Программно-методическое обеспечение производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – разработка программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы разработки программно-методического обеспечения курса производственного обучения в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения.
Разработать программно-методическое обеспечение курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов».

Содержание

Введение 3
Глава I. Анализ состояния проблемы программно-методического обеспечения производственного обучения в теоретико методической литературе 5
1.1. Понятия, структура, требования к программно-методическому обеспечению производственного обучения в условиях начального профессионального образования 5
1.2. Особенности программно-методического обеспечения курса производственного обучения 14
Выводы по первой главе 18
Глава II. Проектирование программно-методического обеспечения курса производственного обучения на примере изучения темы «Приготовление соусов» 20
2.1. Структура и содержание программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 20
2.2. Рекомендации по разработке программно-методического обеспечения темы «Приготовление соусов» 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая Куликова Ольга.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     В программе отдельно существуют полные описания теории, технологии и методики. Поэтому они раскрываются в программе лишь тезисно, а сама программа представляет собой документ небольшого объема.

     В связи с тем, что программа  представляет собой документ, описывающий  конкретную деятельность для решения конкретных задач в конкретных условиях, она разрабатывается на основе методики (а не теории и технологии).

     Как правило, программа деятельности и  полное описание методики ее реализации (включающей технологию), используются вместе и объединяются в понятие «ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ».

     Результаты  проведенного опытно-экспериментального исследования позволяют сформулировать перспективные направления дальнейшей разработки программно-методического  обеспечения: совершенствование форм и методов обучения технологии приготовления пищи студентов на основе применения информационно-технологического обеспечения; совершенствование практической направленности использования учебно-методических комплексов для индивидуализации и дифференциации обучения в практике массового образования и для развития коммуникационно-компетентностных навыков и умений у студентов; выявление путей повышения эффективности мониторинга результатов обучения студентов с применением программно-методических средств; педагогическое обеспечение компьютерного тестирования учебных достижений студентов в русле внедряемых инновационных технологий обучения.

 

