Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа
Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе 5
1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования 5
1.2. Особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов» 20
2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 20
2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Изучение научной литературы показало, что программно-методическое обеспечение имеет несколько функций: планирующая, распределяющая, синтезирующая, интегрирующая, информационная.
Планирующая
функция предполагает планирование
и конструирование учебного материала
в системе занятий, и отдельных
занятий разного типа, конструирование
коммуникативно-обучающей
Распределяющая
функция реализуется через
Синтезирующая функция помогает преподавателю сочетать, соединять и составлять различные виды, формы и типы обеспечения обучения английскому языку в единое целое, которое будет применяться в практической деятельности и в процессе познания (самоподготовки).
Интегрирующая
функция играет важную роль в междисциплинарном
изучении. Используя знания других
предметов и имея доступ к компетентной
информации, у студентов развиваются коммуникативно-
Информационная
функция реализуется через
Преимущества
программно-методического
Анализ практики применения программно-методического обеспечения в обучении студентов позволил выявить противоречия: между традиционной системой обучения технологии и необходимостью совершенствования программно-методического обеспечения посредством использования информационно-технологического обеспечения; между необходимостью информатизации учебного процесса в учреждении на основе применения современных информационных технологий обучения и возможностью их реализации в рамках используемых сегодня традиционных моделей обучения.
В качестве принципов формирования программно-методического обеспечения можно выделить следующие: научность, наглядность, систематичность, последовательность, а также принципы индивидуального подхода и коммуникативности.
Принцип научности определяет отбор содержания учебного материала, способы его усвоения, адекватные современному научному знанию.
Принцип наглядности осуществляется посредством мультимедийного характера, представленной информации и предусматривает различные виды наглядности: языковую наглядность, зрительную наглядность при использовании мультимедийных средств, слуховую наглядность.
Принцип
систематичности и
Индивидуализация обучения является одним из основных признаков компьютеризации обучения.
При
использовании информационно-
Анализ
основных характеристик программно-
Выбор методов, средств и форм обучения определяется особенностями учебного предмета, специфики методики его преподавания, целями и содержанием конкретного учебного материала, возрастными особенностями студентов, исходным уровнем готовности студентов к освоению учебного материала, качеством учебно-методического и материально-технического обеспечения (учебники, пособия, оборудование), профессионализмом педагога.
В
методическое обеспечение также
входит и информационно-
Опираясь
на опыт работы, для развития коммуникативно-
Формы реализации методов и средств обучения такие как: телеконференция, видеоконференция, форум, чат, слайд-презентация, ведение занятий традиционным способом, но с использованием показа и прослушивания видеоматериала по темам, модулям.
При проектировании и реализации программно-методического обеспечения обучения необходимо выбрать методы контроля за результатами учебного процесса, которые могут быть: предварительными, тематическими, систематическими, выборочными, групповыми, фронтальными, текущими (промежуточными), итоговыми.
Вся учебно-методическая документация и средства обучения, применяемые в учебном процессе, должны составлять взаимосвязанную систему. Это позволит обеспечить подлинно научный подход к проектированию, созданию, учету и контролю учебно-методического обеспечения педагогического процесса. Под системой учебно-педагогического обеспечения учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимального комплекса учебно-программной, учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых государственным стандартом. При определении критериев и содержания системы учебно-методического обеспечения процесса обучения необходимо исходить, прежде всего, из учебной программы, отражающей требования государственного образовательного стандарта, определяющей проект содержания учебного процесса по предмету, профессии в соответствии с современными требованиями. Системность в данном случае выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществить учебный процесс. Следующий критерий системы - учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, дидактические функции и возможности.
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Системный подход в учебно-методическом обеспечении предполагает реализацию через систему средств всех основных функций педагогического процесса в комплексе. Оснащая учебный процесс средствами обучения и учебно-методической документацией, необходимо учитывать эргономический фактор, имея в виду, с одной стороны, экономически обоснованный подход к планированию комплекса средств обучения с учетом массовости и перспективности соответствующих профессий, содержания обучения, организации системы создания таких средств, с другой - выбор и создание средств, которые позволяли бы успешно решать учебно-воспитательные задачи при оптимальных затратах на их разработку, изготовление, приобретение, аренду и т.п. Кроме того, средства обучения, и ходящие в комплекс, должны соответствовать установленным эргономическим, гигиеническим, экологическим требованиям, требованиям безопасности их использования в учебном процессе. Эта система отражена на рис. 1.
Рис. 1. Система учебно-методического обеспечения учебного процесса
Практика деятельности профессиональных образовательных учреждений убедительно подтверждает, что ведущим принципом учебно-методического обеспечения учебного процесса является принцип системности.
Пакет учебно-программной документации (пакет УПД) для подготовки квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования представляет собой сборник нормативных учебно-программных материалов по конкретной профессии Перечня профессий, разработанных на региональном уровне с учетом национально-региональных требований к подготовке кадров и в совокупности составляющих проект регионального компонента стандарта НПО по данной профессии, утверждаемый (также на региональном уровне) поен е его апробации.
Учебная программа - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).
Примерная учебная программа - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.
Рабочая учебная программа - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом национально-регионального компонента стандарта.4
Необходимым компонентом скорректированной либо авторской программы производственного обучения является перспективно-тематический план, позволяющий корректировать поурочное планирование изучения конкретных тем с позиций методики, видов самостоятельной работы учащихся, межпредметных связей, учебно-методического обеспечения и пр.
План урока (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет работы, выполняемые учащимися в целях овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой производственного обучения.
Форма
Перечня учебно-
Если проследить исторический путь разработки и становления различных видов обеспечения учебного процесса в высшей военной школе, то вполне объективно можно утверждать, что их рассмотрение напрямую связано с совершенствованием отдельных компонентов методической системы обучения. Особенно эта связь очевидна со становлением различных методов обучения и появлением новых дидактических средств. Так, например, разработка теоретических основ методического обеспечения ассоциируется с бурным развитием в 60–70 годы XX столетия частных методик обучения, а введение понятий “учебно-методическое” и “ программно-методическое” обеспечение с внедрением в учебный процесс соответственно учебно-методических и программно-методических комплексов (УМК и ПМК).
По
аналогии информационно-технологическое
обеспечение целесообразно
Информация о работе Программно-методическое обеспечение производственного обучения