Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса

Автор: d*****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление.
Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рын

Содержание

Содержание:
Введение 3

1. Потребительский спрос: экономическая сущность 4
1.1. Понятие и виды спроса 4
1.2. Закон спроса 6
1.3. Изменение спроса 8
1.4. Эластичность спроса 10
1.5. Связь спроса с предложением 14

2. Анализ и прогнозирование потребительского спроса 17

Заключение 30

Литература

Работа содержит 1 файл

Курсач теория Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

     В нашей стране Академией медицинских  наук СССР в 1985 г. разработаны физиологические  нормы потребления продуктов  питания, которые были скорректированы  Министерством здравоохранения  РФ в 1992 г. с учетом экономического кризиса. Научно-исследовательским институтом конъюнктуры и спроса были разработаны нормативы рациональной обеспеченности основными товарами длительного пользования. Оприаясь на рациональные нормы потребления товаров, можно установить степень их достижения в настоящее время или определить возможные сроки их достижения в будущем, исходя из сложившихся или прогнозируемых темпов роста спроса и предложения товаров на рынке.

     При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования. Совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.

     Методы  экспертных оценок базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы проблемы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.

     Применяются следующие методы опросов и формирования экспертных оценок:

  • анкетирование – письменный опрос экспертов с помощью анкет;
  • интервьюирование – устный опрос экспертов в форме беседы-интервью;
  • метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;
  • «мозговая атака» – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и путей ее решения (критика выдвигаемых идей запрещена);
  • дискуссия – открытое коллективное обсуждение проблемы с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий динамики спроса (взаимная критика поощрается).

     Основной  недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить. Поэтому они применяютя в тех случаях, когда отсутствует информация о прогнозируемом спросе и, следовательно, неприменимы более строгие и формальные методы прогнозирования. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.

     Методы  аналогии основываются на использовании опыта высокоразвитого процесса для прогнозирования возможной структуры спроса менее развитого процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров.

     Прогнозирование спроса по аналогии включает:

  • анализ закономерностей развития более высокой структуры спроса (или товара – аналога нового товарв);
  • оценку возможностей использования этих закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.

      Примером  применения аналогии является структурное  моделирование и прогнозирование  потребительского спроса. Суть его  заключается в применении для  целей прогнозирования спроса известного закона Энгеля. Если, например, имеются данные статистических выборочных обследований структуры потребления в разрезе экономических групп, выделенных в зависимости от уровня денежных доходов на одного человека, тогда, анализируя их динамику, заметим, что по мере развития экономики и роста среднедушевых доходов определенная часть населения низших групп переходит в более высокие группы доходности. При этом структура спроса населения более низких групп доходности по мере перехода в более высокие группы доходности приближается к более прогрессивной структуре спроса последних.

      Следовательно, процедура структурного моделирования  и прогнозирования включает два  основных расчета:

  • обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;
  • прогнозную оценку возможностей структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и в целом по всем группам населения.

     При этом могут быть использованы закономерности развития структуры спроса (в том  числе, спроса на аналогичные товары) в развитых странах или регионах.

     Несмотря  на количественные оценки прогнозов  спроса при его структурном моделировании, методы аналогии рекомендуются использовать в основном для качественного  описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфических экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического копирования закономерностей развития аналога.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Рыночный  процесс состоит из множества  актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует  продавец, на стороне которого выступает  предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

      Результатом взаимодействия спроса и предложения  выступает рыночная цена, которая  также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

      Также мы познакомились с великим экономическим законом  - законом спроса. Мера действия данного закона объективно свидетельствует о мере становления рыночной экономики – ведь этот закон может функционировать только при стабильном превышении величины предложения по сравнению с величиной спроса. Закон спроса – и великий регулятор рыночной экономики: обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.

      Надо  также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Литература

    1. Экономика и организация  деятельности торгового  предприятия: Учебник, под общ. ред. А.Н. Соломатина, 2-е изд., Москва, ИНФРА-М, 2003
    2. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов, под ред. П.В. Петрова и А.Н. Соломатина, Москва, ИНФРА-М, 2002
    3. Основы экономической теории: Учебное пособие, под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского ун-та, 2004
    4. Экономическая теория: Учебник, под ред. Л.М. Куликова, Москва, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
    5. Продавец: Учебное пособие, под ред. С.Н. Белоусовой, 4-е изд., Ростов-наДону, изд-во «Феникс», 2004 

Информация о работе Спрос на торговом предприятии и методы анализа спроса