Платон, учение о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:27, реферат

Описание работы

Платон(427-347 гг. до н. э.) - один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Почти все его учения дошли до нас.
Настоящее имя Платона - Аристокл. Имя «Платон» (Platos по греч. - широкий) было дано ему за атлетическое телосложение.

Содержание

Введение.
Бессмертие души.
Забота о душе.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 64.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Реферат

по  философии

«Платон, учение о душе». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011.

План  реферата. 

  1. Введение.
  2. Бессмертие души.
  3. Забота о душе.
  4. Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Платон(427-347 гг. до н. э.) - один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель, его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Почти все его учения дошли до нас.

       Настоящее имя Платона - Аристокл. Имя «Платон» (Platos по греч. - широкий) было дано ему за атлетическое телосложение.

       Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей - это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей - то, что находится за пределами пещеры. Так Платон объяснял свою теорию идей. Он был прав, когда отделял идеи от вещей, духовное от материального и даже противопоставлял их. Правда, он слишком абсолютизировал это противопоставление. В какой-то мере понять его можно: на раннем этапе развития философской и человеческой мысли людям непросто было выразить эти противоречия жизни - грубо обрубая одно, они абсолютизируют другое. Для Платона общее - важнее, истиннее, реальнее частного, единичного. Он почти буквально понимал общность имущества, считая, что даже жены должны быть общими. Он также считал, что люди должны жить большими группами - коммунами. Все социалисты, коммунисты последующих веков черпали основные идеи у Платона.

       Негативная сторона платоновского идеализма: принижение телесного, физического по сравнению с духовным, представление тела как темницы души и, в конечном счете, принижение жизни по сравнению со смертью.

       Критикуя Платона, нельзя в то же время не отметить, что он высказал много драгоценных мыслей - идей о поведении человека, о любви, творчестве, бессмертии, в частности, выдвинул весьма перспективную теорию творчества, сравнив его с рождением и воспитанием человека, с любовью. Согласно Платону любовь и творчество - начала жизни; все сводиться к ним. Они делают человека бессмертным: любовь - через продолжение рода; творчество - благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре.

       За свою жизнь Платон написал много филосовских работ, но в нашем реферате мы хотели рассмотреть именно учение " о душе". На наш взгляд Платон очень хорошо рассмотрел человеческую душу со всех сторон, а именно от начала до и после существования человека на земле. В его учении можно определить такие этапы как:

° Мир иной.

е Смерть.

° Воспоминание.

° Забота о душе.

° Утраченная ценность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бессмертие  души. 

     Смертна или бессмертна человеческая душа? Задать этот вопрос -

значит спросить о смысле существования человека, о его природе, долге и

надеждах. Ответ, который избирает человек - интуитивно, поскольку по –

другому нам  не дано выбирать, - предопределяет в  дальнейшем его образ

мышления и отношение к жизни. Поэтому вопрос о природе души является

основным для  каждого.

     Занимая ту или иную позицию, человек тем  самым избирает формулу

своего существования, ибо все, что с нами происходит, коренится в нашем

мировоззрении, в представлении о том, что должно и ценно. Это также определяет его отношение к смерти как таковой. Во времена Платона, как и сегодня, существовали две основные точки зрение на этот счет. «Смерть - это одно из двух: либо умереть, значит стать ничем… либо, если верить преданием, это какая-то перемена для души, ее переселение из здешних мест в другое».

     Если  смерть - это конец всего, то, как говорит Сократ, она не страшна, ибо то, что следует за ней, подобно глубокому, крепкому сну без сновидений, когда никто и ничто не беспокоит человека. Если же душа без смертна, то смерть является лишь переходом из этого мира в какой-то иной мир. Именно этой идеи придерживается Платон и, исходя из нее, он ставит новые вопросы.

Если душа бессмертна, если она имеет божественное происхождение, тогда

почему она  впала в зарождение? Каким является иной мир и что происходит

там с душой?

     Иной  мир - это мир, в котором над душой происходит суд, и судят ее

сыновья Зевса  Минос, Радамант и Эак, которые, оценивая ее образ жизни на

земле, с точки зрения божественного закона, выносят свой вердикт, тем

самым, определяя  дальнейшую судьбу души. Это мир воздаяний, следовательно, там есть области, соответствующие чистой и духовной жизни, и области, в которых душа расплачивается за все свои прегрешения. Там душа проводит около тысячи лет, так что и награда и наказание в

десятикратном размере превышают вызвавшие  их причины. В ином мире

время как бы удлиняется, течет более медленно, чем в мире проявленном.

Этот мир многообразен и делится на уровни, а движение, которое там

осуществляет  душа, является движением по вертикальной оси, на одном

конце которой  находится Тартар, а на другом - Олимп.

     По  истечении назначенного срока души выбирают свою следующую жизнь, и при этом выборе большинство душ исходит из опыта и привычек предыдущей жизни; этот выбор, утвержденный Мойрами - богинями судьбы,

после нисхождения  души в тело становится для нее  реальностью.

     В каком - то смысле география потустороннего мира - это география самой души. Сколько людей - столько и незримых миров. И в каждом из этих миров есть свое нижнее и верхнее небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа. В это духовное пространство душа поднимается окрыленная вдохновением, чтобы, пользуясь внутренним

зрением, созерцать  высшую реальность, которая не имеет ничего общего с

чувственными  переживаниями и интересами преходящей личности. После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым

ходила в течение  своего земного существования.

       Знание, как говорит Платон, есть воспоминание о том, что душа видела раньше (в Аиде), а ее земная жизнь - результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения. Подобно этому, все, что происходит с душой после смерти, должно быть воспоминанием о прожитой жизни, беспристрастной оценкой и судом над всеми выборами, которые были сделаны здесь, в этом мире. Выбор судьбы - это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие. Мы не выбираем сны, они нам просто снятся, являясь следствием прошлого опыта. Подобно этому, переживания души, когда она уже находится в потустороннем мире, уже не выбираются, их выбор осуществлялся в течение всей земной жизни.

     Каждый  человек создает и несет внутри себя свой Тартар и свой Олимп. Первый соответствует чувственному аспекту жизни, а второй - результат его духовных исканий.

     Жизнь - это развертывание души изнутри наружу; посмертные переживания являются ее свертыванием. Свободная от тела душа встречает в ином мире себя и свои деяния.

     Как говорит Платон, на душу надо смотреть глазами судей мира иного, и это значит вести внутренний диалог со своей совестью, не оправдывая и не

обманывая себя. Лишь возвысившись над собой, мы обретаем это ясное

видение, дающее ответ на вопрос: стали ли мы сегодняшние  лучше нас

вчерашних?

     В ином мире находится также озеро  Мнемозины - матери муз и всего того, что возобновляет и укрепляет воспоминания о Небе. Воды этого озера по праву могут пить лишь души героев - философов, родственные Эросу и

движимые им в их страстном стремлении к божественному  образу жизни.

Павсаний пишет, что, приходя к пещере Трофония, которого считали сыном

Аполлона, паломник, желавший услышать совет или узнать свое будущее,

сначала пил  воду из источника Леты, а потом, когда выходил, из источника

памяти. Обращаясь  к божественному, должен был забыть все земные заботы и волнения, мучающие душу, а уходя от него, закрепить в своей памяти все, что видел и созерцал в пещере.

     Но  в пещеру можно не только войти и забыть все, что отягощает душу, можно забыть также все, что связывает ее с небом. Это символическое

значение она  принимает в «Государстве», где  Платон чувственный мир

сравнивает с  пещерой, в которой живут люди, прикованные цепями к своему

месту. Они не могут двигаться, и все, что они  видят и изучают, - это тени

вещей, которые  отражаются на стенах. При этом они  не догадываются, что

их знание является знанием теней, а не подлинной  реальности, которая

находится снаружи и является причиной существования иллюзорного мира.

В «Федре» Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в случае

богов и кони, и возничие благородного происхождения, то у смертных один

из коней прекрасен, добр и послушен, а другой наделен противоположными

качествами: он тяжел и тянется к земле. Совершая путешествие по небесному

своду, души богов  и души людей созерцают мир  идей и истину, которая

является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства

человеческие  души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их

крылья ломаются и они входят в цикл перерождений. Те из них, которые

видели больше, больше и помнят, им легче восстановить утраченную

способность летать. Находясь в теле, душа посредством  вещей чувственного

мира, являющегося отражением мира идей, может вспомнить то, что раньше

созерцала. Пребывание в чувственном мире имеет задачу восстановить те

знания, которыми она обладала, а не превратить ее в своего узника. Говоря

иначе, чувственный  мир должен для души играть роль символа или знамения

другой реальности, быть для нее посредником и  мостом, который от

видимого, известного ведет в невидимое, неизвестное.

     Подлинное знание - это умение выбрать подлинное  благо, и этим оно

отличается от неведения, которое, выбирая, не знает природу того, что

выбирает. Именно поэтому при выборе образа жизни  душа выбирает худшее,

считая его  лучшим.

     Вспомнить значит, подобно Зевсу, родить в душе Афину во всем ее

боевом облачении, это значит прозреть и видеть то, чего раньше не видели, и

это прозрение приходит внезапно, подобно вспышке света, которая делает

видимыми те слои души, которые раньше находились в темноте

самозабвения. 
 
 
 

Забота  о душе. 

     Принимая  идею бессмертности души и понимая, что в таком случае

смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о

том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе.

Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в

стремлении соединения с духовным - умопостигаемым миром. 

     Платон  неоднократно подчеркивает, что душу портят несправедливость, невоздержанность, трусость и невежество и другие пороки, делающие ее узником тела. Ко всему этому нужно добавить эгоизм или чрезмерное себялюбие, которое ослепляет душу человека, так что ему

Информация о работе Платон, учение о душе