Организация труда в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по организации.docx

— 90.42 Кб (Скачать)

3.Выполнять  правила внутреннего трудового  распорядка.

Все работники  магазина несут ответственность  в соответствии с действующим  законодательством: дисциплинарную и  материальную.

    Совокупность  помещений магазина в соответствующей  их взаимосвязи составляет его технологическую  планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговое помещение; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. Магазин «Гастроном» располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям: торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем; административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии. В настоящее время в магазине « Гастроном « работают 20 человек.   Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:

         а) управленческий персонал (заведующая, заместитель заведующей,

администраторы - 6 человек (30%).

        б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые

обслуживанием покупателей в торговом зале –  продавцы, кассиры) –10 чел.(50 %).

         в) вспомогательный персонал (обеспечивающий  обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие, уборщицы) –4 чел.(20 %).

        По сравнению с 2009 годом в  2010 году в магазине уменьшилась  численность торговых работников  на 50%Но с уменьшением торговой площади и сравнением товарооборота за эти годы можно увидеть, что это привело к увеличению товарооборота на одного торгового работника примерно на 20 %. Можно заметить, какое внимание было выделено кооперации, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволило более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В магазине с работниками заключен договор о полной бригадной   материальной ответственности, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.

      Сам магазин работает методом самообслуживания, только водочный и колбасный отдел  работает методом через прилавок. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.

         При продаже товаров с открытой  выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.

         При применении этого метода  мелкие предметы выкладываются  насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям.

         Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м² торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок. К важным факторам повышения эффективности труда работников относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность  и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить  материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.

     Рациональная  организация труда  работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово - технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. В магазине применяется суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность рабочего дня составляет 11 часов (Приложение В). Сам магазин работает в две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, и для всех работников установлен ленточный график выхода на работу. Согласно графику магазина  (Приложение Д) первая смена работает с 7.30 до 20.00, вторая – с 10.00 до 21.30, обед с 1200 до 12.30 и с 14.00 до 14.30 соответственно по сменам. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.

             При нормировании  труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания. Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.

     Норма выработки – объем работы (в  стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени. Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.

             При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.

     Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные части:

         а) операции с товарами до  предложения их покупателям;

         б) операции непосредственного  обслуживания покупателей;

         в) дополнительные операции обслуживания  покупателей.

    Погрузо-разгрузочные работы в магазине «Гастроном» осуществляются вручную, без использования электропогрузчиков и средств малой механизации. После этого производится приемка товара по количеству и качеству. После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Все продовольственные товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно поступают  в холодильные камеры. Перед подачей товаров в торговый зал товары готовят к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке,  упаковке, маркировке и т. д. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки. Для демонстрации, продажи и хранения скоропортящихся продуктов в магазине используется холодильное оборудование. К торговому холодильному оборудованию относят охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных или замороженных продуктов и полуфабрикатов. По назначению они бывают: сборные холодильные камеры, холодильные шкафы, витрины, прилавки-витрины и охлаждаемые торговые автоматы, с разным температурным режимом. Из холодильных оборудований магазин «Гастроном» имеет холодильные камеры, холодильные прилавки витрины, пристенные холодильные витрины JBG-2, которые предназначены для демонстрации и продажи фасованных продуктов и штучного товара. Торговое холодильное оборудование отвечает следующим основным торговым эксплуатационным и санитарным требованиям: обеспечивает заданный режим, не создает шума, имеет привлекательный внешний вид, обеспечивает удобства для пользования покупателем и продавцом. Помимо вышеперечисленного для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к продаже и отпуском в магазине применяется торговое, весоизмерительное оборудование: весы, гири. В магазине «Гастроном» используют электронные весы  "Масса-К" ВП-15Т.2 и DIGI SM-300.Электронные торговые весы "Масса-К" ВП-15Т.2 предназначены для взвешивания товаров при торговых, учетных и технологических операциях с расчетом стоимости, формирования соответствующего штрихового кода и последующей печати результатов на самоклеющихся этикетках, изготовленных из термочувствительной бумаги.

