Аттическая школа и учение Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:20, реферат

Описание работы

Аттика была заселена ионийцами и ахейцами во 2 тыс. до н. э. (см. античное искусство). Ее жители, в отличие от пришельцев дорян, считали себя автохтонами. В X в. до н. э. жители Аттики были объединены под властью Афин. На территории этой страны находятся знаменитые горы Парнас, Пентеликон, Киферон, города Элевсин, Марафон. Южную оконечность полуострова образует мыс Суний.

Работа содержит 1 файл

Аттическая Школа, Платон.docx

— 41.33 Кб (Скачать)

Российский Университет  Дружбы Народов

Институт Иностранных  Языков

Лингвистика

 

 

РЕФЕРАТ

По теме «Аттическая школа  и учение Платона»

 

 

 

Выполнила студентка I курса группы 102 ЛД Д.Р.Кахидзе

Проверила Л.О.Курышева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 АТТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (греч. Attike, вначале Axtike от Axte — "прибрежная страна"; см. школа). Аттика — полуостров на юго-востоке средней Греции, исторический центр Эллады с городом Афины. Одна из восьми областей, составляющих Древнюю Грецию, гористая страна между Беотией и Эгейским морем. Называлась также Ионией, или Посейдонией. Существует версия о происхождении слова "Аттика" от имени Аттиды, дочери Краная, одного из древних царей. Сыном Аттиды был Эрихтоний, а его потомками: цари Эрехтей, Эгей и герой Тесей.

 

Аттика была заселена ионийцами  и ахейцами во 2 тыс. до н. э. (см. античное искусство). Ее жители, в отличие от пришельцев дорян, считали себя автохтонами. В X в. до н. э. жители Аттики были объединены под властью Афин. На территории этой страны находятся знаменитые горы Парнас, Пентеликон, Киферон, города Элевсин, Марафон. Южную оконечность полуострова образует мыс Суний. В 280 г. до н. э. под водительством Афин был образован Ахейский союз городов, успешно противостоявший македонским завоеваниям. В союз вошли города Ахайи, Аттики, Сикиона, Арголиды, Аркадии, Элиды и Спарты. Однако после взятия Коринфа римлянами в 146 г. до н. э. (римлянам помогали спартанцы) Греция потеряла независимость и с 27 г. до н. э. стала называться римской провинцией Ахайей. Расцвет эллинского искусства периода классики V в. до н. э. связывают с гегемонией демократических Афин (см. "Перикла век"; Акрополь; Парфенон). Это неповторимое искусство принадлежит высочайшим достижениям мировой культуры, и во многом его величие обязано уникальному "аттическому стилю". В отношении риторики римский писатель Флавий Филострат (ок. 170—245 гг. н. э.) определял этот стиль следующим образом: "Чистый аттицизм, в отличие от обычной разговорной речи, должен быть простым, но не избегать нежности. Его красота состоит в отсутствии прикрас"1.

 

В архитектуре формирование аттической школы связано с переходом  от сурового дорийского стиля к более мягкому и нежному ионийскому. Во второй половине VI в. до н. э. складывалась и аттическая школа скульптуры, также обязанная соединению достижений дорян и ионийцев. К этой школе относят "Кору с гранатом" со следами пестрой раскраски (580—570 гг. до н. э., Берлинские музеи) и статую мосхофора (греч. moschophoros — "несущий теленка", ок. 570 г. до н. э.), найденную на Афинском Акрополе. Самыми знаменитыми скульпторами аттической школы являются Мирон и Фидий. В Аттике работал и Поликлет из Аргоса (см. кора; курос; "персидский мусор"; сравн. аргосская школа; родосская школа; сикионская школа; эгинская школа).

 

 

 

Аттическая школа. Учение Платона. Самый выдающийся мыслитель Древней Греции — Платон (427-347 гг. до н. э.) в естествознании продолжил методологическую (читай — математическую) линию Пифагора. Он учился у Сократа, затем у Кратила, последователя Гераклита и Парменида, у пифагорейцев. Он соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а об общественном — по Сократу. Из прошлого не признавал Платон только атомизма Демокрита. Оба, являясь представителями конструктивной и дискретной (фактически математической) картины сущностей мира, использовали принципиально различные подходы: Демокрит, в основном, опирался на представления, взятые из материального мира физических тел, тогда как Платон пользовался понятиями, поставляемыми из мира идеальных сущностей и, в частности, математикой (недаром на вратах его Академии было написано: «Пусть не входит никто, не знающий геометрии»).

По Платону, мир чувственных  вещей не есть мир истинно сущего; чувственные вещи возникают и  погибают; в них нет ничего прочного и неизменного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины —  бестелесные формы, постигаемые  умом. Эти причины (формы, основы, первоначала) вещей он называл видами или, гораздо реже, идеями (по-русски «идея» — это мысль, сущность, понятие, образ, причина, модель, замысел, план). Платоновские идеи существуют не субъективно в нашем сознании, а объективно, т. е. они являются реальным бытием вещей, истинным их существованием, в то время как сами материальные вещи по-настоящему не существуют (в точности, как сегодняшняя ситуация в мире элементарных частиц с кварками и глюонами, принципиально не наблюдаемыми микрообъектами, в силу так называемой концепции конфаймента (пленения)).

Если мыслить категориями  атомистов, то для них мир идей — это мир пустоты, т. е. небытие, ничто; согласно же учению Платона, именно материя есть абсолютное небытие, пустота, ничто, и, лишь соединяясь с идеями, она проявляет себя в качестве таковой, так что идея есть совершенное  существование объекта (материи), его  истинное бытие (его сущность).

