Связь педогогики с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:05, реферат

Описание работы

Педагогика и психология изучают очень близкие, тесно между собой связанные предметы: предметом психологии являются психические процессы и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии - непременное условие успешности педагогических исследований и практической педагогической работы. В самом деле, можно ли эффективно развивать память или исследовать пути и способы развития памяти, не зная сущности процессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?

Работа содержит 1 файл

7 Связь педагогики с другими.doc

— 20.50 Кб (Скачать)

7. Связь педагогики  с другими науками  
 

 Педагогика  и психология изучают очень  близкие, тесно между собой  связанные предметы: предметом психологии  являются психические процессы  и состояния (память, мышление, воля, характер и др.); педагогика изучает  процесс, в котором развиваются и формируются память, воля, характер и др. Можно сказать, что педагогика в известной мере является продолжением психологии. Знание психологии - непременное условие успешности педагогических исследований и практической педагогической работы. В самом деле, можно ли эффективно развивать память или исследовать пути и способы развития памяти, не зная сущности процессов, на которых основано свойство нервной системы сохранять и воспроизводить информацию?

 Психология  изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Это предмет возрастной и педагогической психологии. Естественно, что знание ее основ -необходимое условие как практической, так и научной педагогической деятельности. Характерно, что наиболее значительных успехов в педагогике достигли те ученые, которые строили свои исследования на психологических основах (например, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.). Интересен в этом плане пример научной и практической деятельности известного советского педагога П.П.Блонского. В статье «Как я стал педагогом» он пишет, что к педагогике пришел от психологии и что стремление углубить (уже педологические) исследования заставляет все более углубляться в психологию. Но это, как писал Блонский, не отход от педагогики, а наоборот, это лучше подготовит к педагогике и поможет выяснить самый интересный вопрос: что такое воспитание?

 Педагогика  связана также с этнографией  - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К.Д.Ушинский  

 сформулировал  как один из важнейших принцип  народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих  пор никто не выдвинул против  этого положения принципиальных  возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций. На практике дело обстоит гораздо сложнее. В учебных книгах по педагогике трудно найти сколько-нибудь последовательные сведения о национальном своеобразии тех или иных педагогических систем в нашей стране и за рубежом, их сравнительный анализ. Сегодня интерес к этническим проблемам в педагогике возрастает. В педагогических вузах преподается предмет «Этнопедагогика». Весьма энергично развивается сравнительная педагогика. Устремление к экономической интеграции стран Западной Европы определяет интерес к объединению исследований в создании близких или даже общих по структуре и требованиям к подготовке учащихся систем народного образования.

 Значительное  влияние на развитие педагогики оказывают социология, экономика, кибернетика и другие науки. В частности, социология как наука об обществе, социальных процессах, общественных группах дает для педагогики важные сведения о влиянии социальной среды на человека, о взаимоотношениях людей в группах, что позволяет выявить воспитательные возможности групповых отношений.

 Связи педагогики  с экономикой выросли в развитие  целой научной отрасли - экономики  народного образования. Ее задачами  является исследование уровня  финансовых и материально-технических затрат на развитие различных типов учебных заведений, определение оптимального количества средств, необходимых для обучения ученика в школе (путем определения наполняемости классов, числа учащихся в школах, стоимости оборудования, оплаты труда, определения экономической эффективности используемых средств и др.).

 Повсеместное  внедрение в народное хозяйство  кибернетики и открытие возможностей  ее использования в учебном  процессе обусловили тесную связь  с ней педагогики, задача которой, во-первых, определить то, чему можно и нужно в этой области учить детей, готовя их к жизни в условиях современного кибернетизируемого производства; во-вторых, выявить возможности и разработать эффективные методы использования кибернетики в самом учебно-воспитательном процессе (методика использования обучающих машин, создание учебных программ и др.).

 Тесно связана  педагогика с историей. В структуре  системы педагогических наук  есть даже такая дисциплина - история  педагогики, наука об истории  развития педагогических идей и теорий.

22

 Схема 2  

 Связь педагогики  с собственно историей предполагает, прежде всего, обязательный учет  исторических особенностей развития  общества при исследовании проблем  обучения и воспитания, анализе  идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Подлинно научная теория, обоснованные научные рекомендации тем и отличаются от прожектерства, что учитывают особенности конкретных исторических условий, в которых изучаемое педагогическое явление происходит и в которых будут применяться научные рекомендации. Разработки, осуществляемые с учетом исторического опыта, по-настоящему жизненны, в наиболее полной мере отражают потребности современности.

 Приведенные  примеры связи педагогики с  другими науками, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Фактически нет такой науки, которая не оказывала бы влияния на развитие педагогики (схема 2). С другой стороны, следует отметить и обратное влияние педагогики на развитие других наук. Фундаментальные педагогические теории (классно-урочной системы, принципов обучения, воспитания в коллективе и др.) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие психологии и социологии, философии и истории и других наук, в том числе и естественных. Важнейшие достижения педагогики вошли составной частью в сокровищницу мировой культуры.

Информация о работе Связь педогогики с другими науками