеленного на постоянную
рефлексию над
Второй аспект философского
творчества, связанный с обобщением
содержания, потенциально выходящего
за рамки философских идей и категориальных
структур, необходимых для науки
определенной исторической эпохи, обусловлен
внутритеоретическими задачами самой
философии. Выявляя основные мировоззренческие
смыслы, свойственные культуре соответствующей
эпохи, философия затем оперирует
с ними как с особыми идеальными
объектами, изучает их внутренние отношения,
связывает их в целостную систему,
где любое изменение одного элемента
прямо или косвенно влияет на другие.
В результате таких внутритеоретических
операций могут возникать новые
категориальные смыслы, причем даже такие,
для которых трудно подыскать
прямые аналоги в практике соответствующей
эпохи. Развивая эти смыслы, философия
готовит своеобразные категориальные
матрицы будущих
Работая на двух взаимосвязанных
полюсах - рационального осмысления
наличных мировоззренческих структур
культуры и проектирования возможных
новых способов понимания человеком
окружающего мира (новых мировоззренческих
ориентаций), - философия и выполняет
свою основную функцию в динамике
социокультурного развития. Она не
только объясняет и теоретически
обосновывает те или иные наличные
способы мировосприятия и мироосмысления,
уже сложившиеся в культуре, но
и готовит своеобразные "проекты",
предельно обобщенные теоретические
схемы потенциально возможных мировоззренческих
структур, а значит, и возможных
оснований культуры будущего. В этом
процессе как раз и возникают
те избыточные для науки данной исторической
эпохи категориальные схемы, которые в
будущем могут обеспечить понимание новых,
более сложных по сравнению с уже изучавшимися
типов объектов.
Переход от одного типа
философских оснований науки
к другому всегда обусловлен не только
внутренними потребностями
Однако для науки
важно не только существование в
сфере философского знания соответствующей
эпохи необходимого спектра идей
и принципов, но и возможность
путем селективного (избирательного)
заимствования соответствующих
категориальных схем, идей и принципов
превратить их в свои философские
основания. Это сложное взаимодействие
между историческим развитием философии
и философских оснований науки
необходимо учитывать и при анализе
современных процессов
Начавшийся в ходе
революции в естествознании XIX - начала
XX в. переход от классической к неклассической
науке расширил круг идей, способных
стать составной частью философского
базиса естествознания. Наряду с онтологическими
аспектами ее категорий ключевую
роль стали играть гносеологические
аспекты, позволяющие решить проблемы
относительной истинности научных
картин мира, преемственности в смене
научных теорий. В современную
эпоху, когда научно-техническая
революция радикально меняет облик
науки, в ее философские основания
включаются и те аспекты философии,
которые рассматривают научное
познание как социально
Сознательная целенаправленная
деятельность по формированию и развитию
знания регулируется нормами и правилами,
руководствуется определенными
методами и приемами. Выявление и
разработка таких норм, правил, методов
и приемов, которые представляют
собой не что иное, как аппарат
сознательного контроля, регулирования
деятельности по формированию и развитию
научного знания, составляют предмет логики
и методологии научного познания. При
этом термин "логика" традиционно
связывается с выявлением и формулировкой
правил вывода одних знаний из других,
правил определения понятий, что, начиная
еще с античности, составляло предмет
формальной логики. В настоящее время
разработка логических норм рассуждения,
доказательства и определения как правил
работы с предложениями и терминами языка
науки осуществляется на основе аппарата
современной математической логики. Предмет
же методологии науки, методологического
ее анализа понимается более широко, охватывая
многообразные методы, приемы и операции
научного исследования, его нормы и идеалы,
а также формы организации научного знания.
Современная методология науки интенсивно
использует материал истории науки, тесно
связана со всем комплексом наук, изучающих
человека, общество и культуру.
В системе логико-
Теоретическую основу
всех форм методологического исследования
научного познания в целом составляет
философско-гносеологический уровень
анализа науки. Его специфика
заключается в том, что научное
познание рассматривается здесь
в качестве элемента более широкой
системы - познавательной деятельности
в ее отношении к объективному
миру, в ее включенности в практически-
Гносеология выступает
как теоретическое основание
различных специально-научных
Любая форма исследования
научного знания (даже если она ориентирована
непосредственно на внутренние проблемы
специальной науки) потенциально содержит
в себе зародыши философской проблематики.
