Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.

Информационные знаки — обширный блок информационных данных о товаре. Классифицируют их на группы и подгруппы в зависимости от определенных признаков (товарные, компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляторные, предупредительные, экологические). 

Регистрация товарного  знака осуществляется Патентным  ведомством в Государственном реестре  товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации в течение  месяца с даты получения документа  об уплате установленной пошлины. 

Регистрация товарного  знака действует в течение  десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. 

Товарный знак хозяйственных субъектов Российской Федерации может быть зарегистрирован  в зарубежных странах или может  быть произведена его международная  регистрация через Патентное  ведомство.

Классификация товарных знаков (ТЗ) в зависимости  от объекта, информацию о котором  они содержат, подразделяют на подгруппы  — фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы —  видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Товарные знаки могут  быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.

По степени  значимости и престижности можно  выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки. 

Транснациональные (региональные) знаки соответствия — знаки, подтверждающие соответствие требованиям, установленным региональными  стандартами. Они применяются в  странах определенного региона  на основе гармонизированных стандартов и взаимного признания результатов  сертификации. 

Наряду со знаками  соответствия в ряде стран применяются  и знаки качества. В отличие  от первых знаки качества могут присваиваться  не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими  в национальную систему сертификации. 

В Германии пользуются несколькими знаками соответствия и качества. Так, Общество по сертификации «Дин-ГОСТ-Тюф» (Берлин-Бранденбург) ввело знак «Проверено на безопасность».

Кроме того, применяют  еще несколько знаков качества: знак «Исследован на пригодность для  производства пищевых продуктов», знак «СМА», «Markengualitat aus deutschen Lander» (марка качества немецких земель). Такие знаки в виде наклейки на маркировке можно встретить на германских товарах, поступающих на российский рынок. 

     Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие Штрих кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без штрихового кода.

Причина этого  заключается в том, что система  кодирования и обработки информации о товаре с помощью штриховых  кодов становится экономически оправданной  только тогда, когда охватывает не менее 85% товаров.

Штрих код в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

• автоматизированная идентификация товаров с помощью  машиносчитывающих устройств;

• автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

• оперативное  управление процессом товародвижения: отгрузкой, транспортировкой и складированием товаров (производительность труда  по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях —  до 80%);

• повышение  скорости и культуры обслуживания покупателей;

• информационное обеспечение маркетинговых исследований. 

Необходимость внедрения штрих кода возникла в связи с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров интенсифицировать товародвижение и упростить документальное оформление товаров на разных этапах его. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимости товара. 

Штрих код делятся на два вида: европейский — ЕАN и американский — UРС. Среди нескольких десятков схем кодирования (или символов), принятых к употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды ЕАN /UРС наиболее распространенные.

Коды ЕАN подразделяют на три типа: ЕАN -8, ЕАN -13 и ЕАN -14 (только для транспортной тары).

Широкое распространение  штрих кода привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, сами штрих код стали объектом фальсификации. 

В этой связи  важно уметь распознавать этот вид  информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную). 

     Компонентные знаки — знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару.

К наиболее часто  встречающимся на импортных товарах  информационным знакам относятся компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и  трех- или четырехзначным цифровым кодом.

Е-компонентные знаки используются как альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны. Например, пищевая добавка Е 464, применяемая как загуститель, эмульгатор и стабилизатор, называется гидрооксипропилметилцеллюлоза. Для таких сложных наименований требуется значительная площадь носителя, кроме того, затрудняется восприятие другой информации на маркировке, а главное, многим потребителям эти названия непонятны и даже могут пугать —- продукт содержит химические вещества.

     Для устранения указанных недостатков Европейским Советом была разработана система цифровой кодификации с литерой «Е» пищевых добавок. Она была апробирована в странах Европейского сообщества. С незначительными изменениями эта система была включена в Кодекс ВОЗ-ФАО для пищевых продуктов как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок — INS(International Numbering System) и рекомендована для использования.

В нашей стране пищевые добавки применяются  давно. Перечень разрешенных добавок  и их предельно допустимые концентрации регламентируются «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами  качества продовольственного сырья  и пищевых добавок» и «Санитарными правилами по применению пищевых  добавок». Многие пищевые добавки, разрешенные  этими НД, совпадают с INS, но в то же время есть и отдельные различия.