Библиографический список

 
  1. Анфимова  Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария/Н. А. Анфимова, Л. Л. Татарская. - М., Академа, 2009. – 230 с.
  2. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: Книга для учителя/ И. И. Аргинская. - М.: Просвещение, 2004.- 260 с.
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика/Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 2002. – 374 с.
  4. Бешенков А. К., Васильченко А. И. Трудовое обучение/А.К. Бешенков, Е.В. Васильченко, А.И. Иванов и др. – М.: Просвещение, 2008. – 264 с.
  5. В центре внимания метод объединения - освоение метода проектов// Федосова Т. Н. – Школа и производство, №12, 2002, С. 13-16.
  6. Главное - хорошо учить труду//Бешенков А. К. - Школа и производство, №4, 2002. – С. 19-28.
  7. Голубчикова В.М., Лихачева Л.С., Чернышов С.Д., Чернышев А.Д. Кулинария/В. М. Голубчикова, Л. С. Лихачева, С. Д. Чернышов, А. Д. Чернышев. - М.: Печатный двор, 2003. – 281 с.
  8. ГОС ВО. Общие требования // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М.: Московский лицей. – 2004. – № 6. – 11 с.
  9. Гукасова А.М. Методика трудового обучения/А. М. Гукасова. – М.: Академия, 2008. – 316 с.
  10. Гусев В. В., Образцов П. И., Щекотихин В. М. Информационные технологии в образовательном процессе/В. В. Гусев, П. И. Образцов, В. М. Щекотихин. – Орел: ВИПС, 2007. – 126 с.
  11. Домрачев В. Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий //В. Г Домрачев, И. В. Ретинская.- Информационные технологии. – 2006. – № 2. – C. 10–13.
  12. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/И. В. Дубровина. – М.: Академия, 2004 - 330 с.
  13. Закон РФ “Об образовании” // О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”. – М.: Новая школа, 2008. – 64 с.
  14. Занятия по трудовому обучению: Кн. Для учителя /Л.В. Левицкая, О.Г. Радугина, В.А. Перов, А.И. Иванов. – М.: Просвещение, 2002. – 402 с.
  15. Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания/В. П. Золин - М.: Академа, 2006 – 254 с.
  16. Как обучать технологии?//Кругликов Г. И. - Школа и производство, №6, 2008 – С. 10-13.
  17. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи/ В. М. Ковалев, Н. П. Могильный - М.: Знание, 2008. – 310 с.
  18. Ковалев Н.И., Сольникова Л.К. Технология приготовления пищи/Н. И. Ковалев, Л. К. Сольникова. - М.: Экономика, 2008. – 381 с.
  19. Козлов А.И., Мельников В.И., Фурман Н.П. Все для домашнего стола /А. И. Козлов, В. И. Мельников, Н. П. Фурман - О., Альфа, 2001. – 109 с.
  20. Кузнецова Л.С., Сиданова М.Ю. Технология приготовления мучных кондитерских изделий/Л. С. Кузнецова, М. Ю. Сиданова - М.: Мастерство, 2007. – 268 с.
  21. Кулинария «Повар Кондитер»//Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская. – М.: ПрофОбрИздат, 2007. – 350 с.
  22. Кулинарное искусство/ П.И. Александрова – СПб.: Кристалл, 2007. – 156 с.
  23. Кулинарные рецепты из книги о вкусной и здоровой пищи. – Чебоксары: ЧКИ. 2002 – 255 с.
  24. Лихачев Б. Педагогика/Б. Лихачев – М.: Академия, 2000. – 360 с.
  25. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В. Г. Разумовского, И. М. Бобко. – Новосибирск: НИИИВТ, 2001. – 69 с.
  26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.
  27. Паравян Н. А. Блюда минутки//Школа и производство. - №7, 2001. – 341 с.
  28. Похлебкин В. Тайны хорошей пищи. – Екатеринбург: Средне -Уральское книжное издательство, 2004. – 310 с.
  29. Примерные программы основного общего образования. – М.: Знание, 2009. – 216 с.
  30. Програмно-методические материалы. Технология. – М.: Знание, 2008. – 240 с.
  31. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ В. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.- 370 с.
  32. Сервировка и этикет /«Домашняя кулинария» – Мн.: ООО «Харвест», 2008. – 201 с.
  33. Симоненко В. Д. Технология/В.Д. Симоненко. -  М.: Вентана-Граф, 2000. – 412 с.
  34. Современная техника для домашнего приготовления пищи//С. В. Вязько, А.А. Карачев. - Школа и производство, №2, 2007. – С. 12-19.
  35. Столярова С. И., Домненкова Л. В. Обслуживающий труд: Учебное пособие для учащихся/ С. И. Столярова, Л. В. Домненкова – М.: Просвещение, 2005. – 288 с.
  36. Технология приготовления пищи/Н.И. Ковалев, П.Д. Гришин. - М.: Экономика, 2007. – 103 с.
  37. Технология приготовления пищи/Простакова Т. М. - М.: Феникс, 2009. – 229 с.
  38. Токарев Л. Т. Производство мучных кондитерских изделий/Л. Т. Токарев. М.: Пищевая промышленность, 2007. – 220 с.

 

Приложения

1. Перспективно-тематический план изучения темы: «Соусы»

Таблица 1.

Перспективно-тематический план

Наименование  темы по прог-рамме  учебной дисциплины Наименование

темы  урока

Номер

урока,

кол-во

часов по теме

урока, согласно ПТП

Цели  обучения:

цели

преподавания

и цели

учения

(когнитивные) 

Учебная,

методическая, справочная литература,

ГОСТы,

материалы научно-техничес

кой инфор-мации  (указать  под номерами, согласно общему списку литературы

Формы организации обучения (тип  урока, вид занятия),

формы организации учебной  работы учащихся на занятии

(индивидуальная, парная, групповая,  фронтальная)

Виды  самостоятельной  работы учащихся на уроке Межпредметные и внутри предметные связи Связь с производственным обучением Учебно-наглядные  пособия, дидактические  материалы,

программное обеспечение компьютера (для информатического профиля обучения студентов)

Домашнее  задание
Приготовление соусов «Основное назначение соусов в питании человека» 1,2

2 часа

- знать о  значении соусов в жизни человека, о назначении соусов по отношению  к различным видам блюд [3,6] 
 
 
 
Урок – лекция 

Форма: групповая

Выполнение  домашнего задания Кулинария, товароведение Изучение особенностей и свойств соусов - Выучить определения  по теме «Соусы».
Приготовление соусов «Классификация соусов» 3,4

2 часа

- знать классификацию соусов

-понимать: что  от вида соуса зависит вкус блюда

[9,4,7] 
 
 
 