Она неявно опирается на предпосылки,
которые при их осознании и
превращении в предмет анализа
в конечном счете предполагают определенные
философские позиции.
Одна из основных
задач методологического
Методологический
анализ процесса научного познания позволяет
выделить два типа приемов и методов
исследования. Во-первых, приемы и методы,
присущие человеческому познанию в
целом, на базе которых строится как
научное, так и обыденное знание.
К ним можно отнести анализ
и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование
и обобщение и т. д. Назовем
их условно общелогическими
С помощью общелогических
методов познание постепенно, шаг
за шагом, раскрывает внутренние существенные
признаки предмета, связи его элементов
и их взаимодействие друг с другом.
Для того чтобы осуществить эти
шаги, необходимо целостный предмет
расчленить (мысленно или практически)
на составляющие части, а затем изучить
их, выделяя свойства и признаки,
прослеживая связи и отношения,
а также выявляя их роль в системе
целого. После того как эта познавательная
задача решена, части вновь можно
объединить в единый предмет и
составить себе конкретно-общее
представление, т. е. такое представление,
которое опирается на глубокое знание
внутренней природы предмета. Эта
цель достигается с помощью таких
операций, как анализ и синтез.
Анализ - это расчленение
целостного предмета на составляющие
части (стороны, признаки, свойства или
отношения) с целью их всестороннего
изучения.
Синтез - это соединение
ранее выделенных частей (сторон, признаков,
свойств или отношений) предмета
в единое целое.
Объективной предпосылкой
этих познавательных операций является
структурность материальных объектов,
способность их элементов к перегруппировке,
объединению и разъединению.
Анализ и синтез
- наиболее элементарные и простые
приемы познания, которые лежат в
самом фундаменте человеческого
мышления. Вместе с тем они являются
и наиболее универсальными приемами,
характерными для всех его уровней
и форм.
Еще один общелогический
прием познания - абстрагирование. Абстрагирование
- это особый прием мышления, который
заключается в отвлечении от ряда
свойств и отношений изучаемого
явления с одновременным
Предметы объективной
действительности обладают бесконечными
множествами различных свойств,
связей и отношений. Одни из этих свойств
сходны между собой и обусловливают
друг друга, другие же отличны и относительно
самостоятельны. Например, свойство пяти
пальцев человеческой руки взаимно
однозначно соответствовать пяти деревьям,
пяти камням, пяти овцам оказывается
независимым от размера предметов,
их окраски, принадлежности к живым
или неорганическим телам и т.
д. В процессе познания и практики
устанавливают прежде всего эту
относительную
Процесс такого выделения
предполагает, что эти свойства и
отношения должны быть обозначены особыми
замещающими знаками, благодаря
которым они закрепляются в сознании
в качестве абстракций. Например, указанное
свойство пяти пальцев взаимно однозначно
соответствовать пяти другим предметам
и закрепляется особым знаковым выражением
- словом "пять" или цифрой, которые
и будут выражать абстракцию соответствующего
числа.
Когда мы абстрагируем
некоторое свойство или отношение
ряда объектов, то тем самым создается
основа для их объединения в единый
класс. По отношению к индивидуальным
признакам каждого из объектов, входящих
в данный класс, объединяющий их признак
выступает как общий. Обобщение -
это такой прием мышления, в
результате которого устанавливаются
общие свойства и признаки объектов.
Операция обобщения
осуществляется как переход от частного
или менее общего понятия и
суждения к более общему понятию
или суждению. Например, такие понятия,
как "клен", "липа", "береза"
и т. д., являются первичными обобщениями,
от которых можно перейти к
более общему понятию "лиственное
дерево". Расширяя класс предметов
и выделяя общие свойства этого
класса, можно постоянно добиваться
построения все более широких
понятий, в частности, в данном случае
можно прийти к таким понятиям,
как "дерево", "растение", "живой
организм".