Основываясь на вышеуказанных  положениях, Платон нарисовал впечатляющую картину истинного мира — мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир же вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи; создателем всего выступает Бог-демиург, само созидание подчинено математическим закономерностям, которые Платон однозначно установил, тем самым математизируя мир, что явило собой великое провидение в естествознании в будущие века (века Нового и Новейшего времени).

В те же античные времена  платоновская природа (физика) представляла собой набор умозрительных (теоретических) рассуждений о связи строения вещества и космоса с геометрическими  фигурами (другой математики во времена  Платона и Аристотеля не было). Так, следуя положениям Пифагора, природным  элементам сообщалась пространственная мера пяти правильных многогранников — тетраэдра (пирамида) для огня, гексаэдра (куб) для земли, октаэдра для воды, икосаэдра для воздуха  и всему космосу — форма  додекаэдра (эти пять Платоновых тел  позже, в Средневековье, сыграли  решающую роль в творческих исканиях Иоганна Кеплера).

 

В процессе исторического  развития нет другой эпохи, столь  важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней. 

 

Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов, его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл, Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос» в переводе с греческого означает «широкий».

 

О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши  его сословия, он получил хорошее воспитание и образование. Решающий поворот в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте, приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон основал школу, получившую в честь героя Академа название «Академия».

 

Последние годы его преподавания в школе отмечены дружбой и

сотрудничеством с Аристотелем, его  гениальным учеником. После себя

Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как

«Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.

 

Даже из столь скудных  сообщений о платоновской жизни  можно заметить в этой личности незаурядную одаренность, приверженность к наукам и искусствам, неуемный политический темперамент и неутомимое стремление к идеалу. Неудивительно, что слава сопутствовала Платону еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом передавалось из поколения в поколение.

 

 

Центром того, что Платон создал в области науки, он сам  всегда называл свое учение об идеях. Многие исследователи также склоняются к тому, что данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона. Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем, идеалистическая диалектика Платона не изолирована и не оторвана от остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их основой, она гармонирует и дополняет все стороны платоновской философии.

 

 

 

Мотивы и предпосылки  возникновения

 

Платоновская идеалистическая  диалектика развивалась в борьбе против материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей, а также против античной софистики.

 

Как и всякая великая эпоха  в истории философии, эпоха Платона

обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о сущности знания. Этот поворот мышления в сторону исследования самого себя совершается здесь впервые, и великое научное значение Платона заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и самую важную сторону деятельности Сократа.

 

В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон развивает ту мысль, что нравственное требование самопознания имеет в виду особенный вид знания, объектом которого служат не другие предметы, как у обыкновенного знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание о знании. Это заимствованный Платоном без всяких урезок принцип Сократа.

 

Ядром научной доктрины Платона  является основной вопрос о сущности знания, и в ответе на этот вопрос он превзошел Сократа.

 

Сократ всегда ограничивался  тем, что для всякого вопроса  практической жизни искал общего правила, на основании которого данный вопрос должен быть решен. Его жизненным идеалом было хотение по правилам. Философствование Сократа, по содержанию направленное на отыскание прочных нравственных принципов, приняло форму знания, выражавшегося в понятиях.

 

Эта же задача была руководящей  и для Платона; но у него она  получила большие размеры и разветвилась в нескольких направлениях.

 

Известную роль играло при  этом прежде всего то обстоятельство, что в Платоне, рядом с этико-политическим, возник и чисто научный интерес к математическому познанию.

 

Несомненно, что в своей  философии Платон в такой же сильной  степени находился под влиянием математических мотивов, в какой он сам способствовал развитию греческой математики. Платон увидел в

математических проблемах благодатную почву для исследования при помощи понятий, - область точных определений и недоступных сомнению доказательств.

 

Сократовское требование, чтобы знание выражалось понятиями, у Платона распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно было вызвать изменения в самом процессе образования понятий. Сократ старался вывести общие правила и понятия ценности, исходя из отдельных представлений, отыскивая и сравнивая аналогичные им случаи; но этот индуктивный прием был недостаточен для отыскания математических понятий. Платон должен был осознать недостаточность сократовской схемы, как только его задача – знание, выражаемое в понятиях – предстала перед ним в более широких размерах.

 

Знание, выражающееся в понятиях, должно проследить также и подразделение родовых понятий на видовые; оно должно сделать своей задачей изложение порядка и связи всех понятий между собой. Для подразделения Платон перенял метод элейцев: исследование вопроса, рассматривая сначала одно возможное решение, а затем другое – прямо противоположное. Также он ввел метод гипотетического исследования понятий, сводившийся к тому, что пригодность и достоверность добытого мышлением понятия проверялись правильностью следствий, которые из него можно вывести.

 

Все эти действия, - отыскивание  понятий, их подразделение и размещение в определенном порядке, их гипотетическое исследование, Платон соединил общим именем диалектики; понятия же, которыми занимается последняя, он назвал идеями.

 

 

 

  «Мир идей» и «мир вещей»

 

Суть философской концепции  Платона состоит в том, что  первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти

причины – формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их видами и – гораздо реже – идеями. Виды, идеи – зримые умом формы вещей. Каждому классу предметов чувственного мира, например классу коней, соответствует в бестелесном мире некоторый вид, или идея, - вид коня, идея коня. Этот вид уже не может быть созерцаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому постижению.

 

Многие современники Платона  не понимали, что, по учению Платона, виды может созерцать только ум, и потому возражали против платоновской гипотезы идей. Например, глава школы киников Антисфен вступил с философом в спор: «Этого коня перед собой я вижу, а вот «идеи» коня, «конности», «лошадности», о которой ты, Платон, твердишь, я не вижу».

Информация о работе Аттическая школа и учение Платона