В производстве пищевых продуктов разных стран  используется около 500 наименований пищевых  добавок, не считая некоторых разновидностей, комбинированных добавок, отдельных  душистых веществ и ароматизаторов. Некоторые пищевые добавки имеют несколько синонимов.

В настоящее  время в нашей стране допускается  использование и присутствие  в отечественных и импортных  пищевых продуктах около 250 видов  пищевых добавок.

В целях гармонизации национальных и международных нормативных  документов, регламентирующих применение пищевых добавок, Госкомсанэпиднадзор  утвердил «Дополнения к "Медико-биологическим  требованиям и санитарным нормам качества продовольственного сырья  и пищевых продуктов. Пищевые  добавки» (письмо Госкомсанэпиднадзора от 14 августа 1994 г. № 01-19/42-11). 

В этом документе  приведены списки пищевых добавок: 1) разрешенных к применению в  РФ; 2) запрещенных к применению и  реализации в РФ; 3) не имеющих разрешения для применения в РФ, но разрешенных  в других странах и включенных в список Международной цифровой системы кодификации (INS) пищевых  добавок. В настоящее время разрабатывается  новый нормативный документ, в  соответствии с которым увеличится число разрешенных пищевых добавок  из числа добавок второй группы. 

Вопросы о допустимости пищевых добавок, не имеющих разрешения к применению в России, решаются Госкомсанэпиднадзором в установленном  порядке при наличии заключения Института питания.

Необходимость принятия такого документа обусловлена  тем, что в настоящее время  на российском рынке появилось много  импортных пищевых продуктов, на маркировке которых указан Е-компонентный знак. 

Кроме Е-компонентных знаков, позволяющих идентифицировать пищевые добавки, целый ряд непродовольственных товаров содержит на маркировке компонентные знаки, свидетельствующие об их составе. К ним относятся, в частности, лакокрасочные товары, моющие средства. Например, М-11 означает, что это краска масляная (М), для наружных работ (1) на натуральной олифе (1), а М-15 — то же краска масляная для наружных работ, но на комбинированной олифе (5). Слово «Био» или буквы F либо Р с названием моющего средства указывают на то, что в него введены энзимы, улучшающие удаление с любой поверхности белковых загрязнений. 

     Размерные знаки — знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара.

В нашей стране такие размерные знаки ранее  не применялись. Физические величины обозначали полным названием. С 1980 г. эти названия должны соответствовать Международной  системе единиц физических величин (СИ). Однако на упаковке некоторых импортных  товаров размер может быть выражен  в национальных единицах. Например, в США и Великобритании массу  указывают в унциях (1 унция = 28,34 г). 

Появление на российском рынке импортных товаров, на маркировке которых было множество «загадочных» для потребителя знаков, заставило  многих отечественных изготовителей  также применять некоторые из этих знаков. Тем более что они  очень кратко характеризуют физическую величину, название которой состоит  из одного или нескольких слов. 

Наиболее часто  для обозначения массы нетто  применяется размерный знак (точно, ровно, одинаково), объема — знак V.

Код размерных  знаков чрезвычайно прост. К условному  обозначению физической величины (е, V и др.) добавляется фактический  размер этой величины в принятых единицах измерения. Чаще всего применяются  единицы измерения по системе  СИ, гораздо реже — национальные единицы измерения страны-импортера (фут, дюйм и т. п.).

Довольно часто  несложно расшифровать размерные знаки  по числовому значению размерной  характеристики и применяемым единицам измерения. Например, если на маркировке нанесено обозначение 450 ge, это означает, что масса нетто равна 450 г.

Размерные информационные знаки в виде номера или графических  изображений, указывающих длину  и объем бедер для каждого  номера, применяются для колготок. 

     Эксплуатационные знаки — знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров.

Такие знаки  наносят на этикетки, ярлыки, бирки, упаковку, контрольные ленты или  непосредственно на товар. Многие эксплуатационные знаки для текстильных изделий настолько наглядны, что даже без особых пояснений ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.

Разновидность эксплуатационных знаков — знаки  управления, их можно встретить и  на сложнотехнических товарах, а также в эксплуатационных документах. Например, на некоторых электроутюгах разные режимы глаженья обозначают одной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах.

Информация о работе Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами