Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа
Творог - это незаменимый компонент полноценного и здорового рациона. Творог богат кальцием и фосфором, без которых невозможно полноценное формирование костной системы. Эти вещества необходимы детям в период роста костей, в том числе и зубов, беременным женщинам, при переломах, заболеваниях кроветворного аппарата, рахите, при гипертонической болезни, при заболеваниях сердца, при болезнях почек и многих других болезнях.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Литературный обзор…………………………………………...…8
1.1 Потребительские свойства и классификация творога……………...8
1.2. Факторы, формирующие качество творога………………………....16
1.3. Факторы, сохраняющие качество творога…………………………..21
Выводы……………………………………………………………………..25
Глава 2. Экспертиза качества творога и анализ ассортимента творога магазина…………………………………………………………………….27
2.1. Характеристика магазина и его ассортимента……………………....27
2.2. Правила отбора проб творога………………………………………...36
2.3.Экспертиза качества творога………………………………………….39
Выводы………………………………………………………………...…...46
Заключение……………………………………………………………..….48
Список литературы………………………………………………………..53
Укладку транспортного пакета осуществляют так, чтобы была видна маркировка не менее одной единицы потребительской тары и/или транспортной тары, и/или многооборотной тары с каждой боковой стороны транспортного пакета. Укладку транспортного пакета осуществляют способами, обеспечивающими сохранность нижних рядов потребительской тары и/или многооборотной тары без их деформации.
Допускаемые отрицательные отклонения содержимого нетто от номинального количества не более 10 кг.
Хранение творога должно производиться в соответствии с действующими санитарными правилами "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" при температуре (42)С не более 36 ч с момента окончания технического процесса, в том числе на предприятие-изготовителя не более 18 часов.
Творог хранят в холодильных камерах при температуре не выше 8°С и влажности воздуха 80-85%. Его размещают по партиям выработки. В камерах поддерживают строгий санитарный режим и не допускают значительных колебаний температуры.
Условия транспортирования творога на предприятия торговой сети и общественного питания такие же, как и для других цельномолочных продуктов.
В целях равномерного
снабжения населения часть
Чтобы творог выдержал длительное, в течение нескольких месяцев, хранение, его замораживают. При замораживании творога большой массой (например, в бочках) при температуре выше минус 20°С процесс будет идти медленно, с образованием крупных кристаллов льда. Такой творог после размораживания резко снижает свое качество. Крупные кристаллы льда превращаются в значительные капли влаги, которые не способны равномерно распределиться и частично вытекают из творога. Продукт приобретает крупитчатую консистенцию. Чтобы избежать этих недостатков, на современных предприятиях творог перед замораживанием фасуют в виде брикетов массой 0,5 кг или в виде блоков массой 7--10 кг. [19]
Брикеты и блоки творога упаковывают в бумагу, покрытую полиэтиленовой пленкой. Замороженный творог укладывают в картонные ящики и направляют для длительного хранения в камеры с температурой воздуха не выше минус 18°С. При постепенном размораживании брикетов и блоков творога из него не вытекает влага и не происходит значительных изменений его структуры.
Хранение замороженного
Для сохранения качества особо скоропортящихся товаров, в том числе творога очень важно сохранение единой холодильной цепи - на производстве, при транспортировании, хранении в розничной торговой сети.
Продукт транспортируют специализированными транспортными средствами в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта. При хранении и транспортировании неизбежны потери, как количества, так и качества (внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и другие). Поэтому необходимо установить оптимальные условия хранения и транспортирования, при которых потери сведутся к минимуму. Создание таких условий, т.е. режима хранения зависит от температуры, влажности воздуха, света, упаковки и других факторов, причем важен не только каждый из этих факторов, но и все они вместе взятые. [23]
Выводы
1.Потребительскими свойствами для творога являются: пищевая, энергетическая, биологическая ценность.
2. Творог представляет собой свернувшийся, «створоженный» белок молока, отделенный от сыворотки. Причем белок этот является наиболее нежным и легкоусвояемым. Девять столовых ложек творога полностью покрывают суточную потребность взрослого человека в белке.
3. Творог вырабатывается из пастеризованного молока, сквашенного закваской, приготовленной из концентрата бактериального сухого мезофильных молочнокислых стрептококков, с применением растворов хлористого кальция и свертывающего молоко фермента, с последующим подогревом или без подогрева сгустка и предназначается для непосредственного употребления в пищу.
4. Основными факторами формирования качества готового творога является качество используемых сырья, компонентов и материалов, качество отдельных этапов производства, определяющее уровень качества технологических процессов, а также чёткое функционирование системы контроля на всех этапах производства.
5. Сырьем для изготовления творога является молоко.
6. Творог в зависимости от состава закваски получают следующими способами:
- кислотно-сычужный способ
(в качестве закваски
- раздельный способ -
разновидность кислотно-
- кислотный способ (в
качестве закваски используют
только чистую культуру
7. К факторам, сохраняющим качество творога, относят упаковку, правила хранения и транспортировки.
Глава 2: Экспертиза качества творога и анализ ассортимента творога магазина «Магнит»
2.1. Характеристика магазина «Магнит» и его ассортимента
Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.
Определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, из которых они изготовлены и т.д.), называется ассортиментом.
Проанализируем товарный ассортимент сети розничных магазинов «Магнит». Компания отсчитывает свою историю с 1994 года, когда ее нынешний владелец Сергей Галицкий основал компанию по торговле бытовой химией. Самый первый магазин «Магнит» был открыт в 1998 году в Краснодаре по адресу ул. Тюляева, 8. Розничная сеть быстро развивалась, достигнув к концу 2005 года 1500 магазинов. С 2006 года начато развитие сети гипермаркетов. Гипермаркет представляет собой объект нового для каждого города формата: современная функциональная архитектура, просторная планировка, большая и удобная парковка, продажа полного набора товарного ассортимента для всей семьи в одном месте, организация зоны общественного питания. В розничной сети «Магнит» широчайший выбор товаров: как ежедневной необходимости, так и для особых случаев; как местного регионального, так и мирового производителя.
Рассмотрим ассортимент магазина «Магнит», находящегося по адресу г. Тейково, ул. 70 лет Октября, 6, конкретной группы товаров – творог, который представлен в табл. 5.
Таблица 5
Ассортимент творога на предприятии розничной торговли «Магнит»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
п № |
Наименование |
Производитель |
Упаковка |
Вес в г |
Цена упаковки/цена за 100 г, рублей |
1 |
Творог «Домик в деревне», 0,1% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Контейнер, полимер |
250 |
37/14,8 |
2 |
Творог «Домик в деревне», 5,5% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Контейнер, полимер |
250 |
45/18 |
3 |
Творог «Веселый Молочник», 1,8% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Обертка, бумага+полимер |
200 |
53/26,5 |
4 |
Творог «Веселый Молочник», 9% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Обертка, бумага+полимер |
200 |
58/29 |
5 |
Творог мягкий обезжиренный "Останкинский", 0% |
ОАО "Останкинский молочный комбинат", Россия. |
Вакуумная упаковка, полимер |
250 |
58/23,2 |
6 |
Творог «Домик в деревне», 0% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Стаканчик, полимер |
330 |
61/18,5 |
7 |
Творог «Домик в деревне» традиционный, 0,2% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Контейнер, полимер |
170 |
61/35,9 |
8 |
Творог «Домик в деревне» традиционный, 9% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Контейнер, полимер |
170 |
84/49,4 |
9 |
Творог «Простоквашино» нежирный, 2% |
ОАО "Молочный комбинат Саранский", Россия |
Вакуумная упаковка, полимер |
220 |
74/33,6 |
10 |
Творог «Простоквашино» классический, 9% |
ОАО "Юнимилк", Россия |
Вакуумная упаковка, полимер |
220 |
78/35,5 |
11 |
Творог «Простоквашино» классический, 5% |
ОАО "Молочный комбинат Саранский", Россия |
Вакуумная упаковка, полимер |
220 |
80/36,4 |
12 |
Творог «Простоквашино» зерненый, 5% |
ОАО "Юнимилк", Россия |
Контейнер, полимер |
130 |
44/33,8 |
Окончание табл. 5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13 |
Творог «Домик в деревне» зерненый, 5% |
ОАО «Вимм-Биль-данн», Россия |
Контейнер, полимер |
130 |
50/38,5 |
14 |
Творог «Простоквашино» зерненый с фруктовым наполнителем «Персик», 5% |
ОАО "Юнимилк", Россия |
Контейнер, полимер |
150 |
56/37,3 |
15 |
Творог «Простоквашино» зерненый с фруктовым наполнителем «Черника», 5% |
ОАО "Юнимилк", Россия |
Контейнер, полимер |
150 |
56/37,3 |
Рассчитаем следующие характеристика ассортимента:
1. Коэффициент широты ассортимента
Широта ассортимента - это количество видов, наименований и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Для расчета коэффициента широты потребуется базовая и действительная широты ассортимента, взятые за период 30 дней. Базовая широта - широта, принятая за основу для сравнения. Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований однородных, разнородных групп, имеющихся в наличии.
В исследуемом магазине «Магнит» фактическое количество творога составляет 15 наименований (Шд). Базовая широта (Шб) - максимальное количество, которое когда-либо было завезено, составляет 24 наименования творога.
Для определения коэффициента широты используется следующая формула:
Кш = (Шд: Шб),
где Кш - коэффициент широты;
Шд - широта действительная;
Шб - широта базовая.
Произведем расчет коэффициента широты:
Кш = 15: 24 = 0, 63
Так как полученный коэффициент широты равен 0, 63, это свидетельствует о достаточно широком ассортименте творога в торговой точке. Данное количество наименований достаточно для того, чтобы любой потребитель смог приобрести творог в магазине «Магнит» в соответствии со своими потребностями и материальными возможностями.
2. Коэффициент новизны ассортимента
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:
-замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом;
-разработка новых товаров улучшенного качества;
-создание конкурентных преимуществ организации;
-удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.
Потребителями новых товаров являются «новаторы». Новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности такой группы людей.
Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных (Н) к действительной широте ассортимента (Шд).
Таким образом, коэффициент новизны рассчитывается по следующей формуле:
Кн = (Н : Шд) ,
где Кн - коэффициент новизны;
Н - количество новых товаров, поступивших в продажу за определенный период времени;
Шд - действительная широта ассортимента.
Данный показатель обязательно рассчитывается за определенный период времени и показывает количество новинок, поступивших на продажу в отдел за выбранный период времени.
Путем опроса продавца исследуемого магазина «Магнит» было установлено, что за период 30 дней появилось 4 новых наименований творога.
Произведем расчет коэффициента новизны:
Кн = (6:15 ) = 0,40
Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,40. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента творога.
3. Коэффициент устойчивости ассортимента
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.
Выявлено, что 10 наименований творога магазина «Магнит» пользуются постоянным спросом.
Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:
Ку = (У: Шд),
где Ку - коэффициент устойчивости;
У (показатель устойчивости) - число моделей товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей;
Шд - действительная широта ассортимента.
Теперь рассчитаем данный показатель для исследуемого предприятия: