Рыбные товары

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:27, дипломная работа

Описание работы

Выпуск рыбных полуфабрикатов является одним из перспективных направлением в развитии рыбообрабатывающей отрасли. В последние годы отечественной рыбоперерабатывающей промышленностью были освоены многие виды изделий на основе рыбного фарша. Это позволило не только расширить ассортимент полуфабрикатов, но и получить продукцию с повышенной энергетической ценностью и улучшенными потребительскими достоинствами за счёт обогащения яичным порошком или меланжем, сухим молоком, жиром, сливочным маслом и введением наполнителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ………………………………….4
I.1. Размещение товаров в торговом зале.
Понятие, требования к размещению……………………….………………4
I.2. Выкладка товаров, понятие и способы……………………..……………...5
II. ТОВАРОВЕДЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………..…………….………..8
II.1. Химический состав и пищевая ценность рыбы…………………………..8
II.2. Семейства важнейших промысловых рыб……………………………….10
II.3. Живая, охлажденная и мороженая рыба..…………………….…………..13
II.4. Вяленая и копченая рыба……………………………………………...…...17
II.5. Рыбные консервы…………………………………………………………..19
II.6. Требования к качеству рыбы………………..……………………………..22
II.7. Упаковка, маркировка и хранение рыбы…….………………………...….29
II.8. Приемка по количеству…………...………………………………………..33
II.9. Приемка по качеству……………...………………………………………..33
II.10. Подготовка к продаже и продажа рыбных товаров……………….…....35
Ш.Организация рабочего места продавца рыбы……..…………….38
IV. Организация труда кассира. Составление товарного отчета….41
V. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………..……45
V.1 Коммерческая тайна: понятие…………………………………………. ....45
V.2.Сведения, которые могут составлять коммерческую тайну предприятия45
V.3. Правовая охрана и защита коммерческой тайны…...…………………...49
Список литературы……..……………………………………………52

Работа содержит 1 файл

РыбныеТовары.doc

— 492.00 Кб (Скачать)

Массу нетто мороженой рыбы устанавливают, проверяя массу брутто всей партии и вычитая из полученной фактической  массы брутто массу тары по трафарету. Если есть сомнения в правильности массы нетто, надо проверить фактическую  массу нетто 5% мест всей однородной партии с ненарушенной упаковкой. Если на поверхности мороженой рыбы есть снеговой покров, определяют его массу по разности между массой рыбы до и после его удаления с поверхности рыбы из одного тарного места и распространяют результаты взвешивания на всю партию. Массу снегового покрова вычитают из фактической массы брутто. Массу глазури на поверхности рыбы также вычитают из фактической массы брутто.

 

II.9. Приемка по качеству.

Качество рыбы проверяют, осматривая несколько рядов ее или слоев  во вскрытой таре. Длину и массу рыбы устанавливают в соответствии со стандартом. Если в стандарте или технических условиях не указан процент содержания жира, упитанность рыбы определяется осмотром спинки, боковника и брюшка. У упитанной рыбы спинка округленная и жировые прослойки в мясе выражены отчетливо.

Консистенцию мяса охлажденной  рыбы устанавливают, прощупывая мясистые части, а у рыбы мелкого размера  — на поперечном разрезе. Консистенцию мяса мороженой рыбы определяют после  оттаивания ее до температуры в толще мяса от О до 5° С. Рыбу оттаивают в воде, имеющей температуру не выше 5° С, или на воздухе при температуре от 15 до 20° С.

Степень замороженности рыбы устанавливают  на ощупь или постукивая по рыбе черенком ножа либо деревянным молотком. У замороженной рыбы звук ясный, звенящий, у талой — глухой. Чтобы определить температуру мороженой рыбы, надо проколоть ножом толстую часть тела и вставить в получившееся углубление термометр. Термометр должен быть в металлической оправе и с заостренным концом. Температуру мяса рыбы измеряют с точностью до 0,5° С.

Запах рыбы проверяют следующим  образом. Нож или деревянную шпильку  быстро вводят несколько раз в  разные места рыбы: между спинным  плавником и приголовком, в нарост, в места ранений и механических повреждений и во внутренности через анальное отверстие, вынимают и сразу же определяют запах на ноже или шпильке. Нож надо вводить в тело рыбы осторожно, чтобы не нанести сильных повреждений. Для проверки запаха мороженой рыбы нож подогревают. В спорных случаях запах проверяют после ее полного оттаивания. Для проверки цвета мяса рыбы надо в наиболее толстой части ее тела сделать разрез наискось к позвоночнику.