 
Урок – лекция 

Форма: групповая

Выполнение  домашнего задания Кулинария, товароведение Изучение классификации  соусов, приспособлений для их приготовления Плакаты со схемой этапов приготовления различных видов соусов Подготовить викторину  по пройденному материалу
Приготовление соусов «Особенности приготовления соусов с мукой и без муки.» 5,6

2 часа

- знать особенности  компонентов для приготовления  соусов

-понимать отличие  соуса сна основе муки и без муки

[7,8] 
 
 
 
 
Урок – лекция 

Форма: групповая

Выполнение  домашнего задания Кулинария, товароведение Изучение технологии приготовления соусов с мукой  и без муки Инструменты для  приготовления соуса дома приготовить  соус без муки и написать отчет по приготовленному блюду
Приготовление соусов «Приготовление молочного соуса.» 7,8

2 часа

-знать: о  пищевой ценности исходных продуктов, признаки, готовить соус молочный [1,6,8,7] 
 
 
 
 
Урок – лекция 

Форма: групповая

Выполнение  домашнего задания Кулинария, товароведение Изучение технологии приготовления молочного соуса Плакаты со схемой приготовления молочного соуса -
Приготовление соусов Практическая  работа «Приготовление красного и белого основных соусов и их производных.» 9,10

2 часа

Цель преподавания: контроль и оценка знаний по пройденному материалу

Цель учения: закрепление полученных знаний.

[1-11] 
 
 
 
 
Урок – защита проектов 

Форма: индивидуальная

Выполнение  практической работы Кулинария, товароведение Приготовление учеником самостоятельно одного из видов соуса - Принести продукты для приготовления конкретного  блюда
Приготовление соусов Контрольная работа 11,12

2 часа

Цель преподавания: контроль и оценка знаний по пройденному  материалу

Цель учения: закрепление полученных знаний.

[1-10] 
 
 
 
 
Урок – контрольная 

Форма: индивидуальная

Выполнение  контрольной работы Кулинария, товароведение Проверка закрепления  знаний полученных в ходе лекций - подготовиться к зачетному уроку, принести исследовательский  материал, разобрать самостоятельно вопросы рабочей тетради

 

2. План – конспект  урока по теме: «Соусы» для  подготовки профессии НПО повар-кондитер

 

     Тема  «Приготовление соусов: белого основного и томатного»

Урок  № 9,10 (2 часа) 
 

     Приготовление соусов: белого основного и томатного 

     Цели  урока:

     1.Закрепить  знания, умения и навыки по  нарезке и пассерованию овощей  и по приготовлению бульона.

     2.Научить  планировать технологический процесс  приготовления соусов: белого основного  и томатного.

     3.Научить  готовить соусы в соответствии  с технологическим процессом.

     4.Научить  работать со сборником рецептур, соблюдать нормы закладки и  выхода.

     5.Научить  организовывать рабочее место,  соблюдать правила техники безопасности  и санитарии.

     6.Развивать  профессиональный интерес, коммуникативные  способности и профессиональную самостоятельность учащихся.

     Тип урока: комбинированный

     Методы  обучения: словесные (объяснение, беседа,  опрос), работа  с учебником, демонстрация (показ).

     Материально-техническое  оснащение урока:

     Продукты: бульон мясной или рыбный, мука пшеничная, маргарин, лук репчатый, морковь, корень петрушки, томат, сахар, лимонная кислота, соль, перец,. лавровый лист.

     Оборудование  и инвентарь: электроплита . кастрюли с толстым дном, веселка, сито, сковородки, соусница, посуда для подачи, ножи с  маркировкой «ОС», доски с маркировкой «ОС».

     Документация:  сборник рецептур, дидактический  материал.

     
      

     Домашнее  задание:

     1. конспект.

     2. реферат – доклад «Приготовление  сметанного соуса».  

Таблица 2.

Требования  к результатам усвоения темы урока  учащимися 

Учащийся  по теме должен знать Уровень усвоения знаний (цифрой) Учащийся по теме должен уметь Уровень усвоения умений (цифрой)
1. знать:  правила обработки исходных продуктов  для приготовления соусов.

2. понимать: что  от соуса, приправ зависит вкус  блюда.

5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

1. готовить соусы  различных видом

2. использовать: для приготовления в домашних  условиях

5 
 
 

5

 
 

1. План изложения  нового материала  (вопросы  темы) 

     Ход урока:

     1. Организационная часть.

