Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса

Автор: d*****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рын

Содержание

Содержание:
Введение 3

1. Потребительский спрос: экономическая сущность 4
1.1. Понятие и виды спроса 4
1.2. Закон спроса 6
1.3. Изменение спроса 8
1.4. Эластичность спроса 10
1.5. Связь спроса с предложением 14

2. Анализ и прогнозирование потребительского спроса 17

Заключение 30

Литература

Работа содержит 1 файл

Курсач теория Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     Основными источниками информации являются:

     -  отчетные и плановые балансы  денежных доходов и расходов  населения, разрабатываемые федеральными  и региональными статистическими  и экономическими органами;

     -      данные выборочных обследований  бюджетов домашних хозяйств, проводимые статистическими органами;

     -      данные о динамике цен на  потребительские товары и услуги, получаемые на основании проводимых  статистическими органами выборочных  наблюдений за ценами;

     -   данные статистической отчетности  о динамике показателей розничного товарооборота;

     -  нормы рационального потребления  основных продовольственных и  непродовольственных товаров.

     Весьма  полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие  оценивать и прогнозировать уровень  и структуру спроса в зависимости от уровня среднедушевых доходов населени. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тысяч домохозяйств на всей территории России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наименованиям потребительских товаров и услуг.

     Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:

     -     ориентация выборочного обследования  на средний слой населения,  который в последние годы тяготеет  к бедности, ведет к завышению  доли продовольственных товаров  в обжем объме продаж;

  • существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.

     Ранее эти проблемы решались на основе корректировки  указанных отклонений по данным статистики розничного товарооборота. Однако в 90-е  годы в связи с широким распространением неорганизованных форм закупки и потребительских товаров (около трети общего объема розничного товарооборота) статистика розничного товарооборота перестала выполнять роль надежного источника информации, в том числе и для корректировки данных бюджетной статистики. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствований прогнозирования потребительского спроса и всей организации товарного обращения является создание системы информации о производстве и обращении товаров и услуг.

     Создание  эффективного информационного обеспечения  функционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности и статистических наблюдений применяются для обобщающих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.

     Разрабатываемая на в т о р о м  э т  а п е гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения  о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.

     Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в  перспективе может включать предположения  о том, что:

  • рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;
  • будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
  • умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
  • развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.

     В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, выполняемых на т р  е т ь е м  у р о в  н е, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой – отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:

  • роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;
  • роста денежных доходов и расходов населения;
  • изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;
  • изменения численности населения, его социально-экономической и половозрастной структуры.

     Кроме перечисленных факторов общего порядка, учитывается влияние специфических  факторов, формирующих спрос на отдельные  группы товаров. Например, при расчете прогнозов спроса на товары длительного спроса необходим предварительный прогноз роста числа семей, уровня обеспеченности семей данными товарами, сроков их физического и морального износа и т.п. Следовательно, сущность прогнозирования потребительского спроса заключается в определении и синтезе комплекса факторов, формирующих основные тенденции его развития.

     Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы детерминированности и неопределенности его будущего развития, постольку  оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование потребительского спроса на ч е т в е р т о м  э т а п е завершается расчетами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде.

     Таковы  логика и содержание процесса прогнозирования  потребительского спроса. Выбор же конкретных методов его прогнозирования в значительной мере зависит от продолжительности периода прогнозирования и степени детализации или агрегирования потребительского спроса.

     В зависимости от продолжительности  периода прогнозирование потребительского спроса может быть краткосрочным (на 1-2 года), среднесрочным (на 3-5 лет) и долгосрочным (на срок выше 5 лет).

     В силу инерционности развития товарно-групповой  структуры потребительского спроса в течение краткосрочного периода  существенных изменений в действии основных факторов спроса не происходит. Поэтому краткосрочное прогнозирование базируется на широком использовании показателей выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, товарно-конъюнктурной информации и методов экономико-статистического моделирования динамики спроса.

     При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.

     При долгосрочном прогнозировании снижается  доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.

     В зависимости от степени детализации  или агрегированности структуры  спроса различают:

  • прогноз общего объема платежеспособного спроса;
  • прогноз макроструктуры спроса;
  • прогноз спроса на отдельные товары;
  • прогноз микроспроса.

     Прогноз общего объема платежеспособного спроса или расчет общей емкости рынка  на краткосрочную перспективу производится на основе разработки балансов денежных расходов и доходов населения. Среднесрочное прогнозирование может производиться с помощью небалансовых методов экономико-статистического моделирования динамики общего объема спроса.

     Прогноз макроспроса включает расчеты спроса в разрезе укрупненных групп товаров. Например, в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, а в составе продовольственных товаров  - в разрезе товаров растительного и животного происхождения и т.д. Прогноз макроструктуры спроса связан со стабильными процессами длительного действия и осуществляется с помощью экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – методов экспертных оценок и аналогий.

     Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.

     В современной практике применяются  различные подходы к прогнозированию  товарно-групповой структуры спроса: генетический, нормативный, эвристический, сравнительный. Каждый из них реализуется посредством определенных способов расчетов спроса, которые представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 Подходы и методы прогнозирования товарной структуры спроса

      Подходы к прогнозированию
      Методы  прогнозирования
      Генетический Экономико-статистические методы
      Нормативный Применение  рациональных форм потребления
      Эвристический Методы экспертных оценок
      Сравнительный Методы аналогии
 

     Генетический подход к прогнозированию спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.

     Этот  подход наиболее полно реализуется  посредством экономико-статистического моделирования динамики спроса, которое сформировалось в самостоятельное направление прогнозирования спроса в 20-30-е годы ХХ в. Экономико-статистические модели в зависимости от способов моделирования их параметров делятся на два вида: трендовые модели оценки и прогнозирования спроса и факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

     Трендовые модели основываются на математическом выравнивании и экстраполяции динамического  ряда фактического спроса на отдельные  товары по так называемым временным или трендовым моделям. Основное достоинство трендовых моделей заключается в простоте используемых моделей и расчетов прогнозов спроса на их основе. Они применяются для прогнозирования спроса, динамика которго характеризуется монотонным возрастанием или снижением. Надежность прогнозов при этом зависит от устойчивости тенденции изменения спроса. Основной же недостаток трендовых моделей заключается в том, что они не позволяют вскрыть внутренние взаимосвязи процесса изменения спроса и факторов, формирующих его уровень и динамику. В этом отношении более значительными возможностями обладают факторные модели оценки и прогнозирования спроса.

     Сущность  факторных моделей заключается  в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.

     Сущность  нормативного прогнозирования спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность. Однако в условиях стабильно развивающейся экономики обоснованные нормы потребления товаров и услуг становятся необходимым ориентиром при формировании рациональной структуры потребления и потребительского спроса.

     В развитых странах нормативное прогнозирование  спроса заключается в стохастическом программировании личного спроса, исходя из нормативных предположений о  склонности к потребелению, уровня личных доходов, с учетом прошлых  и настоящей тенденций, рациональных норм потребления.

Информация о работе Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса