Сравнительная характеристика химического состава и пищевой ценности тропических плодов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
обзор нормативной документации по тропическим плодам;
оценка органолептических показателей качества плодов и методы их определения;
изучение химического состава данной продукции;
анализ потребительского рынка тропических плодов;
экспертиза качества данного вида продукции в торговом предприятии;
определение различных физико-химические показателей качества тропических плодов в соответствии с требованиями стандартов;
анализ информации для потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………...………3
ГЛАВА 1. Литературный обзор………………………….…..…………….5
1.1. Нормативные документы, используемые для оценки качества тропических плодов………………………………………………………………5
1.2. Органолептические показатели качества тропических плодов и методы их оценки………………………………………………………………..15
1.3. Химический состав, пищевая ценность и потребительские свойства тропических плодов……………………………………………………………..27
ГЛАВА 2. Практическая часть…………………………………………....32
2.1. Анализ потребительского рынка и экспертиза тропических плодов…………………………………………………………………………….32
2.2. Экспертиза тропических плодов в торговом предприятии………...35
ГЛАВА 3. Экспериментальная часть………………………………….…39
3.1. Цель работы, объекты и методы исследования……………..………39
3.2. Выделение объединенной пробы тропических плодов и определение хозяйственно-ботанических сортов объединенной пробы плодов………………………………………………………………………...…..39
3.3. Определение физико-химических показателей качества тропических плодов в соответствии с требованиями стандарта……………..42
3.4. Анализ информации о тропических плодах для потребителей в соответствии с ГОСТ Р 51074-2000……………………………………...……..47
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51

Работа содержит 1 файл

Сравнительная характеристика химического состава и пищевой ценности тропических плодов.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

     С – молярная концентрация титрованного раствора, моль / л;

     m – молярная масса, г / моль, равная для: яблочной кислоты 67,0;

     V0 – объем, до которого доведена навеска, см3;

     V1 – объем фильтрата, взятого и титрования, см3.

     Определение витамина С йодометрическим методом.

     Проводят  в соответствии с ГОСТ 24556 – 89.

     5-10 грубо измельченного продукта  заливают в ступке 1%-ным раствором  соляной кислоты (не более 20 см3), растирают до однородной массы и переносят в мерную колбу емкостью 100 см3. смывают ступку и доводят раствор до метки 2%-ным раствором метафосфорной кислоты, оставляют стоять 10 мин и быстро фильтруют в сухую колбу. Затем отбирают в колбочки три параллельные пробы, добавляют маленький кристаллик йодистого калия и несколько капель 1%-ного раствора крахмала и оттитровывают из бюретки 0,001н раствором йодида калия до появления фиолетового окрашивания.

     Если  определяют аскорбиновую кислоту в  темноокрашенных растворах, то рядом  ставят третью колбу для сравнения  окраски. Даже в интенсивно розовых растворах ясно проявляется фиолетовая окраска, появляющаяся от одной капли йода с крахмалом.

     1см 0,001н раствора йодида калия  соответствует 0,088 мг аскорбиновой  кислоты. Раствор йодида калия  удобно приготовить из фиксонала,  получая сначала 0,1н раствор, из которого по мере надобности приготавливают 0,001н раствор.

       Одним из преимуществ раствора  йодида калия взамен 2,6 - дихлорфенолиндофенола  является его устойчивость. Кроме  того, нет необходимости ежедневно  проверять титр, как это требуется  для раствора краски 2,6 – дихлорфенолиндофенола.

     Содержание  аскорбиновой кислоты рассчитывают по формуле: 

     X = (V*T*M*V1*100) / A*V2, 

     где

     V – количество 0,001н раствора йодида калия, израсходованного на титрование вытяжки, см3;

     Т – 0,088 мг аскорбиновой кислоты, соответствующей 1 см3 0,001н раствора йодида калия;

     V1 - общий объем водной вытяжки, см3;

     100 – пересчет в мг %;

     А – навеска исследуемого продукта, г;

     V2 – объем вытяжки, взятой для титрования, см3.

     Определение витамина В2 люминофвоавиновым методом.

     Проводят  в соответствии с ГОСТ 25999 – 83.

     В колбу вместимостью 250 см3 помещают 100 см3 анализируемого гидролизата, в другую – 100 см3 контрольного опыта. В обе колбы прибавляют по 2 см3 раствора серной кислоты. Затем пипеткой с делениями по каплям при постоянном перемешивании прибавляют раствор марганцовокислого калия до слабо-розового окрашивания, не исчезающую в течении одной минуты. Избыток розового окрашивания устраняют прибавлением по каплям раствора перекиси водорода. Отмечают израсходованные объемы растворов марганцовки и перекиси водорода. Полученный раствор переносят в делительную воронку вместимостью 250 см3, прибавляют 30 – 50 см3 хлороформа и встряхивают 0,5 мин. Хлороформный слой удаляют, а водный экстракт используют для анализа.

     Облучение экстракта и получение люминофлавина.

     В две колбы вместимостью 100 см3 каждая прибавляют по 20,0 см3 анализируемого экстракта, в третью – экстракт контрольного опыта. В колбу с анализируемым экстрактом прибавляют 2,0 см3 стандартного раствора рибофлавина с массовой концентрацией 0,001 г/л и затем во все колбы по 4,0 см3 раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией с NaOH = 1 моль/л. Содержимое перемешивают, колбы закрывают пришлифованными пробками и облучают светом электролампы мощностью 100 – 200 Вт с расстояния 30 см в течении 40 мин.

     Температура раствора должна быть от 15 до 25 0С. После облучения в колбы прибавляют по 4,0 см3 ледяной уксусной кислоты, перемешивают, прибавляют по 20,0 см3 хлороформа и снова перемешивают в течении 0,5 мин. Содержимое колб переносят в делительные воронки вместимостью 50 см3 и после расслаивания хлороформный раствор фильтруют в кюветы для измерения интенсивности флуоресценции. Для обезвоживания хлороформного раствора на воронке с фильтратом помещают около 2,5 г безводного сернокислого натрия.

     После этого измеряют интенсивность флуоресценции  сначала раствора с добавкой рибофлавина, затем без добавки и контрольного опыта.

     Массовую  долю витамина В2 в процентах определяют по формуле 

     X = [(А – А1) – (С – С1)]*b*V*100 / [(Д – Д1) – (А – А1)]*V1*m, 

     где

     А – интенсивность флуоресценции  раствора анализируемой пробы до прибавления гидросульфата натрия;

     А1 – интенсивность флуоресценции раствора анализируемой пробы после прибавления гидросульфата натрия;

     С – интенсивность флуоресценции раствора контрольного опыта до прибавления гидросульфата натрия;

     С1 – интенсивность флуоресценции раствора контрольного опыта после прибавления гидросульфата натрия;

     Д – интенсивность флуоресценции  раствора анализируемой пробы добавкой рибофлавина до прибавления гидросульфата натрия;

     Д1 – интенсивность флуоресценции раствора анализируемой пробы с добавкой рибофлавина после прибавления гидросульфата натрия;

     b – масса рибофлавина в стандартном растворе рибофлавина, добавленной в гидролизат анализируемой пробы, г;

     V – общий объем гидролизата, см3;

     V1 – объем гидролизата, взятый для окисления, см3;

     m – масса навески продукта, г.

     За  окончательный результат принимают  среднее арифметическое двух последних  определений.  

     3.4. Анализ информации о тропических плодах для потребителей в соответствии с ГОСТ Р 51074-2000. 

     В соответствии с ГОСТ Р 51074-2000 на упаковке тропических плодов, представленных в торговом зале предприятия торговли должна присутствовать следующая информация:

     - наименование продукта;

     - наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места происхождения;

     - товарный знак изготовителя (при  наличии);

     - масса нетто или количество  продукта;

     - указание на особые способы обработки продукта (при необходимости);

     - сведения рекламного характера  (при необходимости);

     - условия хранения (при необходимости);

     - обозначение нормативного или технического документа, которому соответствует продукт;

     - информация о сертификации.

     Для неупакованных свежих тропических  плодов указанная выше информация должна быть представлена в торговом зале.

     На  основе проведенного исследования ассортимента тропических плодов и информации о них в торговых залах различных  предприятий торговли получены следующие  данные:

     Таблица 8. Фактическое содержание требований к маркировке в торговых залах магазинов

Требования  к маркировке Магазины
«Народный» «Бахетле» «Эдельвейс» «Пятерочка»
наименование  продукта + + + +
наименование, местонахождение изготовителя  
-
 
+
 
+
 
+
товарный  знак + + + +
масса нетто + + + +
сведения  рекламного характера (при необходимости)  
-
 
+
 
-
 
+
условия хранения + + + +
обозначение нормативного или технического документа  
+
 
+
 
+
 
+
 

     На  основе проделанного анализа можно  сделать вывод о том, что информация для потребителя о тропических плодах, имеющаяся в торговом зале магазинов является полной. Трудностью в ее получении состоит в том, что тропические плоды, реализуемые в предприятиях торговли, в большинстве случаев являются неупакованными и информация на этикетках является неполной. На этикетках и ценниках, в основном, указывается наименование продукта, наименование изготовителя, масса нетто, цена за единицу продукта, дата поступления товара в магазин. Для получения полной информации о плодах необходимо либо искать ее в «Уголке защиты прав потребителя», либо спрашивать у продавцов соответствующую нормативную документацию. В данных магазинах вся необходимая нормативная документация в торговых залах присутствует.

     Анализ  информации для потребителя можно  рассмотреть на примере бананов, реализуемых в супермаркете «Бахетле»:

     - наименование продукта – бананы;

     - наименование, местонахождение изготовителя – Эквадор;

     - товарный знак – присутствует (Favorita);

     - масса нетто – 1 кг;

     - сведения рекламного характера (при необходимости) – рекламный плакат фирмы-поставщика;

     - условия хранения - хранить в прохладном сухом месте при температуре (18±3) 0С и относительной влажности воздуха не более 75%;

     - обозначение нормативного документа – ГОСТ Р 51603 –2000. 

 

     ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
Список литературы
 

1 Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283 с.

2 В. В. Шевченко, И. А. Ермилова и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 544 с.

  1. Матюхин З. П. ,Королькова Э. П. Товароведение пищевых продуктов: Учебник для вузов. – М.: ИЭПО, 1998. – 272 с.
  2. Родина Г. Г ,Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов: Учебник для вузов. – М.: Колос, 1994 – 192с.
  3. СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Информация о работе Сравнительная характеристика химического состава и пищевой ценности тропических плодов