Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 16:48, реферат
Под наукой понимается определенный вид знания, а также особая сфера общественной деятельности людей, специальной задачей которой является накопление знаний, проверка и доказательство их истинности логическими и практическими способами. Наука познает объективные законы явлений, которые она изучает. Это значит, что она раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях.
Однако по мере развития
познания и практики наряду с отмеченным
формируется новый способ построения
знаний. Он заключается в построении
схем предметных отношений за счет
переноса уже созданных идеальных
объектов из других областей знания и
объединения их в новую систему
без непосредственного
Вначале этот способ
исследования утвердился в математике.
Так, открыв для себя класс отрицательных
чисел, математика распространяет на них
все те операции, которые были приняты
для положительных чисел, и таким
путем создает новое знание, характеризующее
ранее не исследованные структуры
объективного мира. В дальнейшем происходит
новое расширение класса чисел: применение
операций извлечения корня к отрицательным
числам формирует новую абстракцию
- "мнимое число". И на этот класс
идеальных объектов опять распространяются
все те операции, которые применялись
к натуральным числам.
Описанный способ построения
знаний утверждается не только в математике.
Вслед за нею он распространяется
на сферу естественных наук. В естествознании
он известен как метод выдвижения
гипотетических моделей реальности
(гипотез) с их последующим обоснованием
опытом. Благодаря методу гипотез
научное познание как бы освобождается
от жесткой связи с наличной практикой
и начинает прогнозировать способы
изменения объектов, которые в
принципе могли бы быть освоены в
будущем. С этого момента кончается
этап преднауки и начинается наука
в собственном смысле слова. В
ней наряду с эмпирическими зависимостями
и фактами (которые знала и
преднаука) формируется особый тип
знания - теория.
Еще одно существенное
отличие научного исследования от обыденного
познания - различия в методах познавательной
деятельности. Объекты, на которые направлено
обыденное познание, формируются
в повседневной практике. Приемы, посредством
которых каждый такой объект выделяется
и фиксируется в качестве предмета
познания, как правило, не осознаются
субъектом в качестве специфического
метода познания. Иначе обстоит дело
в научном исследовании. Здесь
уже само обнаружение объекта, который
подлежит дальнейшему изучению, подчас
составляет трудоемкую задачу.
Например, чтобы обнаружить
короткоживущие частицы - резонансы, современная
физика ставит эксперименты по рассеиванию
пучков частиц и затем применяет
сложные расчеты. Обычные частицы
оставляют следы - треки - в фотоэмульсиях
или в камере Вильсона, резонансы
же таких треков не оставляют. Они
живут очень короткое время (10 в
степени -22-10 в степени -24 с) и за этот
промежуток времени проходят расстояние
меньше размеров атома. В силу этого
резонанс не может вызвать ионизации молекул
фотоэмульсии (или газа в камере Вильсона)
и оставить наблюдаемый след. Однако, когда
резонанс распадается, возникающие при
этом частицы способны оставлять следы
указанного типа. На фотографии они выглядят
как набор лучей-черточек, исходящих из
одного центра. По характеру этих лучей,
применяя математические расчеты, физик
определяет наличие резонанса. Таким образом,
для того чтобы иметь дело с одним и тем
же видом резонансов, исследователю необходимо
знать условия, в которых появляется соответствующий
объект. Он обязан четко определить метод,
с помощью которого в эксперименте может
быть обнаружена частица. Вне метода он
вообще не выделит изучаемый объект из
многочисленных связей и отношений предметов
природы.
Чтобы зафиксировать
объект, ученый должен знать методы
такой фиксации. Поэтому в науке
изучение объектов, выявление их свойств
и связей сопровождается осознанием
методов, посредством которых
Наконец, занятия
наукой требуют особой подготовки познающего
субъекта, в ходе которой он осваивает
исторически сложившиеся
Наличие специфических
для науки норм и целей познавательной
деятельности, а также специфических
средств и методов, обеспечивающих
постижение все новых объектов, требует
целенаправленного формирования ученых-специалистов.
Эта потребность приводит к появлению
"университетской составляющей науки"
- особых организаций и учреждений, обеспечивающих
подготовку научных кадров.
Таким образом, при характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: а) предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными от указанных главных характеристик и обусловлены ими.
Современная наука
дисциплинарно организована. Она
состоит из различных областей знания,
взаимодействующих между собой
и вместе с тем имеющих относительную
самостоятельность. В каждой отрасли
науки (подсистеме развивающегося научного
знания) - физике, химии, биологии и т.
д., в свою очередь, можно обнаружить
многообразие различных форм знания:
эмпирические факты, законы, гипотезы,
теории различного типа и степени
общности и т. д.
В структуре научного
знания выделяют прежде всего два
уровня знания - эмпирический и теоретический.
Им соответствуют два
Прежде чем говорить
об этих уровнях, заметим, что в данном
случае речь идет о научном познании,
а не о познавательном процессе в
целом. Применительно к последнему,
т. е. к процессу познания в целом,
имея в виду не только научное, но и
обыденное познание, художественно-образное
освоение мира и т. д., чаще всего
говорят о чувственной и
Во-первых, эмпирическое
познание никогда не может быть сведено
только к чистой чувственности. Даже
первичный слой эмпирических знаний
- данные наблюдений - всегда фиксируется
в определенном языке: причем это
язык, использующий не только обыденные
понятия, но и специфические научные
термины.
Но эмпирическое
познание к данным наблюдений не сводится.
Оно предполагает также формирование
на основе данных наблюдения знания особого
типа - научного факта. Научный факт
возникает как результат очень
сложной рациональной обработки
данных наблюдений: их осмысления, понимания,
интерпретации. В этом смысле любые
факты науки представляют собой
взаимодействие чувственного и рационального.
Но, может быть, о
теоретическом знании можно сказать,
что оно представляет собой чистую
рациональность? Нет, и здесь мы сталкиваемся
с переплетением чувственного и
рационального. Формы рационального
познания (понятия, суждения, умозаключения)
доминируют в процессе теоретического
освоения действительности. Но при
построении теории используются также
и наглядные модельные
Различение эмпирического
и теоретического уровней следует
осуществлять с учетом специфики
познавательной деятельности на каждом
из этих уровней. Основные критерии, по
которым различаются эти
Существуют ли различия
между предметом теоретического
и эмпирического исследования? Да,
существуют. Эмпирическое и теоретическое
исследования могут познавать одну
и ту же объективную реальность,
но ее видение, ее представление в
знаниях будут даваться по-разному.
Эмпирическое исследование в основе
своей ориентировано на изучение
явлений и зависимостей между
ними. На уровне эмпирического познания
сущностные связи не выделяются еще
в чистом виде, но они как бы высвечиваются
в явлениях, проступают через их
конкретную оболочку.
На уровне же теоретического
познания происходит выделение сущностных
связей в чистом виде. Сущность объекта
представляет собой взаимодействие
ряда законов, которым подчиняется
данный объект. Задача теории как раз
и заключается в том, чтобы
воссоздать все эти отношения
между законами и таким образом
раскрыть сущность объекта.
Следует различать
эмпирическую зависимость и теоретический
закон. Эмпирическая зависимость является
результатом индуктивного обобщения
опыта и представляет собой вероятностно-истинное
знание. Теоретический же закон - это
всегда знание достоверное. Получение
такого знания требует особых исследовательских
процедур.
Известен, например,
закон Бойля - Мариотта, описывающий
корреляцию между давлением и
объемом газа:
PV = const,
где Р - давление газа;
V - его объем.
Вначале он был открыт
Р. Бойлем как индуктивное обобщение
опытных данных, когда в эксперименте
была обнаружена зависимость между
объемом сжимаемого под давлением
газа и величиной этого давления.
В первоначальной формулировке
эта зависимость не имела статуса
теоретического закона, хотя она и
выражалась математической формулой.
Если бы Бойль перешел к опытам
с большими давлениями, то он обнаружил
бы, что эта зависимость
Итак, выделив эмпирическое
и теоретическое познание как
два особых типа исследовательской
деятельности, мы можем сказать, что
предмет их разный, т. е. теория и
эмпирическое исследование имеют дело
с разными срезами одной и
той же действительности. Эмпирическое
исследование изучает явления и
их корреляции; в этих корреляциях,
в отношениях между явлениями
оно может уловить проявление
закона. Но в чистом виде он дается только
в результате теоретического исследования.
Следует подчеркнуть,
что увеличение количества опытов само
по себе не делает эмпирическую зависимость
достоверным фактом, потому что индукция
всегда имеет дело с незаконченным,
неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали
опытов и ни обобщали их, простое
индуктивное обобщение опытов не
ведет к теоретическому знанию. Теория
не строится путем индуктивного обобщения
опыта. Это обстоятельство во всей его
глубине было осознано в науке
тогда, когда она достигла достаточно
высоких ступеней теоретизации. А. Эйнштейн
считал этот вывод одним из важнейших
гносеологических уроков развития физики
XX в.