Автор: d*****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рын
Содержание:
Введение 3
1. Потребительский спрос: экономическая сущность 4
1.1. Понятие и виды спроса 4
1.2. Закон спроса 6
1.3. Изменение спроса 8
1.4. Эластичность спроса 10
1.5. Связь спроса с предложением 14
2. Анализ и прогнозирование потребительского спроса 17
Заключение 30
Литература
Институт
товароведения и торговли
Кафедра
торгового дела
Предмет: Экономика торгового предприятия
Тема:
Спрос на торговом предприятии и методы
анализа спроса
Москва 2004
Содержание:
Введение | 3 |
1. Потребительский спрос: экономическая сущность | 4 |
1.1. Понятие и виды спроса | 4 |
1.2. Закон спроса | 6 |
1.3. Изменение спроса | 8 |
1.4. Эластичность спроса | 10 |
1.5. Связь спроса с предложением | 14 |
2. Анализ
и прогнозирование |
17 |
Заключение | 30 |
Литература | 31 |
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение
же спроса на рынке сейчас становится
первоочередной задачей при функционировании
предприятия. Постоянное отслеживание
спроса и способность моментально реагировать
на малейшие его изменения (то есть гибкость
производства) – все это предопределяет
выживание и успешную работу предприятия.
Сейчас для любой фирмы важнее даже не
произвести какую-либо продукцию, а сбыть
ее, найти конкретную нишу на рынке для
своего товара. Поэтому-то на первые роли
выходят в настоящее время многочисленные
отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся
вопросами сбыта и реализации продукции.
И там хорошо знают, что такое спрос и как
он изменяется с течением времени. “Клиент
всегда прав” – этот принцип, принятый
на вооружение многими ведущими производителями,
лишний раз доказывает первостепенное
значение такого экономического понятия,
как потребительский спрос.
1.1. Понятие и виды спроса
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
Под
потребительским спросом
Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности – это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. – недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.
Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос – это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос – это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.
В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.
В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.
Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта – территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:
В
современной экономической
Потребительский
спрос и лежащие в его основе потребности
конечных потребителей являются исходной
и конечной целью всякой экономической
деятельности, важнейшими факторами развития
системы товарного обращения. Решающими
факторами, определяющими и ограничивающими
возможности потребителей в условиях
рыночной экономики, выступают денежные
доходы потребителей и цены на товары,
точнее – соотношение между ними. Именно
уровень и динамика соотношения доходов
потребителей и цен на товары формируют
основные тенденции развития потребительского
спроса.
Если какя-либо потребность может быть удовлетворена только через оплату соответствующего товара (услуги), то размер этой оплаты (цена товара) влияет и на выбор приобретаемых товаров, и на величину приобретения.
Рассмотрим условный пример. Пусть к продаже предложено шесть единиц товара. Предположим, что и платежеспособный спрос также равен шести денежным единицам. Можем ли мы тогда сказать, что величина предложения и величину купленных товаров тоже совпадут? Нет, потому что все зависит от уровня цены.
Действительно, если цена товарной единицы будет равна шести денежным единицам, то покупатели смогут приобрести только одну единицу товара (при цене в три, две и одну денежные единицы будет соответственно куплено две, три и шесть товарных единиц). Представим этот ряд зависимостей наглядно (табл. 1).
Товарное предложение (тов. единиц) | Цена | Платежеспособный спрос (ден. единиц) | Количество купленных товаров |
1 | 6 | 6 | |
6 | 2 | 6 | 3 |
6 | 3 | 6 | 2 |
6 | 6 | 6 | 1 |
Благодаря примеру мы готовы сформулировать закон спроса. Но предварительно изобразим зависимость в виде граыика (рис. 1), по вертикальной оси которого отложим уровни цены, обозначив ее буквой “P”, о по горизонтальной – количество купленного товара, или величину реализованного спроса, обозначив ее буквой “Q” и сопроводив ее буквой “d”.
Информация о работе Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса