Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к
организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41
3.Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
Все работники магазина несут ответственность в соответствии с действующим законодательством: дисциплинарную и материальную.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговое помещение; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические. Магазин «Гастроном» располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям: торговые помещения непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров; торговый зал и кладовые расположены на одном уровне; торговый зал связан с помещениями для приемки товаров кратчайшим путем; административно-бытовые помещения связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии. В настоящее время в магазине « Гастроном « работают 20 человек. Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (заведующая, заместитель заведующей,
администраторы - 6 человек (30%).
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые
обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, кассиры) –10 чел.(50 %).
в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие, уборщицы) –4 чел.(20 %).
По сравнению с 2009 годом в
2010 году в магазине уменьшилась
численность торговых
Сам магазин работает методом самообслуживания, только водочный и колбасный отдел работает методом через прилавок. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров.
При продаже товаров с
При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых наприлавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям.
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30 % растет товарооборот на 1 м² торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок. К важным факторам повышения эффективности труда работников относится его нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, повысить материальную заинтересованность работников в результатах своего труда.
Рациональная
организация труда работников магазина
не возможна без нормирования затрат времени
на выполнение торгово - технологических
операций. Рабочий день работников магазина
складывается из времени работы и перерывов.
В магазине применяется суммированный
учет рабочего времени. При этом продолжительность
рабочего дня составляет 11 часов (Приложение
В). Сам магазин работает в две смены и
в течение дня имеет неравномерный поток
покупателей, и для всех работников установлен
ленточный график выхода на работу. Согласно
графику магазина (Приложение Д) первая
смена работает с 7.30 до 20.00, вторая – с
10.00 до 21.30, обед с 1200 до 12.30 и с 14.00 до 14.30
соответственно по сменам. Время работы
затрачивается на выполнение подготовительно-
При нормировании труда работников используют нормы времени, выработки и обслуживания. Под нормами времени понимают затраты времени на выполнение определенного объема работы одним или несколькими работниками в рациональных организационно-технических условиях.
Норма выработки – объем работы (в стоимостных или натуральных показателях), который необходимо выполнить одному или группе работников в единицу времени. Норма обслуживания выражается в количестве единиц оборудования или в размере торговой площади магазина, которые должны обслуживаться одним работником или бригадой в течение рабочего дня или смены.
При технико-экономическом нормировании труда используют фотографию рабочего дня и хронометраж.
Все торгово- технологические операции, как известно, делятся на три основные части:
а) операции с товарами до предложения их покупателям;
б) операции непосредственного обслуживания покупателей;
в) дополнительные операции
Погрузо-разгрузочные
работы в магазине «Гастроном» осуществляются
вручную, без использования электропогрузчиков
и средств малой механизации. После этого
производится приемка товара по количеству
и качеству. После приемки товары доставляют
в помещение для хранения. Все продовольственные
товары, нуждающиеся в охлаждении, немедленно
поступают в холодильные камеры. Перед
подачей товаров в торговый зал товары
готовят к продаже. Подготовка товаров
к продаже заключается в их распаковке,
сортировке, очистке, фасовке, упаковке,
маркировке и т. д. Перед доставкой в торговый
зал товары маркируют и укладывают в лотки,
корзины, ящики, тележки. Для демонстрации,
продажи и хранения скоропортящихся продуктов
в магазине используется холодильное
оборудование. К торговому холодильному
оборудованию относят охлаждаемые устройства,
предназначенные для кратковременного
хранения, демонстрации и продажи предварительно
охлажденных или замороженных продуктов
и полуфабрикатов. По назначению они бывают:
сборные холодильные камеры, холодильные
шкафы, витрины, прилавки-витрины и охлаждаемые
торговые автоматы, с разным температурным
режимом. Из холодильных оборудований
магазин «Гастроном» имеет холодильные
камеры, холодильные прилавки витрины, пристенные холодильные
витрины JBG-2,
которые предназначены для демонстрации
и продажи фасованных продуктов и штучного
товара. Торговое холодильное оборудование
отвечает следующим основным торговым
эксплуатационным и санитарным требованиям:
обеспечивает заданный режим, не создает
шума, имеет привлекательный внешний вид,
обеспечивает удобства для пользования
покупателем и продавцом. Помимо вышеперечисленного
для осуществления операций, связанных
с приемкой товаров, подготовкой их к продаже
и отпуском в магазине применяется торговое,
весоизмерительное оборудование: весы,
гири. В магазине «Гастроном» используют
электронные весы "Масса-К" ВП-15Т.2
и DIGI SM-300.Электронные торговые весы "Масса-К" ВП-
Электронные весы эконом-класса c печатью DIGI SM-300 предназначены для маркировки весового товара в торговом зале или подсобном помещении универсама. Клавиатура SM-300 надежно защищена от влаги. Электронные весы можно использовать также на фасовочных участках пищевых мини-производств. В весах SM-300 есть функция маркировки штучного товара.
Так как в магазине имеется большой ассортимент товаров, имеющих различный срок реализации и различное время своей реализации, то в нем используются все три варианта схемы технологических процессов:
а) наиболее сложный вариант технологического процесса, который используется при продаже товаров, требующих хранения и предварительной
доработки перед подачей их в торговый зал. Для продовольственных товаров – это фасовка, упаковка, разделка отдельных товаров.
б) второй вариант
в) при третьем варианте товар после количественной и качественной приемки сразу поступает для продажи а торговый зал. Такая схема может применяться при сравнительно медленной товарооборачиваемости или при четкой системе товароснабжения.
В торговом зале продовольственных товаров используется линейная расстановка оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.
Движение покупателей в торговом зале осуществляется против часовой стрелки, что создает им лучшие условия для отбора товаров, а работникам для их обслуживания. На выходе из торгового зала расположены 2 узла расчета с покупателями. Планировка торгового зала соответствует его функциям и разрабатывалась с учетом следующих требований:
обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
создания
условий для механизации
удобного для покупателей размещения входов, выходов, отделов, торгового оборудования;
обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.
При распределении площади
В
магазине хранение товаров организовано
в специальных складских
К технической оснащенности, которая используется в магазине относится и система защиты товаров. В магазине используется способ охраны товара - это визуальное наблюдение. Он считается одним из древних. Здесь администраторы торгового зала и сами продавцы наблюдают за покупателями. Данному наблюдению способствует и использование специальных зеркал, которые устанавливают так, чтобы вся или большая часть магазина в нем отражалось.
Внутри
торгового объекта особую роль
в привлечении и продвижении
покупателей по линиям оборудования
играют указатели, названия и обозначения
отделов, рациональное размещение оборудования
в торговом зале, высокий профессионализм
работников торгового зала. Последний
фактор в отечественной практике, в
том числе и в магазине « Гастроном», не
реализует своей роли по причине низкой
оплаты труда продавцов.
2.3.Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»
При всей важности технического, технологического и организационного обеспечения труда главной производительной силой коллектива остается человек. Эффективность его работы зависит, прежде всего, от уровня образования – общего и профессионального.
Для улучшения
своих экономических