Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
Однако по мере развития 
познания и практики наряду с отмеченным 
формируется новый способ построения 
знаний. Он заключается в построении 
схем предметных отношений за счет 
переноса уже созданных идеальных 
объектов из других областей знания и 
объединения их в новую систему 
без непосредственного 
Вначале этот способ 
исследования утвердился в математике. 
Так, открыв для себя класс отрицательных 
чисел, математика распространяет на них 
все те операции, которые были приняты 
для положительных чисел, и таким 
путем создает новое знание, характеризующее 
ранее не исследованные структуры 
объективного мира. В дальнейшем происходит 
новое расширение класса чисел: применение 
операций извлечения корня к отрицательным 
числам формирует новую абстракцию 
- "мнимое число". И на этот класс 
идеальных объектов опять распространяются 
все те операции, которые применялись 
к натуральным числам.  
Описанный способ построения 
знаний утверждается не только в математике. 
Вслед за нею он распространяется 
на сферу естественных наук. В естествознании 
он известен как метод выдвижения 
гипотетических моделей реальности 
(гипотез) с их последующим обоснованием 
опытом. Благодаря методу гипотез 
научное познание как бы освобождается 
от жесткой связи с наличной практикой 
и начинает прогнозировать способы 
изменения объектов, которые в 
принципе могли бы быть освоены в 
будущем. С этого момента кончается 
этап преднауки и начинается наука 
в собственном смысле слова. В 
ней наряду с эмпирическими зависимостями 
и фактами (которые знала и 
преднаука) формируется особый тип 
знания - теория.  
Еще одно существенное 
отличие научного исследования от обыденного 
познания - различия в методах познавательной 
деятельности. Объекты, на которые направлено 
обыденное познание, формируются 
в повседневной практике. Приемы, посредством 
которых каждый такой объект выделяется 
и фиксируется в качестве предмета 
познания, как правило, не осознаются 
субъектом в качестве специфического 
метода познания. Иначе обстоит дело 
в научном исследовании. Здесь 
уже само обнаружение объекта, который 
подлежит дальнейшему изучению, подчас 
составляет трудоемкую задачу.  
Например, чтобы обнаружить 
короткоживущие частицы - резонансы, современная 
физика ставит эксперименты по рассеиванию 
пучков частиц и затем применяет 
сложные расчеты. Обычные частицы 
оставляют следы - треки - в фотоэмульсиях 
или в камере Вильсона, резонансы 
же таких треков не оставляют. Они 
живут очень короткое время (10 в 
степени -22-10 в степени -24 с) и за этот 
промежуток времени проходят расстояние 
меньше размеров атома. В силу этого 
резонанс не может вызвать ионизации молекул 
фотоэмульсии (или газа в камере Вильсона) 
и оставить наблюдаемый след. Однако, когда 
резонанс распадается, возникающие при 
этом частицы способны оставлять следы 
указанного типа. На фотографии они выглядят 
как набор лучей-черточек, исходящих из 
одного центра. По характеру этих лучей, 
применяя математические расчеты, физик 
определяет наличие резонанса. Таким образом, 
для того чтобы иметь дело с одним и тем 
же видом резонансов, исследователю необходимо 
знать условия, в которых появляется соответствующий 
объект. Он обязан четко определить метод, 
с помощью которого в эксперименте может 
быть обнаружена частица. Вне метода он 
вообще не выделит изучаемый объект из 
многочисленных связей и отношений предметов 
природы.  
Чтобы зафиксировать 
объект, ученый должен знать методы 
такой фиксации. Поэтому в науке 
изучение объектов, выявление их свойств 
и связей сопровождается осознанием 
методов, посредством которых 
Наконец, занятия 
наукой требуют особой подготовки познающего 
субъекта, в ходе которой он осваивает 
исторически сложившиеся 
Наличие специфических 
для науки норм и целей познавательной 
деятельности, а также специфических 
средств и методов, обеспечивающих 
постижение все новых объектов, требует 
целенаправленного формирования ученых-специалистов. 
Эта потребность приводит к появлению 
"университетской составляющей науки" 
- особых организаций и учреждений, обеспечивающих 
подготовку научных кадров.  
Таким образом, при характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: а) предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными от указанных главных характеристик и обусловлены ими.
Современная наука 
дисциплинарно организована. Она 
состоит из различных областей знания, 
взаимодействующих между собой 
и вместе с тем имеющих относительную 
самостоятельность. В каждой отрасли 
науки (подсистеме развивающегося научного 
знания) - физике, химии, биологии и т. 
д., в свою очередь, можно обнаружить 
многообразие различных форм знания: 
эмпирические факты, законы, гипотезы, 
теории различного типа и степени 
общности и т. д.  