Электронные весы эконом-класса c печатью DIGI SM-300 предназначены  для маркировки весового товара в  торговом зале или подсобном помещении  универсама. Клавиатура SM-300 надежно  защищена от влаги. Электронные весы можно использовать также на фасовочных участках пищевых мини-производств. В весах SM-300 есть функция маркировки штучного товара.

     Так как в магазине имеется большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в нем используются все три варианта схемы технологических процессов:

         а) наиболее сложный вариант  технологического процесса, который используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной

доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров  – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров.

         б) второй вариант технологического процесса включает хранение товаров, для чего требуются специальные помещения. Осуществление хранения, как правило, диктуется необходимостью организации бесперебойной торговли, когда используемая система снабжения  эту бесперебойность  обеспечить не в состоянии;

         в) при третьем варианте товар  после количественной и качественной  приемки сразу поступает для продажи а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.

      В торговом зале продовольственных товаров используется линейная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.

          Движение покупателей в торговом зале осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания. На выходе из торгового зала расположены 2 узла расчета с покупателями. Планировка торгового зала соответствует его функциям и разрабатывалась с учетом следующих требований:

     обеспечения рациональной организации торгового  процесса, движения покупательских и  товарных потоков;

     создания  условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;

     удобного  для покупателей размещения входов, выходов, отделов, торгового оборудования;

     обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;

          создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

         При распределении площади между товарами при их экспонировании полностью учитывается частота их приобретения. Сам товар размещен на торговых полках, стеллажах, стойках  удобно для  покупателей. Соблюдена выкладка товаров, соответствие товарного соседства, торговый зал оснащен холодильным оборудованием, морозильными камерами.

     В магазине хранение товаров организовано в специальных складских помещениях, товары размещены с учетом физико-химических свойств, соблюдены правила товарного  соседства и санитарно-гигиенические  требования, сгруппированы по признаку однородного режима хранения.

     К технической оснащенности, которая используется в магазине относится и система защиты товаров. В магазине используется  способ охраны товара - это визуальное наблюдение. Он считается одним из древних. Здесь администраторы торгового зала и сами продавцы наблюдают за покупателями. Данному наблюдению способствует и использование специальных зеркал, которые устанавливают так, чтобы вся или большая часть магазина в нем отражалось.

     Внутри  торгового объекта особую роль  в привлечении и продвижении  покупателей по линиям оборудования  играют указатели, названия и обозначения  отделов, рациональное размещение оборудования в торговом зале, высокий профессионализм  работников торгового зала. Последний  фактор в отечественной практике, в том числе и в магазине « Гастроном», не реализует своей роли по причине низкой оплаты труда продавцов. 

    2.3.Пути совершенствования  трудовых процессов в магазине «Гастроном»

При всей важности технического, технологического и организационного обеспечения  труда главной производительной силой коллектива остается человек. Эффективность его работы зависит, прежде всего, от уровня образования – общего и профессионального.

Для улучшения  своих экономических показателей  магазин «Гастроном» должен осуществить следующие мероприятия:

    • провести аттестацию рабочих мест для повышения эффективности работы персонала;
    • потребовать от поставщиков перехода на поставку продукции на поддонах для более технологичной разгрузки;
    • повышение материальной заинтересованности работы персонала через распределение части прибыли;
    • постоянное повышение квалификации персонала через курсы повышения квалификации;
    • постоянно изучать покупательские потоки с помощью анкетирования покупателей. Это позволяет работать на опережение и заранее заказать нужный товар
    • Также необходимо, чтоб расчетные узлы были оборудованы сканирующими устройствами, которые считывают всю необходимую информацию  со штрихового машиночитаемого кода на упаковке товара или этикетке и используют ее для расчета с покупателем. Преимущества сканирования в следующем: увеличение производительности труда контролеров- кассиров примерно на 30 %, повышение пропускной способности магазинов, высокая точность расчетов. При сканировании также регистрируется огромное количество оперативной информации, которую руководство магазина « Гастроном» могло бы использовать для оптимизации коммерческой деятельности.

Информация о работе Организация труда в розничной торговле