Учение Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Учение Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Платон ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 49.88 Кб (Скачать)

Введение.

Учение  Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Платон ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.

В учении Платона о  государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией.

Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).

В соответствии с преобладанием этих частей и  распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у которых преобладает разумная душа. Воины, у которых преобладает  волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная  часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что  они обеспечивают государство необходимыми для жизни и других дел материальными  продуктами

Предполагая закрепление  добродетелей за каждым сословием (правители  должны обладать мудростью, воины –  мужеством, низшее сословие – умеренностью) и благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализоваться  высшая добродетель – справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносится интересы личности: в утопии Платона нет  места индивидуальности.

Цель контрольной работы — раскрыть основные положения учения  Платона о государстве.

Контрольная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассказывается биография Платона о его жизни и творчестве.

Во второй главе  изложен материал об Учение Платона  о государстве.

В третьей главе изложен проект государства по Платону. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Жизнь и творчество  Платона.

      ПЛАТОН (427 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения.

      Учителями Платона считают Сократа и  гераклитовца Кратила. После смерти Сократа Платон отправляется в путешествие; по полулегендарным сообщениям он побывал  в Кирене и Египте, а затем прибыл в Италию. Здесь он читал пифагорейские  трактаты и беседовал с пифагорейцами, в частности — со знаменитым Архитом.

      По  возвращении в Афины, где спустя десятилетие после смерти Сократа  отношение к ученикам последнего с подозрительного стало меняться на диаметрально противоположное, Платон в роще, посвященной герою Академу, основал школу, позже названную  Академией (388\87 гг. до н.э.). В 367 и 361 гг. совершил поездки в Сицилию, как философский  советник тирана Дионисия Младшего и  знаменитого сиракузского политического  деятеля Диона.

      Перу  Платона принадлежит ряд диалогов, из которых — 23 подлинных, 19 сомнительных или определенно не подлинных, 13 писем, а также речь «Апология  Сократа». Есть свидетельства (Аристотель, Элиан) о лекции, прочитанной Платоном афинским гражданам. Лекция была посвящена  Благу и основывалась на математических аналогиях. Главным персонажем большей  части диалогов является Сократ, который  описывается Платоном как идеальный  нравственный и философский учитель, к тому же — как человек, показавший новый, подлинный образ жизни, которому должен следовать любой «любитель  истины».

      Тексты  Платона вполне определенно делятся  на сократические и зрелые. В первых ставятся сократовские проблемы этоса, практической значимости добродетельной жизни, выявляются границы истинного  мнения и продолжается разработка сократовского  метода приведения при определении  общих понятий. Переходными являются диалоги «Менон» и «Кратил», где  формулируется концепция знания как при(вос)поминания, а также  выясняются границы языковой стихии как носительницы истины вещей.

      Вслед за Сократом (и мегарской школой)Платон показывает, что в познании чувственно данная реальность выступает как  нечто закономерное и устойчивое, причем отличающееся от непосредственной текучей и становящейся реальности единичных вещей. Данное как умозримый образ, предмет интеллектуального созерцания, это нечто является эйдосом («видом», подлинной вещью). Данное как нечто родовое, единое в группе вещей (родовое определение), это идея, обобщение. Познание закономерного выводит познающего за рамки чувственного восприятия, приводит к выводу о неистинности последнего и формирует собственную предметную реальность, которая кажется парадигмой для чувственной (а чувственная — ее отражением). Учение Платона о позновательных способностях («Государство») имеет выводом оппозицию знания и мнения, каждое из которых направлено на особую реальность.

      Впрочем, Платон не формулирует учения о двух различных, внеположных друг другу  мирах (идеальном и материальном). Некоторые образы, используемые им в таких диалогах, как «Федон», «Федр», «Тимей», т.н. «наивная теория идей»  из «Парменида» не должны вводить  нас в заблуждение. Данные образы показывают истинное мнение, но не знание. Для мнения же, внутренняя структура  которого основывается на топологических атрибутах верха-низа, внутреннего-внешнего, отнесение лучшего к высшему  является закономерным жестом, но не указанием  на особую, в особом месте пребывающую  сверхнебесную реальность.

      К тому же у Платона содержится убедительная критика подобного, «топологического»  мышления, критика, предвосхитившая  подобную же критику Аристотеля. Да и в диаде знание-мнение, первое в форме РАССУДКА выступает основанием второго. Обе этих способности не внеположны друг другу; знание есть истина мнения и, будучи фундаментом способности  суждения вообще, оно присутствует в мнении как рассудок («Государство», «Тимей»).

