Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Товароведение - наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

Допустимы различные  способы нанесения штриховых  кодов, они могут наноситься на упаковку или этикетки изделия типографским способом в процессе их изготовления (например, сигаретные пачки, этикетки на бутылках), или могут быть напечатаны на этикетках с клеящейся основой. Расположение штрихового кода на изделии  должно обеспечивать возможность его  беспрепятственного считывания.

     Кроме маркировки, носителями товарной информации выступают технические документы, которые в зависимости от назначения подразделяют на товарно-сопроводительные (товарно-сопроводительные накладные, счет-фактуры, качественные удостоверения, сертификаты соответствия и др.) и эксплуатационные (паспорта, руководства по эксплуатации и др.) документы. 

Общие требования к информации о товарах. В соответствии с законом "О защите прав потребителей" информация о товаре должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Информация может  быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика может излагаться на государственных  языках субъектов Российской Федерации  и языках народов РФ. 

Информация  о непродовольственных  товарах

Требования к  содержанию информации о непродовольственных  товарах регламентируются стандартами  на группу товаров, а также на отдельные  их виды. Информация должна включать следующие сведения: наименование товара; наименование страны-изготовителя; наименование фирмы-изготовителя (может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита) с указанием адреса; основное (или функциональное) назначение товара или область его применения; правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации, захоронения, уничтожения (при необходимости);

основные потребительские  свойства или характеристики; данные об обязательной сертификации, которая наносится в виде знака соответствия.

     В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель и/или продавец может дополнить обязательную информацию такими данными, как: масса нетто, основные размеры, объем или количество;

состав (комплектность); товарный знак (торговая марка) изготовителя (при наличии); дата изготовления; срок годности (или службы); обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (обязательно для товаров отечественного производства); информация о добровольной сертификации (при наличии); информация о знаке соответствия товара требованиям государственных стандартов (при наличии); штриховой код товара (при наличии); специфическая информация для потребителя (при необходимости). 

Наименование  товара должно соответствовать государственным  стандартам РФ и общероссийским классификаторам  технико-экономической информации.

Товары, не являющиеся традиционными для России и поступающие  по импорту, должны иметь наименования, соответствующие международным, региональным или национальным стандартам, а при  их отсутствии — наименования, применяемые  в стране-изготовителе.

     Наименование страны-изготовителя указывается по названию, принятому в ООН. Если товар, изготовленный в одной стране, проходит в другой стране технологическую обработку, которая изменяет его свойства и/или превращает в конечное готовое изделие, то при нанесении информации эта другая страна должна рассматриваться как страна-изготовитель данного товара.

Если же изготовитель товара не является одновременно упаковщиком  и/или экспортером, то наряду с наименованием  изготовителя должны быть указаны упаковщик  и/или экспортер и их юридические  адреса.

     Основное (или функциональное) назначение отечественного товара, его потребительские свойства или характеристики, область применения, правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования, ремонта, утилизации и др. должны сообщаться потребителю в соответствии с требованиями нормативного или технического документа на конкретный вид товара. Например, информация о кожаной обуви должна содержать сведения о таких основных ее потребительских характеристиках, как вид материалов верха, подошвы и подкладки; цвет материала верха; размер и полнота обуви. Практически всегда должно указываться назначение парфюмерно-косметических товаров, например, водостойкая тушь для ресниц, шампунь от перхоти, увлажняющий крем для лица, солнцезащитный крем для тела и пр. Назначение может не указываться в том случае, если это очевидно, например, мыло туалетное, зубная паста. Если в наименовании изделия указывается его назначение, то изготовитель также несет за это ответственность.

Масса нетто, основные размеры, объем и количество товара должны указываться в международной системе единиц (СИ). Допускается не указывать массу или объем на изделиях массой менее 5 г или объемом менее 5 мл.

Состав (комплектность) товара должны быть представлены в  виде перечня с наименованием "Состав" или "Комплектность".

Товарный знак (торговая марка) изготовителя проставляется  непосредственно на товарах, таре или  на ярлыках и этикетках.

С учетом особенностей конкретных товаров в информации о них указывают срок хранения и срок годности (службы) или только срок годности (службы) товара.

Изготовитель  должен указывать срок годности, если данный товар включен в утвержденный правительством РФ "Перечень товаров, для которых установление срока  годности обязательно".

Для товаров  с практически неопределенными  длительными (многолетними) сроками  хранения сроки их годности или сроки  хранения в информации для потребителя  не указывают, а устанавливают в  договоре купли-продажи.

Срок годности (или службы) исчисляют с даты изготовления и указывают непосредственно  на товаре, транспортной или потребительской  таре с использованием одной из типовых  формулировок: "Годен в течение … (дней — месяцев — лет)" или "Годен до … (день — месяц — год)", "Использовать до … (день — месяц — год)", "Срок службы… (лет — часов — циклов)". Если товар упаковывают в транспортную или иную тару, в которой он будет предложен потребителю, то дату изготовления необходимо дополнить датой упаковки этого товара, которая проставляется на транспортной или потребительской таре. 

В информации на отечественную продукцию должна приводиться ссылка на нормативную  или техническую документацию, в  соответствии с требованиями которой  она была произведена. 

Информация о  добровольной сертификации товара наносится  в виде знака соответствия, принятого  в конкретной официально зарегистрированной системе добровольной сертификации.

Штриховой код  товара наносят на товар, тару и/или  упаковку по правилам, установленным  Европейской ассоциацией товарной нумерации (EAN). 

Товар может  сопровождаться специфической информацией, например, рекламной информацией, характеризующей  особые свойства или преимущества данного  товара по сравнению с товарами-аналогами, лицензионными знаками, знаками  экономичности, повышенной безопасности и пр. Так, к информации, характеризующей  специфические свойства изделий, можно  отнести жесткость щетины для  зубных щеток, тип зубных нитей и  зубочисток (вощеные, деревянные, с  фторидом) и пр. Для парфюмерно-косметических  товаров обязательно указание условий  хранения (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.). 

Информация о  товаре располагается в одном  или нескольких удобных для прочтения  местах, при этом следует размещать  информацию всегда в одних и тех  же местах единицы товара, тары, упаковки. 

При небольших  размерах единиц тары или упаковки, на которых технически сложно разместить текст необходимой информации полностью, а также на сувенирных и подарочных изделиях, допускается данные о товаре или часть из них размещать  на открытке, листе-вкладыше, прилагаемом  к каждой единице тары, упаковки, групповой упаковке или в сопроводительной документации к поставляемому товару. 
 
 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ЗНАКИ 

Это обозначения, наносимые на упаковку или товар, информирующие:

- о фирме (товарные  знаки или знаки обслуживания);

- о соответствии  товара нормативным документам (знаки  соответствия, сертификационные знаки);

- о содержании  отдельных компонентов;

-о правилах  использования товара и способах  обращения с грузами при транспортировке  (манипуляционные знаки);

- о риске,  возникающем при использовании,  хранении, перевозке и утилизации  опасных веществ и материалов (предупредительные символы);

- экологические  знаки. 

Порядок присвоения и правила нанесения информационных знаков устанавливаются стандартами  или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут  выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, свет, форма  изделия или его упаковка. 

О ВАЖНОСТИ МАРКИРОВКИ

Всем знаком дискомфорт, причиняемый отсутствием  необходимой информации о товаре, а особенно продуктах питания. Мы явно не будем приобретать товары, если не будем знать их основные характеристики. За полноценность любого товара на рынке отвечает маркировка. 

С одной стороны, маркировка – это процесс нанесения  нужной информации на товар или упаковку. Процесс осуществляется благодаря  маркиратору. Если говорить доступным языком, маркиратор – это принтер, печатающий на продукте.

В зависимости  от потребности в нанесении той  или иной информации, маркиратор программируется и осуществляет поставленные перед ним задачи. Существуют как универсальный маркиратор, который может наносить информацию на разные поверхности, так и узкоспециализированный для определённого вида продукта. Поэтому с другой стороны, маркировка – это и сама информация о товаре. Это своего рода послание производителя покупателю. Маркировка может быть на упаковке, этикетке или на самом товаре.

Особое значение маркировка приобретает в России. Слишком часто каждый из нас сталкивался  с некачественной продукцией. Поэтому  хочется быть максимально осведомлённым  в отношении приобретаемого товара. Маркировка должна быть безупречно качественной в плане исполнения и предоставлять  исчерпывающую информацию. Самая  типовая маркировка – это информация о времени и дате выпуска, конечном сроке реализации, номере продукта и номере партии. В последнее время  многие компании уделяют внимание нанесению  и другой информации на свой продукт. Всё чаще можно видеть такие маркировочные  знаки, как логотип, штрих- код, знаки  и графические рисунки, защищающие товар от подделки. С помощью маркировки можно указать призы и победы продукта. Существует ещё и многострочная  маркировка, которая может заменить этикетку. Необычная маркировка выделяет товар из линейки аналогичных  продуктов. Маркировка должна быть на любой продукции не зависимо от назначения. Она нужна всем и товару, и покупателю, и производителю.

     Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ). Эти составные элементы различаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.

     Текст как форма письменной информации — наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая.

Элементы маркировки

Текст 50-100 %

Рисунок 0-50 %

Информационные знаки (ИЗ) 0-30 %

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей — торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается, как правило, высокой степенью доступности и выполняет в основном эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Хотя бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями информационных знаков являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация информационных знаков бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

Информационные  знаки (ИЗ) — условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.

     Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.

Выразительность и наглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т. п.

Информация о работе Связь товароведения с различными науками и научными дисциплинами