Программно-методическое обеспечение производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе 5
1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования 5
1.2. Особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов» 20
2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 20
2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Куликова Ольга.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов»

 

     В связи с изложенным, нами предпринята попытка разработки программно-методического обеспечения обучения учащихся НПО технологии приготовления пищи. Процесс обучения технологии приготовления пищи в НПО осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям:5

     - формирование кулинарной грамотности;

     - внедрение образовательных технологий  и условий обучения;

     - организация кулинарной работы в учебное и внеучебное время.

     На  наш взгляд, с учетом многокомпонентности кулинарии, а также интегративности науки о технологии приготовления пиши обучение должно осуществляться с позиций системного подхода и комплексности средств и методов обучения, воспитания и развития учащегося. В связи с этим освоение технологии приготовления пищи, возможно с использованием всей образовательной системы образовательного учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая организацией кулинарной работы в тесном сотрудничестве с родителями.

     Программно-методическое обеспечение процесса обучения технологии приготовления пищи возможно лишь при наличии кулинарного стандарта, в котором представлены содержательные линии и система требований к учащимся. Совместно с педагогами нами разработан примерный стандарт, раскрывающий содержание обучения технологии приготовления пищи и требования к учащимся, охватывающий все области знаний, так или иначе связанных с кулинарией.

     Назначение  стандарта:

     - обеспечивает единое образовательное  пространство в образовательном  учреждении;

     -является основой обновления содержания образования (учебный план, учебные программы);

     - является основой объективной  оценки уровня кулинарного образования обучающихся;

     - служит ориентиром в разработке  и реализации системы внеклассной  воспитательной работы кулинарной направленности;

     - служит ориентиром в разработке  и реализации программ формирования  кулинарной грамотности педагогов, родителей.

     Принципы  построения стандарта.

     1. Принцип актуальности подразумевает  отбор знаний и умений с  опорой на социальный заказ: решение актуальной проблемы здорового питания человека.

     2. Принцип системности и комплексности  предполагает формирование комплекса  знаний и умений, обеспечивающего  целостное понимание системы приготовления пищи, а также освоение системы средств и методов по изучению технологии приготовления пищи.

     3. Принцип научности и доступности  предполагает, с одной стороны,  включение знаний и умений  по приготовлению пищи, основанных на многовековом коллективном опыте человечества, фиксируемого в понятиях, законах, теориях базовых наук, с другой - стандарт должен соответствовать уровню образовательных возможностей учащихся.

     I Раздел 

     "Основы кулинарии и здорового питания"

     I ступень образования

     Знать определение здоровья; факторы, благоприятно воздействующие на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье.

     Уметь правильно обрабатывать продукты питания, подбирать продукты питания, чтобы пища была здоровой.

     II ступень образования

     Знать взаимосвязь компонентов здоровья с правильным питанием; принципы кулинарии.

     III ступень образования

     Знать правила приготовления пищи, правила  хранения продуктов питания.

     II Раздел 

     Содержательная  линия № 1

     "Питание"

     I ступень образования

     Знать о питательных веществах; о пользе основных пищевых продуктов, о "полезных" и "вредных" продуктах; значение режима питания; правила приема пищи.

     Уметь различать "полезные" и "вредные" продукты.

     II-III ступени образования

     Знать значение основных пищевых продуктов  для здоровья человека; о влиянии  технологии приготовления пищи на здоровье человека.

     Уметь соблюдать правила приготовления  пищи, обеспечивающие сохранность полезных веществ; использовать способы приготовления  блюд, обеспечивающие сохранность витаминов.

     "Обработка продуктов питания"

     Содержательная  линия № 2

     Правила обработки

     I ступень образования

     Знать о значении правильной обработки продуктов питания.

     Уметь выполнять обработку продуктов питания, знать принципы хранения продуктов питания.

     II ступень образования

     Знать определение физического здоровья; о значении правильного питания для здоровья человека.

     III ступень образования

     Знать принципы приготовления соусов.

     Содержательная  линия № 3

     "Теоретическое изучение химических особенностей соуса"

     I ступень образования

     Знать о химическом составе яиц.

     Уметь рассчитать количество белков, жиров, углеводов в яйце.

     II ступень образования

     Знать о химическом составе творога.