В структуре научного 
знания выделяют прежде всего два 
уровня знания - эмпирический и теоретический. 
Им соответствуют два 
Прежде чем говорить 
об этих уровнях, заметим, что в данном 
случае речь идет о научном познании, 
а не о познавательном процессе в 
целом. Применительно к последнему, 
т. е. к процессу познания в целом, 
имея в виду не только научное, но и 
обыденное познание, художественно-образное 
освоение мира и т. д., чаще всего 
говорят о чувственной и 
Во-первых, эмпирическое 
познание никогда не может быть сведено 
только к чистой чувственности. Даже 
первичный слой эмпирических знаний 
- данные наблюдений - всегда фиксируется 
в определенном языке: причем это 
язык, использующий не только обыденные 
понятия, но и специфические научные 
термины.  
Но эмпирическое 
познание к данным наблюдений не сводится. 
Оно предполагает также формирование 
на основе данных наблюдения знания особого 
типа - научного факта. Научный факт 
возникает как результат очень 
сложной рациональной обработки 
данных наблюдений: их осмысления, понимания, 
интерпретации. В этом смысле любые 
факты науки представляют собой 
взаимодействие чувственного и рационального.  
Но, может быть, о 
теоретическом знании можно сказать, 
что оно представляет собой чистую 
рациональность? Нет, и здесь мы сталкиваемся 
с переплетением чувственного и 
рационального. Формы рационального 
познания (понятия, суждения, умозаключения) 
доминируют в процессе теоретического 
освоения действительности. Но при 
построении теории используются также 
и наглядные модельные 
Различение эмпирического 
и теоретического уровней следует 
осуществлять с учетом специфики 
познавательной деятельности на каждом 
из этих уровней. Основные критерии, по 
которым различаются эти 
Существуют ли различия 
между предметом теоретического 
и эмпирического исследования? Да, 
существуют. Эмпирическое и теоретическое 
исследования могут познавать одну 
и ту же объективную реальность, 
но ее видение, ее представление в 
знаниях будут даваться по-разному. 
Эмпирическое исследование в основе 
своей ориентировано на изучение 
явлений и зависимостей между 
ними. На уровне эмпирического познания 
сущностные связи не выделяются еще 
в чистом виде, но они как бы высвечиваются 
в явлениях, проступают через их 
конкретную оболочку.  
На уровне же теоретического 
познания происходит выделение сущностных 
связей в чистом виде. Сущность объекта 
представляет собой взаимодействие 
ряда законов, которым подчиняется 
данный объект. Задача теории как раз 
и заключается в том, чтобы 
воссоздать все эти отношения 
между законами и таким образом 
раскрыть сущность объекта.  
Следует различать 
эмпирическую зависимость и теоретический 
закон. Эмпирическая зависимость является 
результатом индуктивного обобщения 
опыта и представляет собой вероятностно-истинное 
знание. Теоретический же закон - это 
всегда знание достоверное. Получение 
такого знания требует особых исследовательских 
процедур.  
Известен, например, 
закон Бойля - Мариотта, описывающий 
корреляцию между давлением и 
объемом газа:  
PV = const,  
где Р - давление газа; 
V - его объем.  
Вначале он был открыт 
Р. Бойлем как индуктивное обобщение 
опытных данных, когда в эксперименте 
была обнаружена зависимость между 
объемом сжимаемого под давлением 
газа и величиной этого давления.  
В первоначальной формулировке 
эта зависимость не имела статуса 
теоретического закона, хотя она и 
выражалась математической формулой. 
Если бы Бойль перешел к опытам 
с большими давлениями, то он обнаружил 
бы, что эта зависимость 
Итак, выделив эмпирическое 
и теоретическое познание как 
два особых типа исследовательской 
деятельности, мы можем сказать, что 
предмет их разный, т. е. теория и 
эмпирическое исследование имеют дело 
с разными срезами одной и 
той же действительности. Эмпирическое 
исследование изучает явления и 
их корреляции; в этих корреляциях, 
в отношениях между явлениями 
оно может уловить проявление 
закона. Но в чистом виде он дается только 
в результате теоретического исследования.  
Следует подчеркнуть, 
что увеличение количества опытов само 
по себе не делает эмпирическую зависимость 
достоверным фактом, потому что индукция 
всегда имеет дело с незаконченным, 
неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали 
опытов и ни обобщали их, простое 
индуктивное обобщение опытов не 
ведет к теоретическому знанию. Теория 
не строится путем индуктивного обобщения 
опыта. Это обстоятельство во всей его 
глубине было осознано в науке 
тогда, когда она достигла достаточно 
высоких ступеней теоретизации. А. Эйнштейн 
считал этот вывод одним из важнейших 
гносеологических уроков развития физики 
XX в.