Наука и научное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:54, доклад

Описание работы

Существуют многообразные способы и формы чувственной, рассудочной и разумной познавательной деятельности человека. По природе своей чувственность, рассудок и разум содержат способность и возможность универсального (целостного), а одновременно и дифференцированного (раздельного) познания окружающего мира. Универсализм человеческого познания обусловлен общими целями освоения духовных и практических основ жизни человека: определением единого практического отношения человека к миру, необходимостью типизации различных форм практики, способностью человека формировать общую единую картину мира, отражающую системность бытия

Работа содержит 1 файл

1. Наука и научное познание.docx

— 21.15 Кб (Скачать)

Наука и  научное познание

 
15-09-2010, 16:29. Разместил: social

Существуют многообразные  способы и формы чувственной, рассудочной и разумной познавательной деятельности человека. По природе  своей чувственность, рассудок и  разум содержат способность и  возможность универсального (целостного), а одновременно и дифференцированного (раздельного) познания окружающего  мира. Универсализм человеческого познания обусловлен общими целями освоения духовных и практических основ жизни человека: определением единого практического  отношения человека к миру, необходимостью типизации различных форм практики, способностью человека формировать  общую единую картину мира, отражающую системность бытия. Дифференцированность познания имеет свои основания: необходимость изучения отдельных объектов бытия, их признаков и элементов содержания, многообразие практической жизни людей и проявлений их духовности.  
 
В современном обществе сложились две основные формы познавательной деятельности: повседневно-практическое и научное познание. Повседневно-практическое познание сопровождает всю нашу жизнь, оно бывает чувственным, абстрактным, эмпирическим, теоретическим, интуитивным и т.п. Научное познание более систематизировано, осуществляется по особой методологии и методике, с использованием соответствующих методов и форм, закрепляется в понятиях и теориях.  
 
Наука и научное познание представляют собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Наука - это особое явление и институт общества. Наука предназначена для добывания аргументированных теоретических знаний и разработки технологий, их внедрения в практику. Она является особой формой интеллектуального труда, системой деятельности по производству достоверного (точного) знания. Общим объектом науки выступает система "человек - мир". В этом объекте частные науки выделяют и исследуют отдельные стороны и элементы бытия: космос, общество, человек, история и т.д. Предметом каждой науки являются те наиболее важные и существенные стороны объекта познания, его признаки и свойства, которые интересуют данную науку, а знания о которых необходимы обществу и человеку.  
 
Научное познание имеет своеобразную природу и признаки.  
 
1. Наука нацелена на получение объективного (достоверного) знания об объекте и предмете познания. Она стремится не допускать привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет реальность беспристрастного исследования.  
 
2. Научное познание является абстрактно-аналитическим и конструктивно-синтетическим. С помощью анализа изучаемый объект мысленно расчленяется на отдельные составляющие (стороны, свойства, функции и т.д.). Благодаря же синтезу из знаний об отдельных сторонах объекта складывается его целостный и объемный образ. Таким путем формируется конкретное и развернутое теоретическое знание об объекте.  
 
3. Научному познанию присущ также системный характер. Чувственно-наглядные образы подвергаются рациональной обработке (осмыслению), возникает систематизированное и концептуальное знание об объекте и его существенных свойствах. В ходе дальнейшего познания складываются такие сложные системы знания, как научная теория, научная картина мира.  
 
4. Для науки характерно применение своих методов исследования. Они представляют собой правила и приемы, принципы и процедуры, которыми владеет и пользуется субъект познания.  
 
5. Научное познание - это деятельность особого рода, требующая от исследователя соответствующих качеств и навыков. Ею занимаются специальные группы людей - ученые, научные коллективы и сообщества. Наука представляет собой, как это очевидно, специализированный вид общественной деятельности, который осуществляется индивидами, а реализуется, в конечном счете, всегда коллективно, совместными усилиями многих исследователей.  
 
6. Научное познание нацелено на изучение не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что будет или может быть в будущем. Всякая серьезная наука всегда есть и футурология ("взгляд в будущее"), которая предвещает грядущие события и процессы, что особенно важно для общественной жизни.


 

«Наука. Научное познание»


План: 
1. Понятие и свойства науки 
2. Особенности научного познания 
3. Формы и методы научного познания.

1. Уровни познания, определения  науки.

