Программно-методическое обеспечение производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе 5
1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования 5
1.2. Особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов» 20
2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 20
2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Куликова Ольга.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Изучение  научной литературы показало, что  программно-методическое обеспечение  имеет несколько функций: планирующая, распределяющая, синтезирующая, интегрирующая, информационная.

     Планирующая функция предполагает планирование и конструирование учебного материала  в системе занятий, и отдельных  занятий разного типа, конструирование  коммуникативно-обучающей деятельности преподавателя и учебно-коммуникативной  деятельности студентов с учетом условий обучения в каждой группе. Планирование методического и информационного обеспечения для каждого вида занятий.

     Распределяющая  функция реализуется через распределение  часов по каждому аспекту в  учебной программе, а также распределяется весь материал по модулям, учитывая все виды обеспечения (информационные, электронные и печатные издания).

     Синтезирующая функция помогает преподавателю  сочетать, соединять и составлять различные виды, формы и типы обеспечения  обучения английскому языку в единое целое, которое будет применяться в практической деятельности и в процессе познания (самоподготовки).

     Интегрирующая функция играет важную роль в междисциплинарном  изучении. Используя знания других предметов и имея доступ к компетентной информации, у студентов развиваются коммуникативно-компетентностные знания и умения.

     Информационная  функция реализуется через визуальную информацию, звуковую, видео, информацию электронных сообщений.

     Преимущества  программно-методического обеспечения  при использовании информационно-коммуникационных технологий в том, что преподаватель получает возможность постоянно обновлять учебный материал, реализуя коммуникативный подход к обучению и используя в процессе обучения аутентичные документы; адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы, приводя их в соответствии возрасту и специализации студентов.

     Анализ  практики применения программно-методического  обеспечения в обучении студентов  позволил выявить противоречия: между  традиционной системой обучения технологии и необходимостью совершенствования программно-методического обеспечения посредством использования информационно-технологического обеспечения; между необходимостью информатизации учебного процесса в учреждении на основе применения современных информационных технологий обучения и возможностью их реализации в рамках используемых сегодня традиционных моделей обучения.

     В качестве принципов формирования программно-методического  обеспечения можно выделить следующие: научность, наглядность, систематичность, последовательность, а также принципы индивидуального подхода и коммуникативности.

     Принцип научности определяет отбор содержания учебного материала, способы его  усвоения, адекватные современному научному знанию.

     Принцип наглядности осуществляется посредством мультимедийного характера, представленной информации и предусматривает различные виды наглядности: языковую наглядность, зрительную наглядность при использовании мультимедийных средств, слуховую наглядность.

     Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение студентами понятий и разделов дисциплины в их логической связи и преемственности. Он реализуется через систему представлений о деятельности в условиях информационно-коммуникационных технологий.

     Индивидуализация  обучения является одним из основных признаков компьютеризации обучения.

     При использовании информационно-технологического обеспечения принцип коммуникативности  легко осуществляется, так как  студенты могут много раз прослушивать аутентичные тексты не только на занятиях, но при самостоятельной подготовке. Они развивают хороший навык восприятия речи на слух, расширяют свой лексический запас по специальности.

     Анализ  основных характеристик программно-методического  обеспечения позволяет сделать  обобщающий вывод. Структура этого  обеспечения раскрывается через совокупность используемых методов, средств и форм обучения, позволяющих педагогу всесторонне поддерживать учебный процесс, делать его эффективным и результативным.

     Выбор методов, средств и форм обучения определяется особенностями учебного предмета, специфики методики его преподавания, целями и содержанием конкретного учебного материала, возрастными особенностями студентов, исходным уровнем готовности студентов к освоению учебного материала, качеством учебно-методического и материально-технического обеспечения (учебники, пособия, оборудование), профессионализмом педагога.

     В методическое обеспечение также  входит и информационно-технологическое  обеспечение: электронные базы данных, электронные библиотеки, электронные учебники и учебные пособия, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки.

     Опираясь  на опыт работы, для развития коммуникативно-компетентностных способностей студентов самыми эффективными методами обучения при использовании программно-методического обеспечения являются: тренинговый, демонстрационный, проблемно-поисковый, коммуникативно-интерактивный, т.е. происходит комплексирование методов обучения в процессе занятий.

     Формы реализации методов и средств  обучения такие как: телеконференция, видеоконференция, форум, чат, слайд-презентация, ведение занятий традиционным способом, но с использованием показа и прослушивания  видеоматериала по темам, модулям.

     При проектировании и реализации программно-методического  обеспечения обучения необходимо выбрать  методы контроля за результатами учебного процесса, которые могут быть: предварительными, тематическими, систематическими, выборочными, групповыми, фронтальными, текущими (промежуточными), итоговыми.

1.2. Особенности программно-методического  обеспечения курса производственного  обучения

 

    Вся учебно-методическая документация и  средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса. Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом. При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями. Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс. Следующий критерий системы - учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, дидактические функции и возможности.

    Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Системный подход в учебно-методическом обеспечении предполагает реализацию через систему средств всех основных функций педагогического процесса в комплексе. Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать эргономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих профессий, содержания обучения, организации системы создания таких средств, с другой - выбор и создание средств, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п. Кроме того, средства обучения, и ходящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе. Эта система отражена на рис. 1.

     
 
 
 
 

     

     
 
 
 
 
 
 
 

   

     
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 1. Система учебно-методического  обеспечения учебного процесса

    Практика  деятельности профессиональных образовательных учреждений убедительно подтверждает, что ведущим принципом учебно-методического обеспечения учебного процесса является принцип системности.

    Пакет учебно-программной  документации (пакет УПД) для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования представляет собой сборник нормативных учебно-программных материалов по конкретной профессии Перечня профессий, разработанных на региональном уровне с учетом национально-региональных требований к подготовке кадров и в совокупности составляющих проект регионального компонента стандарта НПО по данной профессии, утверждаемый (также на региональном уровне) поен е его апробации.

    Учебная программа - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).

    Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

    Рабочая учебная программа  - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.4

     Необходимым компонентом скорректированной  либо авторской программы производственного обучения является перспективно-тематический план, позволяющий корректировать поурочное планирование изучения конкретных тем с позиций методики, видов самостоятельной работы учащихся, межпредметных связей, учебно-методического обеспечения и пр.

    План  урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.

    Перечень  учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.

    Форма Перечня учебно-производственных работ зависит от профиля учебного заведения.

Выводы по первой главе

 

     Если  проследить исторический путь разработки и становления различных видов  обеспечения  учебного процесса в  высшей военной школе, то вполне объективно можно утверждать, что их рассмотрение напрямую связано с совершенствованием отдельных компонентов методической системы  обучения. Особенно эта связь очевидна со становлением различных методов  обучения  и появлением новых дидактических средств. Так, например, разработка теоретических основ методического  обеспечения  ассоциируется с бурным развитием в 60–70 годы XX столетия частных методик  обучения, а введение понятий “учебно-методическое” и “ программно-методическое” обеспечение с внедрением в учебный процесс соответственно учебно-методических и программно-методических  комплексов (УМК и ПМК).

     По  аналогии информационно-технологическое  обеспечение целесообразно рассматривать  с позиций широкого использования  в образовательном процессе высшей военной школы информационных средств и информационной продукции учебного назначения, а также современных технологий  обучения.

 

Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов»

Информация о работе Программно-методическое обеспечение производственного обучения