     а) Проверить присутствующих учеников.

     б) Проверить внешний вид учащихся, личную гигиену.

     в) Проверить наличие дневников, книжек-раскладок.

     г) Мобилизация внимания учащихся.

     II. Вводный инструктаж

     2. Опрос учащихся по теме «Соусы»

     а) Какие виды соусов вы знаете?

     б) Чем отличается соус основанный на муке и без муки?

     в) Можно ли исправить ошибку, если соус пересолен, а если можно, то как?

     г) Можно ли в соус добавлять репчатый лук?

     д) Как правильно создать нужную консистенцию соуса?

     3. Напомнить технику безопасности при изготовлении соусов.

     4. В результате опроса должен  быть повторен следующий материал: соусы разделяются на два вида соусы с мукой и соусы без муки.  

2. Конспект по теме 

     Соусы являются составной частью большого ассортимента горячих и холодных блюд из мяса, рыбы, птицы, овощей, круп. Аромат соусов и часто их острый вкус возбуждают аппетит и, следовательно, повышают усвояемость пищи — в этом их основное значение.

     Такое действие соусов обусловлено наличием в них концентрированных мясных, рыбных, грибных бульонов, кисло-сладкого вкуса, пряностей и приправ, входящих в их состав.

     Соусы повышают питательность блюд правильным их подбором. Так, к нежирной рыбе, овощам подаются калорийные соусы. К нежирной рыбе подается масляный польский соус; овощные блюда, бедные жирами и белками, отпускаются со сметанным, молочным соусами.

     Консистенция соусов в основном жидкая, что придает блюдам сочность. Кроме этого, соусы улучшают внешний вид блюд, что также способствует повышению аппетита.

     Например, красный маринад красиво оттеняет белый цвет рыбы, яично-масляный соус с рубленой зеленью петрушки хорошо маскирует припущенную рыбу; соусы типа майонез позволяют красиво оформить салат из помидоров, огурцов и т. д.

     Кулинарная практика выработала много рецептур соусов, но все их можно разделить на две основные группы: соусы с мукой и соусы без муки.

     По температуре подачи различают соусы горячие и холодные. Некоторые блюда подают со сладким соусом. Современная промышленность выпускает большой ассортимент соусов, которые широко применяются в предприятиях общественного питания: это майонезы, кетчупы, всевозможные соусы томатные. К соусам относят также масляные смеси, на растительном масле, уксусе.

     По консистенции соусы подразделяются на жидкие (для подачи к блюдам и тушения), средней густоты (для запекания), густые (для фарширования).

     По технологии приготовления различают соусы основные и производные (разновидности основного). Применение муки для приготовления соусов основывается на том, что при пассеровании муки крахмальные зерна частично разрушаются за счет их декстринизации, при этом теряется способность к набуханию и клейстеризации; образуются растворимые в воде декстрины, которые имеют окраску от светло-желтого до темно-коричневого.

     В кулинарной практике декстринизация крахмала происходит не только при пассеровании муки для соусов, но также при обжаривании гречневой крупы, подсушивании риса, вермишели, лапши перед варкой, в поверхностных слоях картофеля при жарке. В корочке изделий из теста (декстриновая корочка) и др.

     Соус  красный основной.

     Безжировую  красную пассировку соединяют с  коричневым бульоном, кладут коренья, лук и томатное пюре и варят около 1ч., снимая жир и пенку. В конце варки добавляют соль, перец горошком, лавровый лист. Готовый соус процеживают, протирая овощи, и доводят до кипения.

     Производные красного соуса: соус красный основной с вином, соус луковый, соус красный с луком и огурцами, соус красный с луком и грибами, соус красный с овощами для тефтелей.

     Мучная  пассировка бывает красная и белая. Красную пассировку применяют для  приготовления красных соусов, иногда грибных. Муку пассируют до светло-коричневого цвета при периодическом помешивании. Белую пассировку используют для приготовления белых мясных соусов, соусов на рыбном, грибном бульонах, на молоке и сметане.

     Белый основной соус. Белую жировую пассировку соединяют  с бульоном, добавляют нарезанный лук, петрушку или сельдерей и варят 25-30мин. В конце варки добавляют соль, перец горошком и лавровый лист. Соус процеживают, протирая овощи, и доводят до кипения.

Информация о работе Программно-методическое обеспечение производственного обучения