Особенности формирования рынка молочных товаров в РТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - провести сравнительную оценку ассортимента и потребительских свойств молочных товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть химические свойства и пищевую ценность молочных товаров;
- уточнить факторы влияющие на качество молочных товаров;
- рассмотреть упаковку и хранение молочных

Содержание

Введение
1. Литературный обзор
1.1 Химические свойства и пищевая ценность молочных товаров
1.2 Факторы влияющие на качество молока
1.3 Упаковка и хранение молочной продукции
2. Практическая часть
2.1 Особенности формирования рынка молочных товаров в РТ
2.2 Анализ структуры ассортимента молочных товаров
2.3 Оценка качества по органолептическим показателям
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Molochnye_tovary.docx

— 185.19 Кб (Скачать)

Для упаковки молока и молочных продуктов в последнее время  используют тару, изготавливаемую из различных материалов: стекла, металла, полимеров, а также из их комбинаций как между собой, так и с бумагой или картоном. Причем в рейтинге потребительских предпочтений тех или иных видов упаковки наблюдается быстрая смена позиций. В соответствии с «Правилами продажи» для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов [3, с.9]

При производстве тары для  молочных продуктов широко используются металлы. На протяжении многих лет в  развитых зарубежных странах тара из белой жести для расфасовки пищевых  продуктов длительного хранения занимала первое место среди всех видов упаковки.

Отличительными свойствами металлической тары являются: высокая механическая прочность (особенно на сжатие); ударостойкость; металлическая тара является герметичной упаковкой; устойчивость к воздействию внутреннего давления; хорошая сохраняемость многих продуктов; металлическая упаковка надежно предохраняет содержимое от воздействия света, газов, воздуха, воды и других агрессивных факторов окружающей среды; белая жесть - прекрасный материал для печати и лакирования; металлическая тара занимает мало места; разлив продукта в банки идёт быстрее, чем в бутылки; металлическая тара, надежно предохраняющая содержимое от различного рода воздействий [11, с.88].

В связи с тем, что себестоимость  производства олова, используемого  для горячего лужения жести, постоянно  возрастает, белую жесть заменяют другими видами жести без покрытия оловом. Одним из основных направлений  замены белой жести является широкое  применение алюминия и его сплавов (преимущественно с магнием и  марганцем для повышения прочности). Высокие темпы роста производства алюминия, разнообразие видов тары и упаковки определяется рядом свойств, делающим этот металл незаменимым.

Однако при использовании  металлической тары для упаковки продуктов питания следует помнить  о возможности миграции ионов металла в контактирующий продукт и, следовательно, в организм человека. Ионы металлов (олова, алюминия, меди, свинца и др.) представляют серьезную опасность для здоровья вследствие их способности накапливаться в определенных органах людей и животных, приводя к различного рода заболеваниям [12, с.137].

Что касается стеклянной упаковки, то стекло химически инертно, препятствует проникновению газов, жидкостей  и сырости, устойчиво к действию химических агентов, прозрачно, непроницаемо для газов, жидкостей, легко перерабатывается и формуется. Важнейшим преимуществом стекла является его гигиеничность. Из стекла не переходят в пищевой продукт вредные вещества, оно не придает продуктам питания постороннего запаха и вкуса. Основными недостатками стекла являются его большая плотность и хрупкость, что приводит к увеличению транспортных расходов при перевозках и потерям пищевых продуктов. Вследствие этого цены на готовую продукцию, расфасованную в стеклянную тару, существенно увеличиваются. В настоящее время интенсивно ведутся работы по уменьшению массы стеклотары и улучшению ее механических свойств за счет обработки поверхности различными веществами, нанесением покрытий на основе полимеров. Кроме того, относительно высокая стоимость стеклянной тары предполагает организацию системы ее многократного использования. По этим причинам магазины неохотно торгуют молоком в стеклянных бутылках. В то же время упаковка из стекла продолжает использоваться в регионах со слаборазвитой экономикой и низкой степенью межрегиональной интеграции. В результате сегодня в стеклянную тару упаковывается 4,7% от общего объема фасованной жидкой молочной продукции, и этот вид упаковки быстро уступает свои позиции картонным пакетам и пластиковой таре [9, с.145].

Преобладающие позиции на российском рынке жидких и пастообразных  молочных продуктов занимает современная  упаковка типа «тетра-брик», «тетра-брик-асептик», «тетра-рекс», «пюр-пак-асептик» и «тетра-пак», в которую упаковывается почти 54% фасуемых жидких молочных продуктов. Наличие в их составе слоя бумаги или картона обеспечивает комплекс потребительских и физико-механических свойств, а фольгированный слой (алюминия) сводит к минимуму воздействие кислорода, УФ-излучения и экотоксикантов на пищевой продукт. По мнению работников торговли, эта тара пользуется большим покупательским спросом, чем стеклянные бутылки или пленочные пакеты.