Изначально есть два способа  постижения мира: вера и познание. 
Познание в процессе развития принимает следующие уровни:

  • Обыденное познание; 
    Так или иначе, обладают все
  • Теоретическое познание; 
    Например, школа. Более серьезное познание.
  • Научное познание;
  • Философское осмысление реальности.

Научное познание

Наука – форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о мире. 
Наука – система теоретических, объективных знаний о мире; процесс и продукт творческой деятельности людей. 
Наука – система теоретических знаний, фундаментом и основанием которой являются принципы и законы.

2. Наука.

Чем является наука? Что представляет собой, как общественное явление? 
Наука – система теоретических знаний. 
Наука – форма общественного сознания. 
Наука – социальный институт. 
Наука – сфера общественной деятельности. 
Наука сегодня играет важную роль не только в производстве, но и в управлении.

  1. Научное познание есть способ адекватного истинного познания мира, его структуры, связей, принципов, законов.
  2. Основная задача научного познания – выявление объективных законов природных, социальных и познавательных процессов познавательной деятельности.
  3. Цель научного познания – истина.
  4. Основой истинного знания является его объективность.

3. Особенности научного познания

Особенностью современной  науки является то, что она обеспечивает производство. Сегодня наука опережает  развитие практики, так и должно быть. Все же не стоит забывать что причиной развития науки является практика. 
Развитие научного знания и внедрение науки в производство приводит к научно техническим революциям.

Научному познанию присущи:

  1. Системность
  2. Логичность
  3. Доказательность
  4. Обоснованность
  5. Достоверность в выводах.

В XIX веке сложилось философское  направление - позитивизм (философия  науки). 
Его третья форма, неопозитивизм, утверждает, что научное знание могут дать только частные науки. Истинным, знание, может быть признано только тогда, когда оно опирается на эмпирический базис. Основой познания является опыт, эксперимент. 
Вводится принцип верификации, т.е. подтверждаемости соответствия знаний опыту.

4. Фальсификация, уровни научного  познания

Позже появляется такая мысль: основой научного знания является принцип  фальсификации, т.е. опровержения. Заключается  в том, что выдвигается гипотеза и все ученые должны её опровергать. 
Появляется идея роста научного знания и отделения его от знания ненаучного. 
 
Уровни научного познания 
В научном познании существует два основных уровня:

1. Эмпирический 
Эмпирическое познание опирается на опыт. Это знания фактические, получаемые путем наблюдений, экспериментов. В т.ч. есть некоторая доля логического упорядочивания. 
2. Теоретический. 
Способ постижения сущности, принципов законов. Знания, сформировавшиеся на основое логического мышления, абстрактных суждений и размышлений.

5. Формы научного познания

  1. Научный факт. 
    Начальная форма исследования. В научном факте отображаются определенные события, явления, процессы, происходящие реально.
  2. Научная проблема. 
    Формулировка, постановка идеи, требующие четкого логического обоснования.
  3. Научная гипотеза. 
    Гипотеза – предположительное знание. Происходит её логическое осмысление. Должна опираться на конкретные факты.
  4. Научная идея. 
    Это уже концептуальные знания. 
    Концепция – основополагающая мысль, выражающая сущность идеи, теории, концентрация содержания, смысла. Основная точка зрения, ведущая идея.
  5. Научная теория. 
    Теория – система, логически обоснованных концептуальных идей.
  6. Наука. 
    В данном случае это система знаний, теорий. Фундаментом являются принципы и законы.

6*. Научные методы (не уверен, что  удобно рассказывать, вопрос можно проигнорировать)

Метод – определенное средство и способ исследования. 
Методика – порядок применения выбранных методов. 
Методология – способ получения знаний, достижения истины, опирающихся на принципы и законы.

Системы методов:

  • Всеобщий диалектический
    • Принцип всесторонности
    • Принцип связи
    • Принцип развития
  • Методы имперического познания
    • Научные наблюдения и описания
    • Эксперимент
    • Измерения и сравнения
  • Методы теоретического знания
    • Абстрагирование
    • Восхождение от абстрактного к конкретному
    • Идеализация, мысленный эксперимент
    • Формализация (выражение в символах)
    • Аксиоматический метод
    • Гипотетический метод
  • Общие научные методы
    • Анализ и синтез
    • Индукция и дедукция
    • Аналогия и моделирование


Информация о работе Наука и научное познание