Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются:
обзор нормативной документации по тропическим плодам;
оценка органолептических показателей качества плодов и методы их определения;
изучение химического состава данной продукции;
анализ потребительского рынка тропических плодов;
экспертиза качества данного вида продукции в торговом предприятии;
определение различных физико-химические показателей качества тропических плодов в соответствии с требованиями стандартов;
анализ информации для потребителей.
ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1. Литературный обзор………………………….…..…………….5
1.1. Нормативные документы, используемые для оценки качества тропических плодов………………………………………………………………5
1.2. Органолептические показатели качества тропических плодов и методы их оценки………………………………………………………………..15
1.3. Химический состав, пищевая ценность и потребительские свойства тропических плодов……………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. Практическая часть…………………………………………....32
2.1. Анализ потребительского рынка и экспертиза тропических плодов…………………………………………………………………………….32
2.2. Экспертиза тропических плодов в торговом предприятии………...35
ГЛАВА 3. Экспериментальная часть………………………………….…39
3.1. Цель работы, объекты и методы исследования……………..………39
3.2. Выделение объединенной пробы тропических плодов и определение хозяйственно-ботанических сортов объединенной пробы плодов………………………………………………………………………...…..39
3.3. Определение физико-химических показателей качества тропических плодов в соответствии с требованиями стандарта……………..42
3.4. Анализ информации о тропических плодах для потребителей в соответствии с ГОСТ Р 51074-2000……………………………………...……..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
С – молярная концентрация титрованного раствора, моль / л;
m – молярная масса, г / моль, равная для: яблочной кислоты 67,0;
V0 – объем, до которого доведена навеска, см3;
V1 – объем фильтрата, взятого и титрования, см3.
Определение витамина С йодометрическим методом.
Проводят в соответствии с ГОСТ 24556 – 89.
5-10 грубо измельченного продукта заливают в ступке 1%-ным раствором соляной кислоты (не более 20 см3), растирают до однородной массы и переносят в мерную колбу емкостью 100 см3. смывают ступку и доводят раствор до метки 2%-ным раствором метафосфорной кислоты, оставляют стоять 10 мин и быстро фильтруют в сухую колбу. Затем отбирают в колбочки три параллельные пробы, добавляют маленький кристаллик йодистого калия и несколько капель 1%-ного раствора крахмала и оттитровывают из бюретки 0,001н раствором йодида калия до появления фиолетового окрашивания.
Если определяют аскорбиновую кислоту в темноокрашенных растворах, то рядом ставят третью колбу для сравнения окраски. Даже в интенсивно розовых растворах ясно проявляется фиолетовая окраска, появляющаяся от одной капли йода с крахмалом.
1см
0,001н раствора йодида калия
соответствует 0,088 мг аскорбиновой
кислоты. Раствор йодида калия
удобно приготовить из
Одним из преимуществ раствора йодида калия взамен 2,6 - дихлорфенолиндофенола является его устойчивость. Кроме того, нет необходимости ежедневно проверять титр, как это требуется для раствора краски 2,6 – дихлорфенолиндофенола.
Содержание
аскорбиновой кислоты рассчитывают
по формуле:
X
= (V*T*M*V1*100) / A*V2,
где
V – количество 0,001н раствора йодида калия, израсходованного на титрование вытяжки, см3;
Т – 0,088 мг аскорбиновой кислоты, соответствующей 1 см3 0,001н раствора йодида калия;
V1 - общий объем водной вытяжки, см3;
100 – пересчет в мг %;
А – навеска исследуемого продукта, г;
V2 – объем вытяжки, взятой для титрования, см3.
Определение витамина В2 люминофвоавиновым методом.
Проводят в соответствии с ГОСТ 25999 – 83.
В колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 анализируемого гидролизата, в другую – 100 см3 контрольного опыта. В обе колбы прибавляют по 2 см3 раствора серной кислоты. Затем пипеткой с делениями по каплям при постоянном перемешивании прибавляют раствор марганцовокислого калия до слабо-розового окрашивания, не исчезающую в течении одной минуты. Избыток розового окрашивания устраняют прибавлением по каплям раствора перекиси водорода. Отмечают израсходованные объемы растворов марганцовки и перекиси водорода. Полученный раствор переносят в делительную воронку вместимостью 250 см3, прибавляют 30 – 50 см3 хлороформа и встряхивают 0,5 мин. Хлороформный слой удаляют, а водный экстракт используют для анализа.
Облучение экстракта и получение люминофлавина.
В две колбы вместимостью 100 см3 каждая прибавляют по 20,0 см3 анализируемого экстракта, в третью – экстракт контрольного опыта. В колбу с анализируемым экстрактом прибавляют 2,0 см3 стандартного раствора рибофлавина с массовой концентрацией 0,001 г/л и затем во все колбы по 4,0 см3 раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией с NaOH = 1 моль/л. Содержимое перемешивают, колбы закрывают пришлифованными пробками и облучают светом электролампы мощностью 100 – 200 Вт с расстояния 30 см в течении 40 мин.
Температура раствора должна быть от 15 до 25 0С. После облучения в колбы прибавляют по 4,0 см3 ледяной уксусной кислоты, перемешивают, прибавляют по 20,0 см3 хлороформа и снова перемешивают в течении 0,5 мин. Содержимое колб переносят в делительные воронки вместимостью 50 см3 и после расслаивания хлороформный раствор фильтруют в кюветы для измерения интенсивности флуоресценции. Для обезвоживания хлороформного раствора на воронке с фильтратом помещают около 2,5 г безводного сернокислого натрия.
После
этого измеряют интенсивность флуоресценции
сначала раствора с добавкой рибофлавина,
затем без добавки и
Массовую
долю витамина В2 в процентах определяют
по формуле
X
= [(А – А1) – (С – С1)]*b*V*100 / [(Д
– Д1) – (А – А1)]*V1*m,
где
А
– интенсивность флуоресценции
раствора анализируемой пробы до
прибавления гидросульфата
А1 – интенсивность флуоресценции раствора анализируемой пробы после прибавления гидросульфата натрия;
С – интенсивность флуоресценции раствора контрольного опыта до прибавления гидросульфата натрия;
С1 – интенсивность флуоресценции раствора контрольного опыта после прибавления гидросульфата натрия;
Д – интенсивность флуоресценции раствора анализируемой пробы добавкой рибофлавина до прибавления гидросульфата натрия;
Д1 – интенсивность флуоресценции раствора анализируемой пробы с добавкой рибофлавина после прибавления гидросульфата натрия;
b – масса рибофлавина в стандартном растворе рибофлавина, добавленной в гидролизат анализируемой пробы, г;
V – общий объем гидролизата, см3;
V1 – объем гидролизата, взятый для окисления, см3;
m – масса навески продукта, г.
За
окончательный результат
3.4.
Анализ информации о
тропических плодах
для потребителей в
соответствии с ГОСТ
Р 51074-2000.
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2000 на упаковке тропических плодов, представленных в торговом зале предприятия торговли должна присутствовать следующая информация:
- наименование продукта;
- наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- масса нетто или количество продукта;
- указание на особые способы обработки продукта (при необходимости);
- сведения рекламного характера (при необходимости);
- условия хранения (при необходимости);
- обозначение нормативного или технического документа, которому соответствует продукт;
- информация о сертификации.
Для неупакованных свежих тропических плодов указанная выше информация должна быть представлена в торговом зале.
На основе проведенного исследования ассортимента тропических плодов и информации о них в торговых залах различных предприятий торговли получены следующие данные:
Таблица 8. Фактическое содержание требований к маркировке в торговых залах магазинов
Требования к маркировке | Магазины | |||
«Народный» | «Бахетле» | «Эдельвейс» | «Пятерочка» | |
наименование продукта | + | + | + | + |
наименование, местонахождение изготовителя | - |
+ |
+ |
+ |
товарный знак | + | + | + | + |
масса нетто | + | + | + | + |
сведения рекламного характера (при необходимости) | - |
+ |
- |
+ |
условия хранения | + | + | + | + |
обозначение нормативного или технического документа | + |
+ |
+ |
+ |
На основе проделанного анализа можно сделать вывод о том, что информация для потребителя о тропических плодах, имеющаяся в торговом зале магазинов является полной. Трудностью в ее получении состоит в том, что тропические плоды, реализуемые в предприятиях торговли, в большинстве случаев являются неупакованными и информация на этикетках является неполной. На этикетках и ценниках, в основном, указывается наименование продукта, наименование изготовителя, масса нетто, цена за единицу продукта, дата поступления товара в магазин. Для получения полной информации о плодах необходимо либо искать ее в «Уголке защиты прав потребителя», либо спрашивать у продавцов соответствующую нормативную документацию. В данных магазинах вся необходимая нормативная документация в торговых залах присутствует.
Анализ информации для потребителя можно рассмотреть на примере бананов, реализуемых в супермаркете «Бахетле»:
- наименование продукта – бананы;
- наименование, местонахождение изготовителя – Эквадор;
- товарный знак – присутствует (Favorita);
- масса нетто – 1 кг;
- сведения рекламного характера (при необходимости) – рекламный плакат фирмы-поставщика;
- условия хранения - хранить в прохладном сухом месте при температуре (18±3) 0С и относительной влажности воздуха не более 75%;
-
обозначение нормативного документа –
ГОСТ Р 51603 –2000.
ВЫВОДЫ
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1 Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283 с.
2 В. В. Шевченко, И. А. Ермилова и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 544 с.