Не подлежат приемке живая рыба с измененной естественной окраской чешуи и кожи, с ненормальным положением тела при плавании, слабая, с вялыми движениями. Рыба слабая, всплывающая на поверхность воды, плавающая на боку, с вялыми движениями и изменениями в окраске чешуи и кожи, но яркой окраской жаберных лепестков принимается лишь в том случае, если есть возможность ее реализовать. Уснувшая рыба (без признаков движения) принимается и реализуется как охлажденная.

Принятые магазином рыбу немедленно размещают по местам хранения.

Живую рыбу помещают в аквариум, предварительно вычищенный и наполненный водой. Разница в температуре воды при пересадке из цистерны в аквариум не должна превышать 5-6° С. Аэрационная система должна обеспечивать, как правило, полную смену воды в течение часа и удаление хлора. В одном аквариуме разрешается помещать разные виды рыбы без колючих плавников. Нельзя выпускать в один аквариум хищных и мелких рыб. Максимальный срок реализации живой рыбы — двое суток.

Мороженую рыбу размещают на подтоварниках в таре, в которой она поступила в магазин, а мороженую красную рыбу — в штабелях, в растюкованном виде, на уложенных на полках деревянных решетках, укрытых рогожами.

Охлажденную рыбу, пересыпанную мелкодробленым льдом, хранят на подтоварниках в той таре, в которой она поступила.

В магазинах, где для охлаждения товаров используют ледники и  ванны со льдом, рыбу и рыбопродукты можно укладывать на лед только на деревянных решетках. Размещенный на этих решетках товар нужно накрывать чистыми покрывалами. В процессе хранения рыбных продуктов необходимо поддерживать постоянный температурный режим в охлаждаемых помещениях и соблюдать установленные сроки хранения.

Запас мороженой рыбы в магазинах, не имеющих холодильного оборудования, не должен превышать суточной потребности. Чтобы предупредить оттаивание товара, его следует размещать в прохладном помещении, укрыв соломенными матами, рогожами и т. п. Запас охлажденной рыбы в магазинах, где нет холодильного оборудования, не должен превышать 6— 8-часовой потребности, а в магазинах, имеющих ванны со льдом, ледники, холодильные шкафы,— суточной потребности.

Рыбные товары, поступившие в магазин, помещают на хранение в холодильные камеры или направляют в торговый зал для реализации в течение рабочего дня. Краткосрочное хранение текущего запаса производят в торговом зале магазина в холодильном оборудовании с температурой воздуха в пределах от 0 до 8°С мороженые рыбные товары могут находиться не более 3 ч (не допускается их размораживание). В низкотемпературном холодильном оборудовании (с температурой воздуха ниже —12° С) в торговом зале мороженые товары не следует хранить более 3 суток. Повторное замораживание их не допускается, так как оно резко снижает качество продукции и повышает естественную убыль.

 

II.10. Подготовка к продаже и продажа рыбных товаров.

Поступающие в торговый зал рыбные товары необходимо предварительно тщательно проверить по качеству, рассортировать и соответствующим образом подготовить к продаже.

На рабочем месте продавца живой  рыбы должны быть сачки для вылова, противни для укладки выловленной  рыбы.

На рабочем месте продавца рыбу выкладывают следующим образом:

- живую рыбу — в аквариуме; 

- охлажденную и мороженую на  противнях и блюдах.

Охлажденную и мороженую рыбу можно  выкладывать прямо на мраморный  прилавок. Мороженую и охлажденную  рыбу нельзя держать на прилавке рядом  с солеными рыботоварами.

Держать рыбу на рабочем месте продавца в транспортных бочках и ящиках запрещается. Нельзя прикреплять к товарам ярлыки цен с помощью проволочных или деревянных шпилек. Они должны быть прикреплены к таре, подвешены над образцами на проволоке или размещены рядом на ярлыко-держателях.

В теплое время года рыбу закрывают  от мух и пыли чистыми полотенцами, марлей, специальными сетками.

Рыбу отпускают покупателям  чистой массой без отходов. Для собирания  отходов и зачисток под прилавком  должны быть ящики с плотно закрывающимися крышками. Зачистки из ящика собирают не реже одного раза в день.

При отпуске покупателю развесного товара целым куском разрешается  добавлять не более двух довесков, масса которых вместе не может  превышать 10% общей массы покупки.

Важнейшая операция торгово-оперативного процесса в магазине – предварительная подготовка товаров к продаже. Перед подачей в торговый зал товары необходимо полностью подготовить к продаже. Правильно организованная предварительная подготовка товаров к продаже имеет огромное значение: ускоряет процесс продажи товаров; повышает культуру обслуживания покупателей; улучшает внешний вид товара; обеспечивает соблюдение санитарных условий в магазине; способствует выразительной товарной выкладке; повышает эффективность труда работников, объем товарооборота; позволяет сократить товарные потери, что приводит к сокращению издержек обращения, лучшему использованию товарных площадей. При подготовке товаров, поступивших в продажу, их освобождают от внешней (транспортной) тары, проверяют их количество и качество, отбирают недоброкачественную (по внешнему виду), приводят в надлежащее состояние упаковку товара – протирают, подают на рабочее место продавца или в торговый зал самообслуживания.

Подача товаров  в торговый зал должна осуществляться до открытия магазина или в обеденный перерыв. В торговых предприятиях с системой автоматизации учета движения товаров, каждому товар присваивается код, действующий только в данном магазине.

Товар, не имеющий  штрихового кода, может быть маркирован этим кодом. Все операции проводятся в компьютерном центре оператором. В магазинах традиционного типа (через прилавок) используется декоративная выкладка.

Рыбные консервы выкладывают пирамидами, колоннами, стопками, веером, ступеньками и т. д. Декоративную выкладку используют для показа товаров в наиболее привлекательном виде, подчеркивая их эстетические свойства. В магазинах самообслуживания она практически не применяется, так как затрудняет отбор товаров покупателями, отнимает время у продавцов и занимает много времени продавцов и занимает много места. При вертикальном способе выкладки плоскость горки делят на три- четыре части и заполняют различными товарами.

Одноименные товары, таким образом, располагаются друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. Она чаще применяется в супермаркетах и магазинах самообслуживания при таком расположении товаров покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид. Широкое применение получила выкладка товаров навалом в корзинах, в контейнерах, на полках, открытых холодильных прилавках. Товары следует выкладывать свободно, как бы создавая впечатление, что часть товаров уже раскуплена. 
 Она внушает им доверие к товару. Покупателей притягивает массовая выкладка товаров.

К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине, поддерживаемом в течение всего рабочего дня; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины; товары снабжены единообразными, правильно оформленными ценниками (наименование товара, его сорт, цена за вес или единицу товара, подпись материально-ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника). Запрещается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина. Развесные товары продаются покупателю, в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация предприятия обязана создавать для этого необходимые условия.

На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятие торговли должно иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей. Категорически запрещается продажа товаров с истекшими сроками реализации. Руководитель предприятия несет ответственность за качество реализуемых товаров, в том числе за своевременное продление сроков реализации в органах саннадзора. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выдается кассовый (товарный) чек.

В основном продовольственные  товары не обмениваются. В случае продажи  товара покупателю с недостатками, не оговоренными продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать замены товара на аналогичный, но доброкачественный, возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения понесенных убытков в соответствии со статьями 18—22 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

 

 

III. Организация рабочего места продавца рыбы.

 

Рабочее место продавца - это часть  площади торгового зала магазина с торговым оборудованием и инвентарем для выкладки товаров и обслуживания покупателей. 

Для продажи товаров рационально организуйте рабочее место продавца, котороя обеспечит:

• свободный проход покупателей  к товарам при самообслуживании;

• повышение культуры обслуживания покупателей;

• увеличение товарооборота;

• увеличение пропускной способности магазина;

• рациональное размещение выкладки и демонстрации товаров.

В зависимости от формы организации  торговли рабочие места продавцов  подразделяют на индивидуальные и бригадные. При индивидуальной организации  рабочего места каждый продавец несет  индивидуальную материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь и имеет место для отпуска товаров, оборудования, инвентарь, товар и т.д. При бригадной организации рабочих мест члены бригады несут материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь, с бригадой закрепляется отдел, секция, магазин. Зависимости от устройства торгового оборудования рабочие места продавцов подразделяют на: открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые рабочие места - это  такая организация рабочего места  продавца, когда товары не отделены линией прилавков от покупателей и площадь рабочих мест объединена с площадью для покупателей. Полузакрытые рабочие места отделены от площади для покупателей тумбами, между которыми есть проходы к товарам, доступ покупателей к товарам регулируется продавцами. Закрытые рабочие места - это такая организация рабочего места, когда продавца и товары от покупателя отделяет прилавок.

На рабочем месте выполняют  следующие операции:

• показ, выбор товаров;

• консультирование покупателей;

• расчеты по товаров и его упаковки;

• предоставление услуг.

Рабочие места продавцов должны отвечать следующим требованиям:

• надавить максимум удобств покупателю для осмотра товаров;

Информация о работе Рыбные товары