Программно-методическое обеспечение производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе 5
1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования 5
1.2. Особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов» 20
2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 20
2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Куликова Ольга.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

 

     Актуальность  темы:

     Проблема  всестороннего обеспечения учебного процесса всегда находилась в центре внимания отечественных педагогов-исследователей, например, таких как В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин и других. Однако анализ научно-методических источников позволяет сделать вывод о том, что по этой проблеме единых, принимаемых всеми учеными, научных положений до сих пор не выработано. В различных пособиях и учебниках можно встретить обоснование таких видов  обеспечения  учебного процесса, как “методическое”, “учебно-методическое”, “системно-методическое”, “научно-методическое”, “ программно-методическое ”, а также “учебно-материальное” и “техническое”. При этом два последних определяют в основном материальную сторону обеспечения учебного процесса и являются скорее исключением из предложенного перечня.

     Цель  исследования – теоретико-методическое обоснование и практическая разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

     Объект  исследования - методика обучения дисциплине «Основы технологии приготовления пищи».

     Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

     Задачи  исследования:

      1. Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
      2. Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
      3. Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

     Методы: анализ теоретической и методической литературы, нормативных и методических документов и материалов, регулирующих профессиональное обучения в учебном заведении НПО; изучение методических разработок педагогов профессионального обучения, учебно-программной документации по дисциплинам профессионального цикла; методы педагогического проектирования; методы статистической обработки результатов исследования.

     Методологическая  основа исследования:

     Проблемами  программно-методического обеспечения обучения занимались такие ученые как: В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин.

     База  исследования: лицей №120 г.Снежинска. Всего исследованием было охвачено 14 студенток, обучающихся на специальности «Повар-кондитер».

     Структура работы: включает введение, основную часть (две главы), заключение,  библиографический список и приложения.

 

Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе

1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования

 

     Как известно, традиционное дидактическое  обеспечение уже не позволяет адекватно отразить особенности и специфику предстоящей профессиональной деятельности. Место программно-методического обеспечения в дидактических средствах целесообразно рассматривать с позиций широкого использования в образовательном процессе НПО информационно-коммуникационных технологий (Internet, обучающие и информационные сайты, электронные базы образовательных учреждений, электронные библиотеки). Оно имеет ряд преимуществ: расширение границ информационного поля путем применения новых средств обучения; использование новых форм наглядностей; повышение познавательной активности и мотивации обучаемых; индивидуализация обучения (дифференцированный подход), комплексный подход в обучении; повышение эмоциональной составляющей; преодоление трудности для улучшения интеллектуальной привлекательности.1

     Инновационные процессы, которые происходят в образовании, позволяют улучшить программно-методическое обеспечение для обучения студентов. На государственном уровне разрабатываются  и принимаются соответствующие  федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования.

     Анализ  изучения научных источников по проблеме использования программно-методического  обеспечения в обучении студентов  технологии приготовления пищи показывает, что эта проблема имеет важное значение.

     Из-за недостаточной научной разработанности можно встретить обоснование таких видов обеспечения обучения, как «методическое», «учебно-методическое», «системно-методическое», «научно-методическое». В современной педагогике до сих пор не сформировано определение программно-методического обеспечения, из-за разнородности содержания, вкладываемого в его понятие.

     Несмотря  на имеющиеся публикации, многие аспекты  сущности, содержания и структуры  процесса программно-методического  обеспечения учебной работы в образовательных учреждениях остаются до сегодняшнего дня недостаточно освещенными и требуют дальнейшего своего исследования.

     Педагогическая  сущность программно-методического  обеспечения обучения студентов  технологии приготовления пищи, представляющая собой совокупность информационно-технологических средств и способов их применения в обучении студентов технологии; педагогическое содержание, включающее: учебные программы и планы, предусматривающие использование информационно-технологических средств обеспечения учебных занятий; книги и учебные пособия, электронные базы данных учреждений, электронные библиотеки, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки; а также структура процесса программно-методического обеспечения обучения студентов технологии, предполагающая четко сформулированные цели и задачи, объекта и субъекта, выявленные функции, закономерности, противоречия, принципы, использование методов, средств и форм его реализации, видов контроля.

     Проведенное исследование показало, что пока в  науке не существует единого определения  программно-методическому обеспечению. В исследованиях: Королевой Г.В. программно-методическое обеспечение «включает в себя экспериментальный учебный план и экспериментальную учебную программу, разработанную автором»; Калмыкова А.А. программно-методическое обеспечение представлено, как «учебно-методическая документация, разработка которой связана с определенными условиями: содержательными, организационными, экономическими, дидактическими и методическими»; Антоновой Н.А. программно-методическое обеспечение – это «оптимальный комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций для студентов по изучению данной дисциплины на уровне учебных планов факультетов и отделений»; Смирновой Е.В. программно-методическое обеспечение для развития умений иноязычной деятельности, как: «совокупность прикладных и инструментальных программных средств, учебно-методических материалов ориентированных на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования иноязычной информации, представленной в символах, анимации, аудио-видео информации, при реализации обратной связи; визуализацию изучаемых языковых явлений; интерактивный диалог с пользователем; реализацию различных режимов работы с учебным материалом; автоматизацию обработки орфографических, грамматических, лексических, фонетических иноязычных навыков».2

     Программно-методическое обеспечение включает также три основных взаимосвязанных компонента – содержательный, функциональный и оценочный.

     Содержательный  представляет собой: программное обеспечение (рабочая, типовая, авторская программы, поурочные и тематические планы, предусматривающие использование информационно-технологическое обеспечение на занятиях, расписание учебных занятий) и методическое обеспечение (печатные книги, печатные учебные пособия, учебно-методиче6ские пособия, учебно-методические материалы, критерии оценки), которое включает в себя и информационно-технологическое обеспечение: учебное и аутентичное (электронные базы данных вузов, электронные библиотеки, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, электронная почта, форумы, блоги, телеконференции, видеоконференции, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки).

     Функциональный  компонент состоит из набора функций  преподавателя и сети; преподавателя  и студента; методов, применяемых в процессе обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационных технологий, форм (семинар, основанный на динамической презентации, слайд-лекции, самостоятельной работе в компьютерной лаборатории).

     Оценочный содержит комплекс педагогических требований, предъявленных к применению компьютерных технологий. Также необходимо уделить внимание умениям и навыкам учебной работы, которые способствуют самостоятельному приобретению и усвоению знаний.

     При помощи структурирования учебного материала педагог может выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы (модуля), выявить системообразующие, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. При этом важно учитывать влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, формирование интереса к учению и научного стиля мышления. Анализируя содержание учебной дисциплины, целесообразно выделить элементы структуры (категории, определения и понятия), по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков, творческого подхода к практическому применению.

     Структура процесса программно-методического обеспечения обучения технологии предполагает наличие четко поставленных целей и задач, объекта и субъекта, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, средств и форм его реализации, видов контроля.

     Цель  программно-методического обеспечения  – разработка и совершенствование  программного и методического обеспечения  для проведения всех видов учебных  занятий, повышение педагогического уровня и методического мастерства преподавателей при использовании информационно-коммуникационных технологий на занятиях.

     С помощью программно-методического  обеспечения могут быть достигнуты такие педагогические и методические задачи, как: индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; повышения автономии учебного процесса; осуществление самоконтроля и самокоррекции с диагностикой результатов учебной деятельности; высвобождении учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счет выполнения рутинных операций с помощью компьютера, связанных с работой с большим объемом информации; усиление мотивации обучения (например, за счет использования игровых ситуаций, погружения в информационную среду, создания собственных информационных продуктов) и повышение автономии обучающихся; повышение осознанности учебного процесса; увеличение информационной емкости учебного процесса за счет использования различных способов представления учебного материала; возможность осуществления творческой и исследовательской деятельности путем создания собственных учебных материалов: создание учебных проектов, ресурсов, презентаций, моделирования и имитации изучаемых явлений, решение заданий с помощью информационно-обучающей среды.3

     В условиях информатизации образования  идет переосмысление роли и места  основных субъектов и объектов –  педагогов и обучающихся. При  этом необходимо учитывать личностные особенности преподавателя: профессиональные педагогические качества, владение современными методами и технологиями обучения, информационную культуру. Перед разработкой программно-методического обеспечения и его применением педагогу необходимо выявить уровень базовых и текущих знаний , навыков и умений у студента, а также его подготовленность к работе с информационными средствами.

     После определения дидактических целей  и задач необходимо отобрать соответствующее  содержание. Программно-методическое обеспечение состоит из: учебного плана, учебных программ (основные, авторские, типовые, рабочие), тематических планов, планов проведения учебных занятий, расписание учебный занятий, предусматривающих использование информационно-технологического обеспечения на уроках, электронных баз данных вузов, электронных библиотек, учебников и учебных пособий, учебно-методических пособий, учебно-методического материала, разработанных программных продуктов по темам или модулям и методических рекомендаций по их применению, аудио-видео информации, учебных и информационных веб-сайтов, слайдов, схем, кино-кадров, тестов, критерий оценок.

Информация о работе Программно-методическое обеспечение производственного обучения