     Уметь рассчитать количество белков, жиров, углеводов в томатной пасте.

     III ступень образования

     Знать о значении жиров, белков, углеводов  в организме человека.

     Уметь определять состав жиров, углеводов, белков.

     Содержательная  линия №4

     «Приготовление  соусов»

     I ступень образования

     Знать о принципах приготовления соусов, о принципах хранения приготовленных блюд.

     Уметь готовить один соус.

     II ступень образования

     Знать о причинах быстрой порчи продуктов питания для соусов.

     Уметь использовать меры профилактики порчи продуктов питания.

     III ступень образования

     Знать о различных способах приготовления  соусов.

     Уметь готовить соусы.

     Выполнять стандарт предполагается через учебные предметы (валеологию, физическую культуру, окружающий мир, природоведение, биологию, химию, технологию) и систему внеклассной воспитательной работы кулинарной направленности, что является отличительной особенностью данного стандарта.

     Преподавание данных разделов ведется по спирали - от младших групп к старшим с расширением материала по горизонтали и углублением по вертикали от одной ступени обучения к другой, на основе методических принципов комплексности, системности, преемственности, непрерывности.

     В приложении см. перспективно-тематический план по теме «Приготовление соусов», примерный план одного урока, ход  урока.

2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов»

 

     Проведенное исследование позволяет сформулировать комплекс практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать дальнейшему повышению эффективности обучения технологии приготовления пищи студентов с использованием оптимизированного программно-методического обеспечения.

     Рекомендовать Министерству образования:

     - целесообразно организовать разработку  и издание учебной литературы  по методике подготовки и проведения  мониторинга качества обучения  студентов с использованием инновационных технологий в рамках программно-методического обеспечения обучения технологии приготовления пищи;

     - обеспечить квалифицированную разработку  и экспертизу программно-методических  обеспечений для обучения студентов,  прежде всего, гуманитарного профиля,  с привлечением ученых и педагогов-практиков.

     Руководству училищ России, факультетам и кафедрам:

     - составление учебно-методических комплексов с применением совершенствованного программно-методического обеспечения;

     - оптимизация имеющегося программно-методического  обеспечения для обучения технологии приготовления пищи;

     - составление методических разработок  по применению новых информационных технологий в учебном процессе;

     - разработка программированной системы  контроля успеваемости студентов;

     - разработка моделирующих, обучающих,  контролирующих программ для  разных уровней подготовки студентов  (для практических занятий и для самоподготовок);

     - составление базы данных училища по дисциплинам и по курсам;

     - обеспечить разработку программно-методических  тестовых материалов для тестирования  качества обучения студентов  технологии приготовления пищи.

     Преподавателям  и студентам:

     - создание банка заданий по  организации самостоятельной работы  студентов при изучении технологии  приготовления пищи;

     - регистрация веб-сайтов для переписки  со специалистами;

     - разработка тематических планов  занятий по ведению видео и  телеконференций;

Выводы по второй главе

 

     Результаты  проведенного опытно-экспериментального исследования позволяют сформулировать перспективные направления дальнейшей разработки программно-методического  обеспечения: совершенствование форм и методов обучения технологии приготовления пищи студентов на основе применения информационно-технологического обеспечения; совершенствование практической направленности использования учебно-методических комплексов для индивидуализации и дифференциации обучения в практике массового образования и для развития коммуникационно-компетентностных навыков и умений у студентов; выявление путей повышения эффективности мониторинга результатов обучения студентов с применением программно-методических средств; педагогическое обеспечение компьютерного тестирования учебных достижений студентов в русле внедряемых инновационных технологий обучения.

 

Заключение

 

     Наряду  с понятиями «теория», «методика», «технология» педагогами используется понятие «программа».

     Программа – это документ, в котором изложены цель, задачи и содержание деятельности, представлен ее конкретный план.

     В программе находят свое отражение  теория (обоснование деятельности, цель и задачи, представленные в пояснительной записке или концепции), технология (этапы решения поставленных задач, содержание деятельности, описание прогнозируемых результатов) и  методика (выбор организационных форм и методов реализации содержания). Программа определяет временные рамки всей деятельности ее отдельных этапов.

Информация о работе Программно-методическое обеспечение производственного обучения