Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

         

    1. Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами   
 

          Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Знания о товарах  необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам , менеджерам, так и покупателям.

Предметом товароведения  являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, она не будет востребована, и не будет использована по назначению в обусловленной для нее сфере применения.

На современном  этапе развития товароведения уже  недостаточно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения  становятся и методы их познания, и  товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.

Цель товароведения - изучение основополагающих характеристик  товара, составляющих его потребительскую ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Поэтому товароведение как наука должна решать следующие задачи:

-давать четкое  определение основополагающих характеристик,  составляющих потребительскую ценность;

-устанавливать  принципы и методы товароведения,  обусловливающие его научные  основы;

-систематизировать  множество товаров путем рационального  применения методов классификации  и кодирования;

-изучать свойства  и показатели ассортимента для  анализа ассортиментной политики  промышленной или торговой организации;

-управлять ассортиментом  организации;

-определять номенклатуру потребительских свойств и показателей товаров;

-оценивать качество  товаров, в том числе новых  отечественных и импортных;

-выявлять градации качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

-определять  качественные характеристики единичных  экземпляров товаров и товарных  партий;

-обеспечивать  качество и количество товаров  на разных этапах их технологического цикла путем учёта формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

-устанавливать  виды товарных потерь, причины их возникновения и разрабатывать меры по их предупреждению или снижению;

разрабатывать информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

-обеспечивать  товароведные характеристики конкретных  товаров.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Товароведение связано со многими естественно-научными и математическими дисциплинами - физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с основами стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует  иного отношения к запросам потребителя  и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже недостаточно изучать  только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства - товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

      Источник: М.А.Николаева.Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов.Изд. НОРМА, Москва, 2007г. 

    1. Функциональные  потребительские  свойства: определение, классификация, характеристика.
 

          Потребительские свойства товаров - совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребностей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продуктовых и непродуктовых товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле.

Свойства функциональные отражают способность товаров выполнять  их основные функции. Эта подгруппа  свойств удовлетворяет физиологические, эргономические и органолептические  потребности (пищевые продукты, одежно-обувные  товары и т.д.) и выполняют вспомогательные  функции (посуда, средства ухода за обувью, одеждой).

Так как, для  всех продуктов питания определяющими  свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая  ценность; для группы одежно-обувных  товаров - это защитные свойства от неблагоприятных внешних воздействий.

     В то же время существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров. Функциональные свойства которых обуславливают удовлетворение разнообразных потребностей социальных (например, ювелирные изделия, антиквариат, музыкальные товары или развлекательные (аудио, видео)), рекреационные (спортивные, медицинские товары), интеллектуальные (книги, учебные программы и т.д.).

      При определении функциональных свойств нужно установить основное назначение товара, и условия использования по назначению.

1) свойства социального  назначения - способность товаров  удовлетворять индивидуальные и  общественно- социальные потребности.  Показатели: внешний вид, состав  и содержание отдельных компонентов. (Например, количество ароматических  веществ);

2)  классификационное  назначение - способность ряда свойств  и показателей выступать в  качестве классификационных признаков.  Это: химический состав, отдельные  вещества. (Например, содержание жира  является классификационным признаком  для жиросодержащих пищевых продуктов,  т.к. творог бывает нежирный  и жирный);

3) универсальное  назначение- способность ряда свойств  и показателей удовлетворять  разнообразные потребности.

     Содержание жира в пищевых продуктах обуславливает энергетическую ценность, т.е. определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов. Показатели и свойства универсального назначения могут относиться и к другим группам потребительских свойств. Например, многие показатели могут выступать как показатели безопасности. (Например, содержание токсичных веществ в продуктах питания).

     Функциональное назначение товаров характеризуется следующими свойствами:

-  выполнение  основной функции, характеризующей  степень удовлетворения наиболее  значимой потребности (например, создание и поддержание определенной  температуры в холодильнике, кипячение  воды в чайнике) при использовании  по назначению;

- совершенство  вспомогательных операций, определяемое  особенностями функционирования  изделия на разных этапах технологического  цикла товародвижения.

    

     Потребительная стоимость, или потребительская ценность товара, показывает степень удовлетворения конкретных нужд человека своими свойствами. Потребительские свойства товара — это свойства, которые обуславливают его полезность в процессе эксплуатации и потребления. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей потребительские свойства и показатели качества подразделяются на группы: по назначению, надежности, эргономическим, эстетическим, экологическим, по безопасности и по другим признакам.

     По своему назначению потребительские свойства товара бывают функциональными, социальными, классификационными и универсальными.

     Функциональные свойства обуславливают использование изделия по назначению, а показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, способность продукции выполнять свои функции.

     Свойства социального назначения зависят от многих факторов, например, от сезонности товара, направления моды и стиля жизни.

     Свойства классификационного назначения позволяют использовать их в качестве классификационных признаков.

     Свойства универсального назначения характеризуют способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности.

     К показателям надежности можно отнести безотказность в работе изделия, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Показатели надежности характеризуют продолжительность и полноту действия конкретного изделия при его использовании. Они сохраняют свои свойства во времени, а безотказность в работе и долговечность позволяют им выполнять заданные функции в течение заданного срока службы.

     Ремонтопригодность — это свойство товара, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.

     Сохраняемость — это способность товара сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность товара выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и/или транспортирования.             Сохраняемость характеризуется показателем «срок хранения» в днях, месяцах и др. 

Все возможные  факторы, непосредственно влияющие на формирование потребительских свойств, можно разделить на три группы:

1) сырье, конструктивные  особенности изделия и качество  технологических процессов;

2) факторы, стимулирующие  потребительские свойства — материальная  заинтересованность работников, эффективность  производства, санкции за выпуск  некачественной продукции;

3) факторы, обеспечивающие  сохранение потребительских свойств при соблюдении надлежащих условий хранения, транспортировки и реализации товаров. 

Показатели качества отражаются в стандартах Системы  показателей качества продукции, нормированные  значения показателей качества отражаются в стандартах Общих технических  условий или Технических условий.

    

Классификация потребительских товаров по каждой конкретной группе содержится в нормативных  документах. Ее можно использовать при оценке и контроле качества товаров, управлении качеством, при проектировании продукции.

Функциональные  свойства характеризуют соответствие изделий своему назначению, способность  товара выполнять свою основную и  вспомогательную функцию. Функциональные свойства связаны с составом и  структурой, а также с техническим  совершенством изделия.

Совершенство  выполнения основной функции изделием выражается получением полезного эффекта  и удовлетворением конкретной потребности  при его использовании.

Совершенство  выполнения вспомогательных операций существенно влияет на выполнение основной функции и может определяться затратами времени на их выполнение. К таким операциям можно отнести  ремонт, обслуживание, доставку, установку  и др.

     Универсальность изделия — это его способность выполнять набор функций. Универсальность применения изделия характеризует диапазон условий и возможностей его использования по назначению, а также возможность выполнения ряда дополнительных функций.

     Эргономические показатели характеризуют удобство и гигиеничность (комфортность) потребления товара в системе «человек — товар — среда».

     Удобство пользования — это комплексное свойство, определяющее способность товара функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма человека. Оно состоит из групповых свойств:

удобства подготовки к функционированию (удобства установки, подключения, открывания, загрузки и  др.); удобства функционирования (удобства рабочей позы, удержания, захвата, регулирования и др.); удобства ухода (укладки, погрузки, перевозки и др.).

Информация о работе Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами