Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
Перейдем теперь
от различения эмпирического и теоретического
уровней по предмету к их различению
по средствам. Эмпирическое исследование
базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с
изучаемым объектом. Оно предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную
деятельность. Поэтому средства эмпирического
исследования чаще всего включают в
себя приборы, приборные установки
и другие средства реального наблюдения
и эксперимента.
В теоретическом
же исследовании отсутствует непосредственное
практическое взаимодействие с объектами.
На этом уровне объект может изучаться
только опосредствованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном.
Особая роль эмпирии
в науке заключается в том,
что только на этом уровне исследования
человек непосредственно
Кроме средств, которые
непосредственно связаны с
Смыслом эмпирических
терминов являются особые абстракции
- их можно было бы назвать эмпирическими
объектами. Их следует отличать от объектов
реальности. Эмпирические объекты - это
абстракции, выделяющие в действительности
некоторый набор свойств и
отношений вещей. Реальные объекты
представлены в эмпирическом познании
в образе идеальных объектов, обладающих
жестко фиксированным и ограниченным
набором признаков. Реальному же
объекту присуще бесконечное
число признаков. Любой такой
объект неисчерпаем в своих свойствах,
связях и отношениях.
Возьмем, например, описание
опытов Био и Савара, в которых
было обнаружено магнитное действие
электрического тока. Это действие
фиксировалось по поведению магнитной
стрелки, находящейся вблизи прямолинейного
провода с током. И провод с
током, и магнитная стрелка обладали
бесконечным числом признаков. Они
имели определенную длину, толщину,
вес, конфигурацию, окраску, находились
на некотором расстоянии друг от друга,
от стен помещения, в котором проводился
опыт, от Солнца, от центра Галактики
и т. д. Из этого бесконечного набора
свойств и отношений в
Что же касается теоретического
познания, то в нем применяются
иные исследовательские средства. Как
уже говорилось, здесь отсутствуют
средства материального, практического
взаимодействия с изучаемым объектом.
Но и язык теоретического исследования
отличается от языка эмпирических описаний.
В качестве основного средства теоретического
исследования выступают так называемые
теоретические идеальные
Их примерами могут
служить материальная точка, абсолютно
твердое тело, идеальный товар, который
обменивается на другой товар строго
в соответствии с законом стоимости
(здесь происходит абстрагирование
от колебаний рыночных цен), идеализированная
популяция в биологии, по отношению
к которой формулируется закон
Харди - Вайнберга (бесконечная популяция,
где все особи скрещиваются равновероятно).
Идеализированные
теоретические объекты, в отличие
от эмпирических, наделены не только теми
признаками, которые мы можем обнаружить
в реальном взаимодействии реальных
объектов, но и признаками, которых
нет ни у одного реального объекта.
Например, материальную точку определяют
как тело, лишенное размера, но сосредоточивающее
в себе всю массу тела. Таких
тел в природе нет. Они представляют
собой результат нашего мыслительного
конструирования, когда мы абстрагируемся
от несущественных (в том или ином
отношении) связей и признаков предмета
и строим идеальный объект, который
выступает носителем только сущностных
связей. В реальности сущность нельзя
отделить от явления, одно обнаруживается
через другое. Задачей же теоретического
исследования является познание сущности
в чистом виде. Введение в теорию
абстрактных, идеализированных объектов
как раз и позволяет решать
эту задачу.
Соответственно своим
особенностям эмпирический и теоретический
типы познания различаются по методам
исследовательской
Что же касается теоретического
исследования, то здесь применяются
особые методы: идеализация (метод построения
идеализированного объекта); мысленный
эксперимент с
Итак, эмпирический
и теоритеческий уровни знания отличаются
по предмету, средствам и методам
исследования. Однако выделение и
самостоятельное рассмотрение каждого
из них представляет собой абстракцию.
В реальной действительности эти
два слоя знания всегда взаимодействуют.
Выделение же категорий "эмпирическое"
и "теоретическое" в качестве средств
методологического анализа
Эмпирический и
теоретический уровни имеют сложную
организацию. В них можно выделить
особые подуровни, каждый из которых
характеризуется специфическими познавательными
процедурами и особыми типами
получаемого знания.
На эмпирическом
уровне мы можем выделить по меньшей
мере два подуровня: во-первых, наблюдения,
во-вторых, эмпирические факты.
Данные наблюдения
содержат первичную информацию, которую
мы получаем непосредственно в процессе
наблюдения за объектом. Эта информация
дана в особой форме - в форме чувственных
данных субъекта наблюдения, которые
затем фиксируются в форме
протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения
выражают информацию, получаемую наблюдателем,
в языковой форме.
В протоколах наблюдения
всегда содержатся указания на то, кто
осуществляет наблюдение, а если наблюдение
производится в процессе эксперимента
с помощью каких-либо приборов, то
обязательно даются основные характеристики
прибора.
Это не случайно, поскольку
в данных наблюдения наряду с объективной
информацией о явлениях содержится
некоторый пласт субъективной информации,
зависящий от состояния наблюдателя,
показаний его органов чувств.
Объективная информация может быть
искажена случайными внешними воздействиями,
погрешностями, которые дают приборы,
и т. д. Наблюдатель может ошибиться,
снимая показания с прибора. Приборы
могут давать как случайные, так
и систематические ошибки. Поэтому
данные наблюдения еще не являются
достоверным знанием, и на них
не должна опираться теория. Базисом
теории являются не данные наблюдения,
а эмпирические факты. В отличие
от данных наблюдения, факты - это всегда
достоверная, объективная информация;
это такое описание явлений и
связей между ними, где сняты субъективные
наслоения. Поэтому переход от данных
наблюдения к эмпирическому факту
- довольно сложная процедура. Часто
бывает так, что факты многократно
перепроверяются, а исследователь,
ранее считавший, что имеет дело с эмпирическим
фактом, убеждается, что полученное им
знание еще не соответствует самой реальности,
а значит, не является фактом.
Переход от данных наблюдения
к эмпирическому факту
Поиск инварианта как
способ установления факта свойствен
не только естественно-научному, но и
социально-историческому
Во-вторых, для установления
факта необходимо истолкование выявляемого
в наблюдениях инвариантного
содержания. В процессе такого истолкования
широко используются ранее полученные
теоретические знания.
Характерной в этом
отношении является история открытия
такого необычного астрономического объекта,
как пульсар. Летом 1967 г. аспирантка
известного английского радиоастронома
Э. Хъюиша' мисс Белл случайно обнаружила
на небе радиоисточник, который излучал
короткие радиоимпульсы. Многократные
систематические наблюдения позволили
установить, что эти импульсы повторяются
строго периодически, через 1,33 с. Первоначальная
интерпретация этого инварианта
наблюдений была связана с гипотезой
об искусственном происхождении
этого сигнала, который посылает
сверхцивилизация. Вследствие этого
наблюдения засекретили, и почти
полгода о них никому не сообщалось.
Затем была выдвинута
другая гипотеза - о естественном происхождении
источника, подкрепленная новыми данными
наблюдений (были обнаружены новые
источники излучения подобного
типа). Эта гипотеза предполагала, что
излучение исходит от маленького
быстро вращающегося тела. Применение
законов механики позволило вычислить
размеры данного тела - оказалось,
что оно намного меньше Земли.
Кроме того, было установлено, что
источник пульсации находится именно
в том месте, где более тысячи
лет назад произошел взрыв
сверхновой звезды. В конечном итоге
был установлен факт, что существуют
особые небесные тела - пульсары, являющиеся
остаточным результатом взрыва сверхновой.
Мы видим, что установление
эмпирического факта требует
применения целого ряда теоретических
положений (в данном случае это сведения
из области механики, электродинамики,
астрофизики и т. д.). Но тогда возникает
очень сложная проблема, которая
дискутируется сейчас в методологической
литературе: получается, что для
установления факта нужны теории,
а они, как известно, должны проверяться
фактами.
Специалисты-методологи
формулируют эту проблему как
проблему теоретической нагруженности
фактов, т. е. как проблему взаимодействия
теории и факта. Безусловно, при установлении
приведенного выше эмпирического факта
использовались многие полученные ранее
теоретические законы и положения.
Для того чтобы существование
пульсаров было установлено в
качестве научного факта, потребовалось
применить законы Кеплера, законы термодинамики,
законы распространения света - достоверные
теоретические знания, ранее обоснованные
другими фактами. Если же эти законы
окажутся неверными, то необходимо будет
пересмотреть и факты, которые основываются
на этих законах.
В свою очередь, уже
после открытия пульсаров вспомнили,
что существование этих объектов
было теоретически предсказано советским
физиком Л. Д. Ландау. Так что факт
их открытия стал еще одним подтверждением
его теории, хотя при установлении
данного факта непосредственно
его теория не использовалась.
Итак, в формировании
факта участвуют теоретические
знания, которые проверены независимо
от него, а факты дают стимул для
образования новых
Перейдем теперь
к организации теоретического уровня
знаний. Здесь тоже можно выделить
два подуровня.
Первый - частные
теоретические модели и законы. Они
выступают как теории, относящиеся
к достаточно ограниченной области
явлений. Примерами таких частных
теоретических законов может
служить закон колебания
В этом слое теоретического
знания, в свою очередь, обнаруживаются
такие взаимосвязанные