Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:53, контрольная работа
Учение Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Платон ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.
Введение.
Учение Платона (427 – 347 до н. э.) – первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективное-идеалистической основе. Платон ставит перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате философ приходит к обоснованию дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного потустороннего мира вечных идей.
В учении Платона о государстве наиболее отчетливо проявляются мотивы совершенствования земного бытия. Это учение, раскрывающее социальную этику Платона, по существу, является первой в истории философских идей утопической концепцией.
Государство, по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую).
В соответствии
с преобладанием этих частей и
распределяются государственные функции.
Управление принадлежит философам,
у которых преобладает разумная
душа. Воины, у которых преобладает
волевая часть души, обеспечивают
защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне,
у которых преобладает
Предполагая закрепление
добродетелей за каждым сословием (правители
должны обладать мудростью, воины –
мужеством, низшее сословие – умеренностью)
и благодаря жесткой
Цель контрольной работы — раскрыть основные положения учения Платона о государстве.
Контрольная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассказывается биография Платона о его жизни и творчестве.
Во второй главе изложен материал об Учение Платона о государстве.
В третьей главе
изложен проект государства по Платону.
Заключение.
1. Жизнь и творчество Платона.
ПЛАТОН (427 — 347 гг. до н.э.) — античный философ, основатель философской школы, получившей имя Академия, а также платонизма как философского, философско-религиозного и культурного течения.
Учителями Платона считают Сократа и гераклитовца Кратила. После смерти Сократа Платон отправляется в путешествие; по полулегендарным сообщениям он побывал в Кирене и Египте, а затем прибыл в Италию. Здесь он читал пифагорейские трактаты и беседовал с пифагорейцами, в частности — со знаменитым Архитом.
По
возвращении в Афины, где спустя
десятилетие после смерти Сократа
отношение к ученикам последнего
с подозрительного стало
Перу
Платона принадлежит ряд
Тексты Платона вполне определенно делятся на сократические и зрелые. В первых ставятся сократовские проблемы этоса, практической значимости добродетельной жизни, выявляются границы истинного мнения и продолжается разработка сократовского метода приведения при определении общих понятий. Переходными являются диалоги «Менон» и «Кратил», где формулируется концепция знания как при(вос)поминания, а также выясняются границы языковой стихии как носительницы истины вещей.
Вслед за Сократом (и мегарской школой)Платон показывает, что в познании чувственно данная реальность выступает как нечто закономерное и устойчивое, причем отличающееся от непосредственной текучей и становящейся реальности единичных вещей. Данное как умозримый образ, предмет интеллектуального созерцания, это нечто является эйдосом («видом», подлинной вещью). Данное как нечто родовое, единое в группе вещей (родовое определение), это идея, обобщение. Познание закономерного выводит познающего за рамки чувственного восприятия, приводит к выводу о неистинности последнего и формирует собственную предметную реальность, которая кажется парадигмой для чувственной (а чувственная — ее отражением). Учение Платона о позновательных способностях («Государство») имеет выводом оппозицию знания и мнения, каждое из которых направлено на особую реальность.
Впрочем, Платон не формулирует учения о двух различных, внеположных друг другу мирах (идеальном и материальном). Некоторые образы, используемые им в таких диалогах, как «Федон», «Федр», «Тимей», т.н. «наивная теория идей» из «Парменида» не должны вводить нас в заблуждение. Данные образы показывают истинное мнение, но не знание. Для мнения же, внутренняя структура которого основывается на топологических атрибутах верха-низа, внутреннего-внешнего, отнесение лучшего к высшему является закономерным жестом, но не указанием на особую, в особом месте пребывающую сверхнебесную реальность.
К тому же у Платона содержится убедительная критика подобного, «топологического» мышления, критика, предвосхитившая подобную же критику Аристотеля. Да и в диаде знание-мнение, первое в форме РАССУДКА выступает основанием второго. Обе этих способности не внеположны друг другу; знание есть истина мнения и, будучи фундаментом способности суждения вообще, оно присутствует в мнении как рассудок («Государство», «Тимей»).
Таким образом, эйдетическое или чистое бытие, являясь бытием как таковым, выступает в суждении как определение (данную формулировку мы встречаем у Аристотеля), дано же оно либо через умопостижение, либо в мнении, то есть или ноэтическим, или чувственным образом. В суждении эйдосы-идеи являются предикатами.
Проблематика
эйдетического подводит к теме основания
к бытию, то есть единого, или блага.
Первое рассматривается в «Пармениде»
как некий абсолютный денотат
предикаций, не сводимый к субъекту
в субъектно-предикативной
В учении о душе Платон исходит из представлений о последней как о смешении принципов тождественного и иного, чьим существенным определением является вечное движение, имеющее источник в себе.
В
натурфилософии Платон рассуждает о
телесном бытии как о результате
оформления демиургом (умом-создателем
мира) «матери-кормилицы, восприемницы
сущего», то есть некой без-видной материи,
получающей благодаря рассудочно-
В этике основатель Академии акцентирует внимание на недостаточности понимания блага как прагматической цели, а также сведения его к совокупности удовольствий (как это делали киренаики). Чистота умозрения, лишенного практического приложения знаний — также односторонность. Поэтому совокупность добродетелей по Платону дает нам богоподобного мудреца, олицетворяющего собой справедливость — то есть мудрого правителя государства. Основанием к нравственному образу жизни является и искомое состояние мудрости, то есть своего рода превращение во всеобщее существо, и концепция бессмертия души, получающей в загробном существовании воздаяние за совершенные ею поступки. К этому следует добавить идею реинкарнации, то есть обретение новой судьбы\тела согласно полученному в прошлых жизнях опыту.
В учении о государстве Платон считает политический организм как бы Большим человеком, реализующим благодаря наличию трех сословий три добродетели (которым соответствуют особые склады души) — послушание, мужество, мудрость. Все вместе это дает эйдос справедливости, каковым и выступает идеальное государство. Не следует думать, что Платон предполагал реализацию своего проекта, ибо как в диалоге «Государство», так и в диалоге «Законы» речь идет об идее справедливости и политического закона как реализации закона всекосмического. Реальными формами государственного устройства являются, по Платону, политии, выстраиваемые в иерархию согласно удаленности от идеальной парадигмы: от монархии до демократии и тирании.
2. Учение Платона о государстве.
Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.
Множество
людей уже тысячи лет пытаются
понять, каким государство должно
быть "в идеале". При этом некоторые
люди считают лучшим сильное, боеспособное
государство с хорошей
Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".
Интерес к древнегреческому философу Платону [ 427 - 347 до н.э.(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, " - писал В.Ф. Асмус.
Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно.
Социально-политическим
вопросам посвящены несколько
Прежде
чем рассмотреть "идеальное" государство
Платона, необходимо понять, какие государства
он относил к отрицательному типу,
что в уже существующих государствах
не устраивало автора принципиально. В
трактате "Государство" Платон пишет
о том, что главная причина
порчи обществ и государств (которые
когда-то, во времена "золотого века"
имели "совершенный" строй) заключена
в "господстве корыстных интересов",
обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным
недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре
разновидности в порядке
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
Отрицательные
формы государственной власти Платон
противопоставляет своему видению
"идеального" общественного устройства.
Огромное внимание автор уделяет
определению в государстве