Основные конкурентные преимущества этой упаковки состоят в том, что  для потребителя она более  удобна и практична, надежна в  транспортировке, обеспечивает более  длительный срок хранения продукта за счет пастеризации или стерилизации молока, экологически чиста, не нуждается  в возврате и более эстетична (часто высокое качество упаковки ассоциируется у покупателя с  высоким качеством молочного  продукта). Торговля отдает предпочтение этой упаковке еще и потому, что картонная упаковка имеет высокую прочность в отличие от полиэтиленовых пакетов и позволяет более эффективно использовать складские помещения и оптимизировать логистику сбыта [14, с.49].

Основное преимущество материала, используемого компанией Tetra Pak для создания упаковки, заключается в том, что он представляет собой ламинат, состоящий из картонной основы, алюминиевой фольги (входит в состав упаковки для продуктов длительного срока хранения, не требующих охлаждения) и нескольких слоев полиэтилена.

Полиэтилен создает эффективный  барьер против бактерий и нежелательных  внешних воздействий, таких как  свет и атмосферный воздух, способных  ухудшить качество продукта. Поверхность  ламината для упаковки перед процессом формовки в пакеты стерилизуется перекисью водорода. Еще один плюс состоит в том, что пакеты запаиваются ниже уровня поступающей жидкости, то есть заполняется весь их внутренний объем, что полностью защищает содержимое от окисления.

Картонная упаковка с «гребешком»  отличается тем, что она «зашивается» сверху, благодаря чему ее можно  без особых усилий открыть руками. Так, например, компания «Элопак» разработала специальный силиконовый слой easy open (легкое открытие) для еще более удобного и легкого вскрытия упаковки.

Такая упаковка выгодна и  с точки зрения логистики - снижает  транспортные и складские расходы: транспортировочные модули компактны  и экономят много места. Кроме  того, продукты, упакованные асептическим способом, могут храниться и доставляться потребителям без охлаждения.

К тому же оборудование по розливу  молока в картонную упаковку установлено  на большинстве российских заводов.

Достоинства и возможности  данной упаковки широко разрекламированы. В настоящее время она занимает лидирующее положение на рынке молочной продукции России, однако трудно сказать, как долго ей удастся удерживать эти позиции. При утилизации три  слоя упаковки являются препятствием, так как трудно подобрать технологию по разделению и переработке отходов [13, с.187].

Использование асептического  розлива в пакеты «тетра-брик-асептик» увеличивает срок хранения молочных продуктов до девяти месяцев, что позволяет поставлять эти продукты по заказам региональных торговых организаций и существенно увеличить объем их производства и «географию» реализации. Крупные молокозаводы, имеющие дополнительные резервы и расположенные, как правило, в областных и районных центрах, переходят на асептический розлив молочных продуктов с целью существенного увеличения объемов производства и захвата неосвоенных региональных рынков.

По прогнозам в ближайшие  годы потребность в стеклянных, металлических  и бумаго-картонных упаковках будет ежегодно увеличиваться в среднем на 1-2%, в то время как потребность в пластмассовых емкостях будет расти в среднем на 4% [11, с.86]. Опережающие темпы роста применения полимерных тароупаковочных средств (по сравнению с другими видами упаковочных материалов) обусловлены уникальным комплексом свойств синтетических и природных полимеров и изделий из них, включая практически неограниченные возможности модифицирования полимерной матрицы.

Наиболее распространенным полимерным упаковочным материалом на рынке молочной упаковки является полиэтилен. Очень распространенной упаковкой для молока и других молочных продуктов остается полиэтиленовая пленка. Она значительно дешевле  других материалов, используемых для  упаковки молочной продукции. Для сравнения, молоко в полиэтиленовых пакетах  стоит на 30-50% дешевле, чем в упаковке Tetra Pak.

Для упаковки молочных продуктов  применяют трехслойные пленки с  наличием в структуре материала  черного слоя. Толщина таких пленок - 70-90 мкм. Каждый из слоев имеет свое назначение и содержит специальные  добавки. Черный слой создает барьер от проникновения света и значительно продлевает срок хранения молочной продукции. В зависимости от выбранной технологии этот слой может быть внутренним или контактирующим с продуктом. Белый внешний слой предназначен для яркой полноцветной печати с использованием самых современных полиграфических технологий. В этот же слой вводится специальная добавка, которая повышает «скользкость» пленки, что важно для работы на современном упаковочном оборудовании. Если внутренний слой - черный, то слой, контактирующий с молоком, является прозрачным и выполняется из чистого, химически нейтрального полиэтилена. В упаковке из однослойной пленки пастеризованное молоко хранится 36 часов, в упаковке из черно-белой пленки - от 72 до 120 часов [8, с.93].

«Полиэтиленовый пакет» по потребительским предпочтениям  уступает картонной упаковке, но тем не менее широко используется в России для розлива молока, жидких молочнокислых и пастообразных продуктов. В последние годы упаковка в рукавную пленку снова отвоевывает позиции на рынке. Подавляющее число потребителей покупает продукты в этой упаковке из-за более низкой цены или при отсутствии выбора упаковок другого типа. Эта упаковка составляет почти 38% от всего объема фасуемых молочных продуктов. К недостаткам такой упаковки следует отнести ее низкую прочность (как отмечают представители молочных заводов и торговли, для нее характерен наиболее высокий процент потерь молочных продуктов при транспортировке и продажах), малый срок хранения продукта. Как правило, в эту упаковку фасуют молочные продукты малые и средние молокозаводы районного масштаба для местных продаж и быстрого потребления.

При выборе полимерного материала  для упаковки молочной продукции  широкого ассортимента необходимо помнить  о том, что полиэтилен не обладает достаточной жиростойкостью: он набухает в жирах, изменяет свои свойства, в результате чего имеется возможность перехода окисленных фракций с низкой молекулярной массой в продукт. Наиболее перспективным материалом, удовлетворяющим всем требованиям, предъявляемым к тароупаковочным материалам, является полипропилен (ПП).

В последние годы объемы использования пластиковой тары в России резко возросли. Этот рост идет в трех направлениях: упаковка пастообразных продуктов (йогуртов, сметаны, творога и др.) К ней  относятся евростаканчики и коробочки с различными типами крышек; увеличение доли упаковки молочной продукции в рукавную пленку;  использование термораздувных пластиковых бутылок и банок, изготавливаемых, в основном, из полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) и полипропилена (ПП) по технологии, специально разработанной для розлива молока, жидких и пастообразных молочных продуктов.

По ряду объективных причин наблюдается стабильное увеличение использования упаковки из рукавной пленки (пакеты, тубы). Среди этих причин - новые требования к упаковке с точки зрения охраны окружающей среды (высокая масса упаковки обуславливает увеличение объемов отходов), значительно возросшие сроки хранения молока и молочной продукции в упаковке из рукавной пленки благодаря новым комбинациям исходного полимерного сырья, снижение цен на продукцию в этой упаковке примерно на 20%.

Современная соэкструдированная молочная пленка, используемая для изготовления пакета, обычно состоит из трех слоев на основе смесей полиэтиленов: наружного (с добавлением белого красителя), среднего (обычно черного цвета для защиты от УФ-излучения) и внутреннего термосвариваемого. Такая структура обеспечивает высокую механическую прочность, не пропускает свет и хорошо герметизируется. На российском рынке по-прежнему представлена двухслойная пленка аналогичного состава. В последние годы появились многослойные материалы, позволяющие осуществлять качественную сварку пакетов, даже через «загрязнения» пленки продуктом; такой эффект достигается за счет модификации термосвариваемого слоя линейным полимером.

Устойчивая тенденция  увеличения объема потребления пластиковой  тары на западном рынке заставляет ведущие компании производителей картонной  тары в России начать переориентацию на производство пластиковых выдувных бутылок. Эту переориентацию уже  начала компания TETRA РАК - ведущий производитель  картонных пакетов для молока в мире.

По разнообразию и функциональному  назначению выдувная тара удовлетворяет  практически любым требованиям  потребителя: она отличается удобством, эстетичностью, стабильностью размеров, небольшой массой, водо-, паро- и газонепроницаемостью, сравнительно низкой стоимостью. Укупоривать выдувную тару можно с использованием всех способов герметизации (завинчиванием, термосвариванием, «нахлобучкой»).

Пластиковые бутылки для  жидких молочных продуктов появились  в России сравнительно недавно. Одной  из первых их стала поставлять французская  компания Danon - известный в мире производитель йогуртов и молочных продуктов. В последнее время на рынке появились пластиковые банки емкостью 0,5 л для фасовки сметаны, творога, других продуктов [11, с.88]. Эта небьющаяся упаковка надежна при транспортировке продукции на дальние расстояния. В крупных магазинах яркая, красочная бутылка выделяется среди разнообразия молочной упаковки и легко распознается покупателем. Среди преимуществ упаковки молочных продуктов в пластиковую тару, можно выделить следующие: низкая стоимость материала; небольшой вес; возможность вторичной переработки; полупрозрачный пластик позволяет определить количество продукта в бутылке; цельнолитая упаковка и плотная крышка исключают течь и позволяют открывать и закрывать упаковку много раз; не бьется (как стекло) и не деформируется (как картонная упаковка); возможность легко сменить цвет и дизайн бутылки [21, с.102].

Экономическую целесообразность производства пластиковой упаковки подтверждает оценка их стоимости по сравнению с картонным пакетом (табл. 3).

Табл. 3

Сравнение различных видов  упаковки для свежего молока

Вид упаковки

Доля упаковки в массе  упаковываемой продукции, %

Масса упаковки, г

Относительная стоимость  упаковки

 

Соэтрудированная трехслойная пленка

0,7

7

1

 

Пластиковая бутылка

1,6

16

5

 

Картонный пакет

3

30

7-8

 

Стеклянная бутылка

38

380

10

 
 

Информация о работе Особенности формирования рынка молочных товаров в РТ