      Таким образом, эйдетическое или чистое бытие, являясь бытием как таковым, выступает  в суждении как определение (данную формулировку мы встречаем у Аристотеля), дано же оно либо через умопостижение, либо в мнении, то есть или ноэтическим, или чувственным образом. В суждении эйдосы-идеи являются предикатами.

      Проблематика  эйдетического подводит к теме основания  к бытию, то есть единого, или блага. Первое рассматривается в «Пармениде»  как некий абсолютный денотат  предикаций, не сводимый к субъекту в субъектно-предикативной структуре  суждения. Второе — в диалогах «Филеб»  и «Государство» является нерефлектируемым условием как мышления, так и бытия; тем, что позволяет наличествовать и первому, и второму. Учение о Едином-Благе как трансцендентном начале будет развиваться в позднейшем платонизме.

      В учении о душе Платон исходит из представлений о последней как  о смешении принципов тождественного и иного, чьим существенным определением является вечное движение, имеющее  источник в себе.

      В натурфилософии Платон рассуждает о  телесном бытии как о результате оформления демиургом (умом-создателем мира) «матери-кормилицы, восприемницы сущего», то есть некой без-видной материи, получающей благодаря рассудочно-геометрической деятельности бога телесный облик и  качественную выраженность.

      В этике основатель Академии акцентирует  внимание на недостаточности понимания  блага как прагматической цели, а  также сведения его к совокупности удовольствий (как это делали киренаики). Чистота умозрения, лишенного практического  приложения знаний — также односторонность. Поэтому совокупность добродетелей по Платону дает нам богоподобного  мудреца, олицетворяющего собой  справедливость — то есть мудрого  правителя государства. Основанием к нравственному образу жизни  является и искомое состояние  мудрости, то есть своего рода превращение  во всеобщее существо, и концепция  бессмертия души, получающей в загробном  существовании воздаяние за совершенные  ею поступки. К этому следует добавить идею реинкарнации, то есть обретение  новой судьбы\тела согласно полученному  в прошлых жизнях опыту.

      В учении о государстве Платон считает политический организм как бы Большим человеком, реализующим благодаря наличию трех сословий три добродетели (которым соответствуют особые склады души) — послушание, мужество, мудрость. Все вместе это дает эйдос справедливости, каковым и выступает идеальное государство. Не следует думать, что Платон предполагал реализацию своего проекта, ибо как в диалоге «Государство», так и в диалоге «Законы» речь идет об идее справедливости и политического закона как реализации закона всекосмического. Реальными формами государственного устройства являются, по Платону, политии, выстраиваемые в иерархию согласно удаленности от идеальной парадигмы: от монархии до демократии и тирании.

2. Учение Платона  о государстве.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.

Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным  и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

Этим  вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

Интерес к древнегреческому философу Платону [ 427 - 347 до н.э.(предположительно)], к  его творчеству не ослабевает, быть может даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного  человека, жившего две с половиной  тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно  усиливается, если этот человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что  такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий  и свершений, " - писал В.Ф. Асмус.

Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах  очевидно.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они  написаны в довольно необычном жанре - жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего  строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда  не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управление. В то время на Сицилии, в Сиракузах, было правление тиранов, и Платон не раз пытался образумить развращенного Дионисия, остановить деспотию и кровопролитие на Сицилии, что закончилось весьма плачевно: афинского философа был не раз изгоняли из города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить государственное управление на основах разума.

Прежде  чем рассмотреть "идеальное" государство  Платона, необходимо понять, какие государства  он относил к отрицательному типу, что в уже существующих государствах не устраивало автора принципиально. В  трактате "Государство" Платон пишет  о том, что главная причина  порчи обществ и государств (которые  когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена  в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение  людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все  существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное внимание автор уделяет  определению в государстве места  правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства  должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве  влавствовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой-бы то ни было лжи, ненависть к ней  и любовь к истине". Платон считает, что любое новшевство в идеальном  государстве неизбежно ухудшит  его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут  охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они  обладают "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельность философов  обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей  от порока, каким является любое  нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря  философам правление и вся  жизнь "идеального" государства  будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам  души и чувствам.

Информация о работе Учение Платона